+++при чтении молитвы Иисусовой всякий приходящий помысел мы не должны принимать, а поборать его именем Господним. Тут понятно. Но как со словами самой молитвы? Надобно читать со вниманием, заключая ум в слова молитвы. Но, ведь сами слова дают образы связанные с их смыслом ! И надобно читать молитву с сердцем, читать со внутринним чувством, со смирением, с сокрущением, с благоговеением. Относительно, к примеру, слова- Господь, воображение всеравно рисует образ. Хоть и неясный.
Вот, очень правильный, на мой взгляд, пример. Если относительно слова "Господь" воображение рисует образ, то не следует ли задаться вопросом "какой?"
А также, соответственно, откуда этот образ берется и каково его происхождение. Икона Христа и само начертание или звучание Имени Иисусова здесь не причем. Ведь в них самих по себе не участвует наше воображение и сосредотачиваться на них, самих по себе, без участия воображения, дело заведомо непредосудительное и лишенное всяких сомнений. Рассмотрим случай, когда помимо них еще и наше воображение (а может и не только оно) рисует нам какой-то образ, руководствуясь. по-видимости, благим желанием быть с Господом на молитве "здесь и сейчас", "видеть" Его. К счастью, дело облегчается тем, что до нас уже отцы задавались тем же вопросом, влекомые тем же желанием, и получали ответ на него от других отцов или даже от ангелов. Св. Иоанн Лествичник (27, 47):
"Проходя среднее из сих деланий, был я в средней мере видения, и (Ангел) просвещал меня, когда я жаждал больших откровений. И опять бывши в той же мере, вопрошал я его: „каким был (Господь), прежде принятия Им видимого образа естества человеческого?" Но Князь небесных Сил не мог научить меня сему; да и не было ему позволено. Потом я просил его открыть мне, в каком Он ныне состоянии? „В свойственном Ему, отвечал он, а не в сих". Я спросил опять, „какое есть Его стояние и седение одесную Отца?" Он отвечал: „невозможно слухом принять разумение сей тайны". Я умолял его привести меня к тому. к чему влекло меня желание. Но он сказал: „время это еще не пришло, потому что еще мало в тебе огня нетления". Впрочем не знаю и не могу сказать, был ли я в теле, или вне тела, когда все сие со мною происходило".
Итак, даже если у ангела мы будем спрашивать об этом, мы получим один и тот же ответ. Для нас достаточно того знания, что Господь "в сих", то есть в Своих иконах и Своих Именах, непреложно и непостижимым образом пребывает. А в каком он ныне, "свойственном Ему" Самому по Себе, образе, помимо "сих", пребывает, знать и вместить мы не можем. И потому, если на молитве наше воображение рисует нам что-то помимо "сих", то это, по крайней мере, самоволие и самочиние, если не прямо бесовский прилог. Значит, вслушивайся в звук молитвы, вглядывайся в начертание слов, смотри, если надо, на икону, но любые приходящие при этом образы отметай. Если они все равно приходят, то все равно отметай, покуда приходить не перестанут. А когда перестанут приходить образы, тогда придут ангелы и научат всему, что им позволено и что нам необходимо. И будет это научение не в образе, а помимо них, и в теле, как вне его, как св. Иоанн Лествичник и пытается нам объяснить.
+++Так же и относительно других слов молитвы. Не будем же мы читать молитву произнося плоские, сухие слова? А сердечное чувство всеравно включает асоциативный ряд, воображение что то рисует.
Будем. Будем читать молитву произнося плоские, сухие слова. До тех пор, пока чувства нам не перестанут включать ассоциативный ряд, а воображение что-нибудь рисовать. Потому что "слухом", вообще чувствами и воображением, „невозможно принять разумение сей тайны" молитвы ко Господу лицом к Лицу. Ее можно принять только отказавшись от своих чувств и воображения. Она, эта Тайна, уже присутствует сама по себе, помимо наших чувств и воображения, в словах молитвы и в иконе. Но чувства и воображение мешают нам ее увидеть, увлекая неопытный ум, как ребенка игрушками, по видимости благочестивыми чувствами и мыслями. А когда ум чрезмерно увлекается игрушками (необходимыми, впрочем, в свое время и на своем месте), то не только удаляется от превышающей его способности Тайны, но еще и может повредить свою собственную способность к рациональному мышлению. Правильная молитва не отнимает способность к рассуждению (хотя может отнять желание), а усиливает ее.
+++ Неоднократно на форуме я читал, что в результате умного делания происходит перестройка ума. Вроде тоже понятно, умершвляется плоть. Но не потеряем ли мы способность вообще к рациональному мышлению? Я например начал за собой замечать, что я забываю название слов при разговоре.