Исихазм

Автор Тема: Аскеза в миру  (Прочитано 138121 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Аскеза в миру
« : 16 Март 2007, 17:40:57 »
О монастыре и монашестве в миру говорится немало, и, кажется, представление о возможности подвизания в условиях мира сего - без принятия формальных обетов, в гуще и толчее больших городов, на мирской работе - начинает медленно усваиваться.   Об особенностях же аскетического пути в мирских условиях не сказано почти ничего. Если и предлагается какая-то практика, то как перенос в мир - с разными послаблениями - подвижнических приемов сурового монашеского жития-бытия.

Аскезе в миру должно быть! Расслабленность, безволие и суетность жизни в миру - особенно в городских условиях - надежный тормоз на пути в Царствие Божие. Да и не может быть никакого пути без сильного пламени устремления, попаляющего препятствия и озаряющего путь.

Чтобы понять, каким должен быть аскетический путь мирского порядка, нужно вспомнить, что является сутью аскезы. Обычно под аскезой понимают набор упражнений в воздержании и умерщвлении плоти. Аскетические упражнения, воздержание, умерщвление... это всего лишь условная и преходящая форма, суть же подвижничества в ином. И это иное - горение духа вкупе с устремлением и посвящением. Вот три основных качества, побуждающих человека к движению и духовному восхождению, а оформление движения - приемы подвижничества и образ жизни - будет зависеть от конкретных условий. Как бывает в этом мире, форма аскезы становится жесткой, ее содержание (горение ко Господу) выхолащивается, и уже под разработанные приемы начинают менять и задавать конкретные условия, ломая свою жизнь - душу и тело - изнурительными подвигами, вместо того, чтобы изнутри изменять и преображать свойства души и тела.

Сущностное ядро аскезы - горение! Горение легко подделывается имитацией - принятием обетов, долгим стоянием на службах, вычитыванием больших правил, неядением, малым сном... И никакого результата в духовном плане, потому что приемы подменили цель. Нарабатывается душевная организация, формируется воля, появляются оккультные способности - аскетические подвиги приносят свои специфические плоды, а цель теряется. И рождается аскет-законник, гордый подвижническим самоумалением.

Условия нахождения в миру, когда необходимо исполнять мирские обязанности в семье и по работе, безжалостно разрушают имидж крутого аскета. И вот ходит такой "аскет" в храм, много молится и постится, а семья трещит по швам, дети не слушаются, с работы за постоянные прогулы гонят, здоровье быстро начинает слабеть, затем теряется адекватное восприятие реальности...  Облом по всем статьям. И как пес возвращается на свою блевотину, так и и младоподвижник возвращается в старую, тупую и ограниченную жизнь мира сего, если не успевает вывалиться из социума.

Сущностное ядро аскезы - горение, а не наработанные столетиями приемы и упражнения, которые в изменившихся условиях стали не годными.

продолжение следует...

Tigon

  • Сообщений: 32
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #1 : 16 Март 2007, 21:13:45 »
   Занимаясь организацией скитов несколько лет, и "аскезой" всю сознательную взрослую жизнь, смог заметить разные "приходы" людей в Православное Сакральное Делание.

   Аскеза, по-простому, вижу как подчинение тела, чувств, мыслей - духовному началу, которое начинает "томится"/ "зовет" и человек начинает "чувствовать" мир с духовной точки отсчета ... и "останавливиется"-перестает бежать вслед ему, как ослик за морковкой, разделяется внутренне.

Этот позыв дается с детства, к сожалению, я не видел людей смогших его обрести в зрелости (только его имитации).

"Горение" же вижу как навязчивую идею, нестерпимый порыв, манию, к которой можно приложить любое соц. движение и будет просто накручивание непрерывное по-кругу, такие люди, приходя к смиренному, созерцательному, умному Деланию, по-началу проявляют большие успехи, но потом - в прелесть( в смысле не-реальности, а пред-взятости во всем и вся=неразумности  духовной).

  В миру быть монашенствующим удобно тем, что усвоив какое-то правило (только методом заданий и исполнением их, (нет просто теории, только прикладывание сразу в сердце= в жизнь человека)), его можно сразу "тестировать" на внешнем окружении и получать корекцию, ибо старцев найти непросто, и теперь мир является уже тестёром ваших навыков.


  К примеру, попробуйте в мегаполисе применять в каждый момент времени : "Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение ".

  Но это возможно лишь при условии временного ухода, для обретения устойчивого навыка в уединении. Я пробую вести это по 4 месяца с мая по сентябрь, в глухих местах, в группах.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #2 : 16 Март 2007, 21:17:42 »
  Вот именно* изнутри изменять и переображать свойства души и тела*. Вместо того, что бы натягивать на себя неподъемную ношу разных подвигов, которые отягащают не только самих себя, но и близких,,,,мы можем работать над собой везде, в самой гуще жизни осозновая все внутри и во вне, как и подобает подвизающему. И тогда жизнь становится удивительно увлекательной, потому что малейшее жизненное обстаятельство становится возможностью для победы над собой.
« Последнее редактирование: 17 Март 2007, 01:41:13 от iunija »
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #3 : 17 Март 2007, 02:06:08 »
Вот один из опытов создания аскетической общины в миру, духоносный опыт ИМХО.....так и не доделал, но 95% текста книги есть...
Протоиерей Борис Якубовский
ИСТОРИЯ БЕСЕДНИЧЕСТВА В САМАРСКОЙ ЕПАРХИИ
здесь
 
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #4 : 17 Март 2007, 02:16:22 »
Alexander:
Цитировать
Сущностное ядро аскезы - горение! Горение легко подделывается имитацией
- принятием обетов, долгим стоянием на службах, вычитыванием больших правил, неядением, малым сном...

Да, можно и без дров с кипой  бумаги развести  в  печи яркий огонь, который быстро разгоревшись, также быстро и погаснет.  А «дрова» одни и те же в монастыре и в миру – вера, сокрушение сердечное, преданность Богу (хождение пред Богом). Аскетические приемы могут способствовать просушке и растопке «дров». Приемы – это всего лишь вспоможение и не более того.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #5 : 17 Март 2007, 02:29:20 »
Tigon:
Цитировать
Этот позыв дается с детства, к сожалению, я не видел людей смогших его обрести в зрелости (только его имитации).

Но есть и немало исключений из этого правила. На вышеприведенном примере с дровами, может быть, наверное, и такой вариант: дрова-то есть, но они сыроватые и разгораются медленно. И огня не видно - один только дым. Разгорятся они, наконец, или потухнут - вот в чем вопрос. :-)

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #6 : 17 Март 2007, 11:55:12 »
Цитировать
Устранимся от пресыщения и даже насыщения, положим себе в правило умеренное, постоянное воздержание в пище и питии, откажем себе в наслаждении вкусными яствами и питиями, будем успокаивать себя сном удовлетворительно, но не чрезмерно, откажемся от празднословия, смеха, шуток, кощунства, прекратим ненужные выходы из кельи к братиям и прием братий в келью, под предлогом любви, именем которой прикрываются пустые беседы и занятия, опустошающие душу. Откажемся от мечтательности и суетных помышлений, возникающих в нас по причине нашего неверия, по причине безрассудной попечительности, по причине тщеславия, памятозлобия, раздражительности и других страстей наших. С полнотой веры возложим все на Господа, и многомыслие наше, наши пустые мечты, заменим непрерывающейся молитвой ко Господу Иисусу.
свт. Игнатий Брянчанинов.
Мне кажется, что очень хорошо показано, что подвиг телесный нужен, но более внимание, конечно, должно обратить на подвиг душевный и как вы, Александр, выразились "Рвения".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #7 : 17 Март 2007, 12:24:24 »
Igor, мне видится, что "вера, сокрушение сердечное, преданность Богу (хождение пред Богом)" - уже не дрова и еще не горение, но сила горения, жар... Этот жар - и в монастыре, и в миру один и тот же. А "дрова" разные, если в монастыре они еще - по традиции - остаются "деревянными", то в больших городах деревом (грубой аскезы) квартиру (души) топить не разумно.  Дальше я хочу сказать о том, какие приемы предпочтительны при аскетическом стоянии в миру, чтобы они были действенными.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #8 : 17 Март 2007, 12:32:32 »
Свт.Игнатий верно говорит, только это самое-самое начало - очень слабое и рабское - аскетического пути в миру. Тот, кто по нему пошел ныне, потерял адекватное отношение к миру - стал сухим листом облетелым, ибо путь этот строится на отрицании, без наполняющей и утверждающий силы Духа, ведущего человека по хлябям мира, яко по суху.

kirill_mkv

  • Сообщений: 492
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #9 : 17 Март 2007, 15:06:23 »
Здравствуйте, уважаемые!
Наверное от горения должно происходить свечение. А если удалиться и запереться ото всех то это как то на эгоизм сильно похоже.
Если в результате человек колко глядит, не улыбается, не шутит, не мечтает, ото всех запирается, сосредоточен исключительно на себе, то как то не понятно, что в этом хорошего. Ведь про угрюмого медведя в берлоге никто не скажет, что на самом то деле это птичка-снегирь?

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #10 : 17 Март 2007, 15:46:48 »
       
       В  Евангилие сказано *духа не угасайте в себе*... Так, вои это *Духа не угасайте*- и должно предопределять ту меру подвигов, которые человек может взять на себя. Лишнего не требуется. А то, если захочешь *взлететь* ввысь в одночасье, минуя все стадии духовного очищения, можно *взорваться*, как паровой котел,  т.е. повредить себя. :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #11 : 17 Март 2007, 16:14:42 »
А если удалиться и запереться ото всех то это как то на эгоизм сильно похоже.

Вот оно-то... Но иногда запираться не грех, но не навсегда, а потом уже, очищенным общаться, шутить (Игнатий перегнул, как обычно, он вобще мне напоминает сильно штангиста, который хочет поднять земной шар, ибо, кто не поднимет земной шар, тот в прелести... даже у Самого Бога есть чувство юмора, да и многие святые любили пошутить, правда, конечно не так, как в камедиклаб :), а красиво и благочестиво)  и даже, нет-нет, помогать, дарить людям Любовь, "чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". А вобще, "истинный путь лежит посредине" (Будда... многие неправильно истолковывают... между суровой аскезой и обычной жизнью, но не между Богом и лукавым). Александр, спасибо за актуальную тему... ждем продолжения :)
« Последнее редактирование: 17 Март 2007, 16:18:24 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #12 : 17 Март 2007, 16:57:05 »
Да и не может быть никакого пути без сильного пламени устремления, попаляющего препятствия и озаряющего путь.
 суть же подвижничества в ином. И это иное - горение духа вкупе с устремлением и посвящением. Сущностное ядро аскезы - горение!

Горение духа вкупе с устремлением и посвящением себя Богу также присуще исламским экстремистам, причем это у них вполне искренне. Суть же христианской аскезы - любовь, а аскетическое самоотвержение (со всеми его внешними и внутренними элементами) есть лишь способ самоустраниться и расчистить в душе место для благодати Божественной любви.

Миша

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #13 : 17 Март 2007, 17:00:27 »
Да тема хорошая как раз на злобу дня.Разрешение проблемы мне как всегда видиться в абсолютной  правоте Св.Игнатия.Простоте ,точности ясному пониманию недугов современного человека не перестаю удивляться уже второй десяток лет.В нашем сегодняшнем мире ОСОБЕННО процветает одна душевная болезнь ,кич друг перед другом.Где угодно,
на работе ,в обеспеченности ,умственных способностях.Естественно не выпадает из этого списка и аскеза(к сожалению).Показ друг перед другом аскетических сальто -непременный атрибут помоему любого совр.храма.Всегда вспоминаеться в это время рассказ о.Тихона(Шевкунова)о первой встрече с о.Иоанном(Крестьянкиным).Так вот последний никогда особо не отличался аскетическим видом,в отличии от соратников ,однако Бог благоволил именно к нему.Телесная аскеза лишь помогает(эффективнсть ее намного ниже чем думают некоторые),благодати ,тянущей человека
к от плотского к реальному.Роль телесной аскезы в том что б не получилось дисгармонии .Если в целом дух устремлен в гору ,то и тело как осел не должно ортачиться.

Роль телесной аскезы ,подвига ,неимоверно ,многокранто завышина в наше время .Начинающий подвижник только и думает ;Сей час подвижусь как следует,буду есть 3 раза в неделю ,стяжаю Дары,иже во Святых прозябать буду через годик .Собственный плотской ум да нерадивый батюшка ему бедному тут как раз и сослужат "службу"потокая в этом  .Высказывания вроде того что тело ослабивая ,духовное взращивает,окончательно утвердят самость.

Слава Богу если бедный заметит ,что не смотря на его подвиги молитва день ото дня разная ,один день огонь,другой пусыня.Хорошо если сообразит что к чему .Что от его дров(подвигов) толку мало ,все и во всем Господь .И от стрстей освобождает не по подвигам ,а по своему усмотрению,молитву подает в ЛЕГКОМ дуновении ветра,а не в горячке душевной,и ум после этого как утенняя звезда(далеко не от подвига).Хорошо если так ,если поймет.

А если в сухости начнет искать в себе исскуственное отогревание сердца,образ строить ,ну и прочее (психику заводить).Так на Афноне слыхал учат.
Так и не поймет бедняга ничего .  А не стяжав смиренномудрие ,как получть смирение?

Тысячу раз прав Св.Игнатий трезвение ,трезвение и еше раз трезвение и в первую очередь ни чего от СЕБЯ,прислушиваться к сердцу и только ,по милости Божией может отзоветься.

И никакого сухого листа(это Alexander камень в Ваш огород),только пройдя сквозь познание собственной сухости ,и при наличии очень строго поста ,подвигов,начинаешь понимать где твое и где Божие,и что нет на самом деле ничего в тебе ,ни любви ни иситинной человечности ,а в сердце лед и мрак.Так что святитель прав призывая познать себя.Таким вот путем.
Это - не велико: велико будет то, когда ты сочтешь себя - хуже всей твари

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #14 : 17 Март 2007, 20:01:05 »
Если человек окончательно убедился в том, что мир сей постоянно подсовывает ему туфту вместо Жизни в абсолютно всех ее проявлениях, и все его иллюзии относительно ли успеха, карьеры, семейного счастья, физического здоровья ли рассыпались в прах, тогда он и начинает поиск Иного. Хорошо и сильно работает на Поиск страх Смерти и личного вечного уничтожения. Аскеза (ИМХО) это, прежде всего, принятие твердого и окончательного решения Найти. Каким образом она будет осуществляться - это уже зависит от предпочтений и обстоятельств искателя Истины. Если вместо несения семейного креста он решает уйти в монастырь, то это будет кардинальной ошибкой. В Православии, как известно, оба пути равноценны: спасение в миру и спасение в монашестве.
Аскезу не надо путать с аскетизмом. Постные рожи не сумеют с войти в Царствие, поскольку уже забыли о том, что такое счастье, то самое, которое испытывали в детстве. Подчас самоизнурение сверх меры убивает самое радость жизни, превращается в самоцель, угнетает близких.
Господь обещает искренне ищущему Обретение: Ищите и обрящете, стучите и откроется вам. Ну не обманщик же Он? Значит надо не просто стучать в эту запертую дверь, надо ломиться в нее что есть сил, потому что не знаем ни дня ни часа, когда все бесславно закончится для нас большим пшиком...

Мы все - общественные существа. Хочет этого человек или не хочет, но он соотнесен с другими даже на уровне бессознательного. Эмпатия присуща любому, кто может хоть что-то чувствовать вообще. Поэтому-то и уходит отшельник в скит и затвор, чтобы отстроиться от этого соотнесения и вслушаться и всмотреться только в свои конкретно проблемы. Когда же эта задача будет решена, и ему, даже при тысячекратно возросшей эмпатии, будет дано различение "своего" и "чужого", когда он будет видеть, что "другого"-то, в сущности, нет, тогда и происходит возвращение к людям. И мы знаем, какие толпы валят к старцам за помощью. (Это для kirill_mkv, в ответ на его "медведя в берлоге". Не всем, правда, удается себя отследить. Некоторые так и остаются угрюмыми медведями. Скорее всего, выбор маршрута оказался ошибочным для таких и надо бы срочно вернуться в мир, жениться, народить кучу детей со всеми последствиями.)
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.