Исихазм

Автор Тема: Вопрос новичка (первый :))  (Прочитано 14710 раз)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Вопрос новичка (первый :)) (оффтоп)
« Ответ #30 : 03 Март 2007, 12:47:47 »
Evgeny:
Цитировать
PS: вообще я считаю что из всех книг лучшее руководство по умной молитве и духовной жизни - это Псалтирь, если конечно понимать о чем там идет речь. Но это другая тема.

Да, в Псалтири много мест, которые по-новому звучат в контексте умного делания. И не только в Псалтири: классический пример из Песни Песней: "я сплю, а сердце мое бодрствует".
Можно, наверное, начать такую тему, и если открывается "исихастское" истолкование какого-то стиха... Хорошо бы только, чтобы такая ветка не захламлялась. :-)

DrShumiloff

  • Сообщений: 10
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос новичка (первый :))
« Ответ #31 : 05 Март 2007, 09:31:12 »
Всегда был того мнения, что внимание в молитве лучше всего удерживается и возгревается «печалью по Бозе». И с этой печалью отыскивается и сердечное место.

Вот, очень близко к моему пониманию проблемы

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос новичка (первый :))
« Ответ #32 : 12 Апрель 2007, 21:31:51 »
Евгений:
---Поэтому, я думаю, надо научиться отрывать внимание от молитвы. Это единственный способ научиться отрывать внимание и от всего остального, а без этого внимание к сердцу не прилепится. Молитва должна стать барьером между вниманием и "всем остальным" (то есть между всеми внешними и внутренними раздражителями). Тогда внимание займется сердцем и ничем иным

+++как внимание займется сердцем без молитвы?! Что будет делать мое "голое" холодное внимание с сердцем?

Внимать. То есть заниматься тем, для чего внимание и предназначено. В нашем сердце сама по себе творится (самодвижущаяся) молитва – Духом Святым, и если мы не научимся ей внимать, посредством хотя бы автоматической молитвы, то наша делание будет напрасно. Ведь не собираемся же мы спастись посредством собственной молитвы, своих покаянных ощущений, своей печали по Бозе? Мы собираемся спастись благодаря ходатайству о нас Св. Духа, совершающемуся в наших сердцах. Наше дело состоит только в том, чтобы к этому ходатайству – сначала верой, а затем и опытно – присоединиться. И это будет переход от автоматической молитвы к молитве самодвижущейся. Автоматическая молитва охраняет в нас эту самодвижущуюся молитву от напора внешних сил, пусть даже этого мы сначала не замечаем.

Самодвижущаяся (в наших сердцах) молитва и вообще Царствие Божие в наших сердцах от нас скрыты. Мы знаем (верой), что они существуют, но их не ощущаем, так как целиком поглощены ощущениями внешнего мира, в том числе и своими собственными ощущениями (и собственной “печалью по Бозе” тоже). Когда мы умираем для мира или хотя бы (для начала) выстраиваем между ним и собой стену в виде автоматической молитвы, мы оказываемся в Царстве. Если это мантризм, то мантризм наоборот. Ведь мы не Бога пытаемся привлечь и понудить  с помощью мантры (это совершенно бессмысленно, Он и так внутрь нас суть), а наоборот, от внешнего мира, который собирается нами окончательно завладеть, пытаемся оборониться. Мы подобное пытаемся лечить подобным. От мира, который желает  сделать из нас автоматы, мы с помощью подобного ему переходим к свободе, которая в Боге.

На мой взгляд о. Феодосий пишет о том же самом.

+++Всегда нужно поставлять последнею целью молитвенного правила и искать в молитве благодатного посещения, а не остановиться на нем и на приемах “художественных”, не говоря уже о них самих, но и на первом благе, полученном от них — сохранение от праздности и помыслов во время такого первоначального нашего молитвенного “делания”.

«Искать в сердце благодатного посещения, не останавливаясь на приемах» -- это и значит, по-моему, держать внимание в сердце, делая правило по возможности автоматическим.

+++Первое, т. е. благодать Божия, созидает внутреннего человека, а последнее, т.е. наше делание, только охраняет здание благодати, притом при содействии той же благодати.

То же самое. Правило только охраняет то, что внутрь нас суть. И потому оно должно быть по-возможности автоматическим.

+++От одного же нашего внешнего молитвенного делания — и простого и художественного — рождается и воспитывается евангельский фарисей, зараженный самомнением или, в меньшей мере, последует за ним духовное бесплодие в простых неразумных молитвенниках

Когда мы уделяем все внимание внешнему деланию, делая его не автоматическим, увлекаясь собственными чувствами по поводу этого правила и превращая средство в самоцель, мы становимся духовными фарисеями, принимающими кажущееся благо за истинное, внешние ощущения -- за внутреннее.

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос новичка (первый :))
« Ответ #33 : 14 Апрель 2007, 11:19:00 »
Техники, школы, новые флеш-мейкеры…
Научитесь  у оборванных и грязных нищих, клянчащих мелочь, ибо суть Иисусовой молитвы такова.  Кому-то подашь, и сердце радуется, а на кого-то посмотришь, как он просит, – да такой своими “техниками” вызывает лишь смех, а за свою дерзость скоро, наверняка,  получит по репе.