вера в Бога есть то же самое, что и Царствие Божие, и они только мысленно отличаются друг от друга. Ибо вера есть безвидное Царствие Божие, а Царствие [Божие] есть вера, божественным образом обретающая [свои] формы
Здесь ничего не говорится о созерцании Царства Божия, а лишь о Его стяжании верой, как и во многих других местах. Меня же заинтересовало именно как можно созерцать ЦБ. Опять же, если созерцаемое должно отличаться от созерцающего, а вера есть то же что и Царствие Божие - то как можно верой созерцать Царствие?
Если преп. Максим говорит, что "вера - безвидное Царствие Божие", то это как раз и значит, что верой мы еще не можем созерцать Царствие.
вера, которая, будучи приводимой в действие божественными заповедями, становится Царствием Божиим, познаваемым только теми, кто обладает [Им].
Мне думается, что "познаваемым" здесь говорится не о созерцании, а о некотором опытном познании Царствия, т.е. это познание, которое достигается не созерцанием, а стяжанием Его.
Мысль преп. Максима более или менее понятна: верой мы как бы получаем задаток еще долженствующего осуществиться через исполнение заповедей Царствия.
А созерцание у преп. Максима - это термин, и он обозначает вполне определенный вид аскезы, средний член триады: делание-созерцание-богословие. Осуществившееся же Царствие Божие, насколько я понимаю, - это завершающий член это троицы. Причем уже не зависящий от нас, а подаваемый даром Духом. Поэтому мне и непонятно, что значит созерцать Царствие. Если опытно познавать - то это преп. Максим называет другим словом, да и не находится это в нашей власти.
Мне ничего в голову не приходит, кроме как созерцать логосы суда. Но Евгений - то имел в виду что-то вполне определенное, какой смысл гадать, если можно спросить автора.