Вот некоторые мысли.
Вот два паралельных места в Евагелии:
24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
27 [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
(Мар.12:24-27)
и
34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
38 Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
(Лук.20:34-38)
Если смотреть на первый отрывок, то там мы не находим ничего(имхо), что могло бы прояснить состояние человека от смерти и до всеобщего воскресения, мы не можем даже утверждать, исходя из данного отрывка, что человек осознает себя в посмертии, до воскресения, но у евангелиста Луки такой намек все же имхо появляется в словах "...ибо у Него все живы", т.е. живы сейчас в данный момент...
Потом,мы можем вспомнить такой момент из истории о Преображении Господнем:
3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
(Матф.17:3)
4 И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.
(Мар.9:4)
об Илии мы знаем, что он был взят на небо живым, о Моисее же сказано, что
5 И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню;
(Втор.34:5)
т.е. если по смерти все ощущения кончаются до всеобщего воскресения, то не мог бы Моисей говорить с Господом в момент Преображения.
Еще можно вспомнить такие слова св. ап. Петра
18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
(1Пет.3:18-20)
зжесь уже прямо говориться о духах...
Насчет же деталей того в каком именно состоянии мы будем пребывать поле смерти, какие там существуют градации, возможен ли там духовный прогресс(обращение от тьмы к Свету) и т.д. вопрос конечно интересный, и для меня тоже весьма значимый, но все же я всегда стараюсь помнить, что Учение Христово сугубо практическое, оно направленно на причастность к Богу, а там, как мне кажется вопросов уже не будет, там(в состоянии причастности) мы сами, милостью Божией, постигнем то как оно есть...Т.е. мне кажется, что оставление в стороне метафизических вопросов в Евангелии и концетрация внимания на вопросах прктических, жизненных, это не случайность...
Вот такие мысли, всем братиям и сестрам желаю достойного проведения Великого Четверга, с уважением Дионисий К