Если исходить из притчи о мытаре и фарисее, то смысл такой: кто ищет область раскрытия сути этого понятия (как и любого другого отрицательного понятия) на стороне (не пытаясь протестировать на этот предмет в первую очередь себя) - то это уже симптом...
главный признак фарисея - в том, что он слепой. Это Господь несколько раз повторяет: "фарисей слепой!" и "Безумные и слепые!" а в другой раз разоблачает их в самомнении о боговедении: "как вы говорите, что видите, то грех ваш остается". А мытарь просто даже и взора не смел на небо возвести.
В том же, что надо тщательно разбираться в окружающей обстановке Бог тоже заповедует: "
берегитесь закваски иродовой и фарисейской, саддукейской" И если фарисеи Господом в евангелиях четко обозначены как слепые и равно этому гробы, то про иродову - политизированную - не так подробно. Причем именно говорит "берегитесь": "15Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас." Посему очень надо следить за тем, в какой среде и с кем мы сообращаемся: "с преподобным преподобен будеши, с нечестивым развратишися"