Исихазм

Автор Тема: Аскеза в миру  (Прочитано 138267 раз)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #90 : 01 Декабрь 2007, 22:51:04 »
Не знаю.Читал у св.Исаака Сирина,что созерцание начинается после,как человек приходит в любовь.Ради этого,имхо,можно многим пожертвовать.

Если спросить "чем пожертвовать", то ответ очевиден и пафосен: "Всем!". А вот как пожертвовать? Вы знаете как?

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #91 : 01 Декабрь 2007, 22:55:49 »
Не надо думать о том, как... надо просто пожертвовать.

То есть вы просто жертвуете, Keleynick? Решительно всем?

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #92 : 01 Декабрь 2007, 23:07:35 »
Не надо думать о том, как... надо просто отпустить то, что мешает.

То есть вы просто жертвуете, Keleynick? Решительно всем?

Я, конечно, далеко не пример для подражания :)

Но считаю, что можно иметь многое в этом мире, если не привязываешься к этому и можешь без этого обойтись. Если можешь отпустить саму привязанность, то надо решительно это отпустить. Если не можешь отпустить, расстанься с объектом... по крайней мере, на некоторое время. Если это явная страсть, или вредная привычка - тогда решительно лучше сразу всем и перетерпеть некоторое время дискомфорт. А все сразу отпустить и небезопасно. Но, очень опасно, когда, если имеешь мешок гадости, не выбрасываешь из этого мешка каждый день некую малую часть. Как выбросим гадость в Огонь, так и получим от Бога Благо. Почему бы ради этого не проявить решительность? Что может быть лучше такой свободы в Боге? Почему бы не выбросить один рванный рубль, чтобы получить миллион [духовным] золотом :) ?
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #93 : 01 Декабрь 2007, 23:13:27 »
>>вместо жалеть и молиться за них.

Таким действием можно также и умело скрыть от самого себя свою гордыню. А молиться надо. Но не жалеть, а любить, как самого себя.

Дело в том, что те, кто не занимаются превозносятся, куда больше над теми, кто занимается, нежели наоборот. Ибо внутреннее делание дает по внутренней гордыне, хоть частично, а внешнее ее обычно усиливает. Еще имеет место превозношение над теми, кто в других конфессиях - это куда намного страшнее и опаснее.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #94 : 01 Декабрь 2007, 23:16:33 »
  Паисий Эдзнепидис сказал,что,если бы,все силы бросили на борьбу с превозношением,то быстро духовно преуспевали бы.

Опять же, звучит красиво и правильно. Но вот как вы видите эту собственную ежеминутную и ежесекундную борьбу с самопревозношением? Вы на нее способны?
Конечно, самопревозношение (непрестанное, в отличие от молитвы) требует борьбы, но речь о другом - о том, что красивые и правильные цитаты быстренько разбиваются о повседневность. О повседневность самопревозношения. Хорошо увидеть собственное самопревозношение (гордыню), но это может оказаться еще более тяжким искушением. Потому что увидишь себя не придавленным скалой гордыни, а вросшим в нее. И уничтожение этой скалы означает уничтожение себя самого. И вот об эту скалу разбиваются многие красивые и правильные цитаты. И молитвы.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #95 : 01 Декабрь 2007, 23:19:25 »
Вопрос в том, что это не только социальная, но со времен она становится также и религиозной. Недавно Александр цитировал, как на кураевском форуме одна девушка задала, ну совсем безобидный вопрос об исихазме, и в ответ со стороны т.н. "священников" (!) последовало промывание мозгов, расчитанное на то, чтобы возбудить в ней страх, и отвлечь с духовного пути любви на фарисейский.
На этот счет есть писание,что Церковь -одно тело и разные члены.И что,есть сосуды для высокого употребления и для низкого.Для исихастов велик соблазн превозносится над прочими и осуждать,вместо жалеть и молиться за них.
  Паисий Эдзнепидис сказал,что,если бы,все силы бросили на борьбу с превозношением,то быстро духовно преуспевали бы.
  Вот,кстати,и хотел внушить Ивану Боголюбову- враг ВНУТРИ.

Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #96 : 01 Декабрь 2007, 23:24:29 »
Не надо думать о том, как... надо просто отпустить то, что мешает.

То есть вы просто жертвуете, Keleynick? Решительно всем?

Я, конечно, далеко не пример для подражания :)

Вы заметили, Keleynick , как у нас часто звучит: "Просто надо делать то-то", а потом следует скромная оговорка: "ну, я-то далеко не пример для подражания".
Ничего личного. Просто  я хотел сказать что "простое" далеко  "не просто".
Да, конечно, надо "просто жертвовать". Но вот как же добиться этой простоты? Чтобы потом не оговариваться: "я далеко не пример..."? В этом, похоже, и проблема.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #97 : 01 Декабрь 2007, 23:34:41 »
~ Но вот как вы видите эту собственную ежеминутную и ежесекундную борьбу с самопревозношением? Вы на нее способны?
Конечно, самопревозношение (непрестанное, в отличие от молитвы) требует борьбы, но речь о другом - о том, что красивые и правильные цитаты быстренько разбиваются о повседневность. О повседневность самопревозношения. Хорошо увидеть собственное самопревозношение (гордыню), но это может оказаться еще более тяжким искушением. Потому что увидишь себя не придавленным скалой гордыни, а вросшим в нее. И уничтожение этой скалы означает уничтожение себя самого. И вот об эту скалу разбиваются многие красивые и правильные цитаты. И молитвы.
   Да,это очень тяжело,имхо.Поэтому раньше,имхо,проходили послушание ПОД старцем.
  Но,Господь милостив!Пока не почувствовал сладость,не имел понятия,но когда дух оживает от молитвы,а потом вдруг, замирает,значит,скорее всего,уклоняюсь в тщеславие."Сдаю" тщеславие и,как правило,сухость проходит.Т.е.,имхо,тщеславие более всего не пускает благодать.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #98 : 01 Декабрь 2007, 23:40:48 »
  Но,Господь милостив!Пока не почувствовал сладость,не имел понятия,но когда дух оживает от молитвы,а потом вдруг, замирает,значит,скорее всего,уклоняюсь в тщеславие."Сдаю" тщеславие и,как правило,сухость проходит.Т.е.,имхо,тщеславие более всего не пускает благодать.

Тут я не могу рассуждать. Во время молитвы у меня бывали ощущения, похожие на "сладость". Бывали и периоды, похожие на то, что называют благодатью. Это давно прошло, и я не знаю, что это было.
Жить надо с тем, что есть.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #99 : 01 Декабрь 2007, 23:48:53 »
Если спросить "чем пожертвовать", то ответ очевиден и пафосен: "Всем!". А вот как пожертвовать? Вы знаете как?
   Ничем особенно не жертвовал.Просто, как мог,творил молитву,а мои "потери" проходили мимо меня.Не получал работу,которую хотел,девушка,на которой хотел женится, никак не соглашалась.Чувствовал БОЛЬ потерь.Но,однажды,сказал:Господи,отдаю Тебе то,чего хотел,но не получил.И боль потери прошла.Разрушилась эмоциональная привязанность к людям и вещам.На миг почувствовал свободу,но этого было достаточно,чтоб  сделать правильные выводы:Unde modo et qua modo? Опыт.Так с-каать.
« Последнее редактирование: 02 Декабрь 2007, 00:56:28 от dURIMAR »
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #100 : 02 Декабрь 2007, 00:00:49 »
Но,однажды,сказал:Господи,отдаю Тебе то,чего хотел,но не получил.И боль потери прошла.Разрушилась эмоциональная привязанность к людям и вещам..На миг почувствовал свободу,но этого было достаточно,чтоб  сделать правильные выводы

На миг - это хорошо. Но вот теперь вы можете сказать: "Я больше не привязан ни к вещам, ни к людям?"

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #101 : 02 Декабрь 2007, 00:03:41 »
Жить надо с тем, что есть.
   Не читали ли Вы в Невидимой брани -"непрестанно подвизаться"?
Имхо,должен быть прогресс в Умном делании,как спортсмен всегда улучшает свой собственный результат, нам,имхо,надлежит улучшать результат в смирении.
 Некий брат спросил на форуме:"Что я делаю не так?",но ведь,имхо,можно запереться и спросить у Бога:"Господи,что я делаю неправильно?".Милостив Подвигоположник.
  Прошу прощения.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #102 : 02 Декабрь 2007, 00:09:24 »
На миг - это хорошо. Но вот теперь вы можете сказать: "Я больше не привязан ни к вещам, ни к людям?"
   Конечно,не могу сказать,но у меня остался ОПЫТ этой свободы.Знаю теперь,за что упираться.Говорю себе:"Пилите Шура,они золотые". :-)
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #103 : 02 Декабрь 2007, 06:14:01 »
Бывали и периоды, похожие на то, что называют благодатью. Это давно прошло, и я не знаю, что это было.
Жить надо с тем, что есть.

Простите, что влезаю в Ваш разговор. Мы все прекрасно понимаем, что у каждого человека свой неповторимый путь. Но осмелюсь предположить, что какие то общие черты все же существуют. Совсем не давно встречал такую мысль у Софрония Сахарова, у которого также было нежелание давать систему общего пути для всех. Он все же разделяет три периода или три стадии в жизни христианина (простите, может быть я повторюсь, кажется уже это звучало где то на форуме):

«Первый период – это период призыва Божия. Этот период как правило краток. Он однако богат на духовные опыты и благодатные изменения… («Призвающая благодать»)

Второй период – имеет большее протяжение и характеризуется отъятием или уменьшением ощутимой благодати. Этот период хотя и многотруден, бесконечно плодотворен. Брань за стяжание благодати ведется до конца и превращается в искусство и науку, «которые научают нас спасению». («Отъятие благодати»)

Третий период для тех, которые законно подвизались и исполнили всякую правду, может быть кратким как и первый, но более богатым на благословения и дарования живого Бога». («Возвращение благодати»).»
яко немощен есмь

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Аскеза в миру
« Ответ #104 : 02 Декабрь 2007, 11:42:36 »
stas, бывает, что на самом деле не знаешь, а был ли хотя бы "первый период" или как там это называется. Было ли вообще что-то. И вот с этим тоже надо жить, что еще остается-то?

dURIMAR, "прогресс в умном делании" зачастую более чем обманчив - для "прогрессирущего". То есть "прогресс-то" вполне может быть, но своя собственная оценка скорее всего будет ошибочной - заниженной или завышенной, неважно. А значит, бесполезной.
Что до вопроса "что я делаю не так?", то наверняка каждый из нас может привести гигантский список собственных "не так". И это не так , и то, и то, и то... Вопрос, опять же, не в том, "что не так", а  а в том "как сделать чтоб было "так"