>Я попробую изложить свое понимание, однако, это не тот случай, когда РАЗУМНО объяснять это словами... Вам бы лучше узнать это в своем сердце, ибо там есть это
.
Брат Келейник, пытаюсь в меру сил. Увидеть в сердце, не как через мутное стекло, а как есть - почти недостижимый идеал. доступный, скорей всего, только святым.
>Сергий, возможно ли Богообщение, если не видишь Бога в себе? И где Присутствие? Где Царство Божие? Бог все и везде! Следовательно => где Богообщение? Внутри нас.
Христос говорит об участи грешников после Суда. Только тогда нераскаявшиеся будут извержены в тьму внешнюю. Бог везде. Но можно закрыть глаза (глаза сердца) и отказаться видеть его. Для плотского человека Бог кажется не Любовью, а огнем поядающим, причиняющим те самые адские страдания. Пока ветхий, страстный человек не сгорит, Богообщение в полной мере невозможно. В этом смысле, человек Богооставлен.
У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. (1е Коринфянам)
Всетаки, мне кажется, внутри нас "орган" Богообщения - сердце. Не физическое серце, конечно. А Царствие не внутри и не вовне. Оно вне категорий пространства-времени.
>С другой стороны, на то оно и Слово Бога, что имеет великое множество ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ смыслов.
Согласен. Смыслов много. И все они имеют ценность и пользу.
>Пробужденный - понятие очень растяжимое... многие люди глубоко религиозны и исполненны в определенной степени Святого Духа, но они не пробуждены, ибо они не видят Бога нигде, кроме своей религии. Внутреннее же имеет много уровней, и самые внутренние уровни (допустим, 3 самых глубинных уровня, хотя, скорее всего их куда больше) не могут быть осквернены. Остальное же, как-то - физический, эмоцинальный (витальный у Ауробиндо) уровень, интеллектуальный (ментальный), и т.п., я считаю внешними. Когда человек себя отождествляет с любым из этих уровней (которые я считаю внешними), тогда, я полагаю, что сознание пребывает "во тьме внешней".
Пробуждение не растяжимо. Оно или есть, или нет.
Другое дело, что человеку свойственно самоприсваивать себе пробуждение и при этом продолжать сладко спать.
"И приходит к ученикам и находит их спящими."
В Псалтыри хорошо сказано:
Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
Советовать, конечно, не могу. Сам начинающий. Лично мне, все эти уровни сознания, йоговские пранические тела и прочее, кажутся лишними. Не способствуют они покаянию и чистой молитве. Молитва - дело безвидное. Чем меньше в воображении чакр, пран, каналов и прочего, тем спокойней. Это, конечно, мое имхо.
Для спасенного нет ничего внешнего. Бог спасает и дух, и душу, и тело в их неразрывном единстве. Они преображаются, но никак не отбрасываются в качестве "темных уровней".
>Господь же недвусмысленно сказал: "Царство Божие внутрь вас есть" и вопрос в том, принимаем мы Его, или нет, ибо "Благоволение Отца - дать нам Царство", и оно [благоволение] безусловно, грешники ли мы или праведники по человеческим меркам, ибо пребывая в сем Царстве мы лишаемся способности грешить, пока там находимся.
здесь спорный момент. Если понимать "внутрь" буквально, можно свести эти слова к простому психизму. Занимайся молитвой и у тебя возникнет субъективная картинка Царства и общения с Богом. Получишь субъективный опыт, обусловленный определенным режимом функционирования твоей нервной системы. Но это ведь не так.
Мне кажется, "внутрь вас" - указание на то, где находится вход в Царство, а не само Царство.
>Человек способен воспринимать Божье, и это ес-но, но эта способность подавляется, когда человек отождествляет себя с самостью (существом отделенным от Бога или когда человек поклоняется "богу", который осуждает его за каждый мелочный грешок, или же когда человек думает, что он “кости и плоть” [физическое, эмоциональное, ментальное и т.д.]), вкусив "запретный плод" дуального сознания, но и здесь часто Господь дает Духа Своего так, что не воспринять это невозможно, и самость начинает разрушаться. И в том то и дело, что внешний человек это физическое (!), эмоциональное, ментальное и т.д. воспринимает, как внутреннее, как-то – отождествление физического сердца с духовным и т.д. Отсюда и выражение “духовная прелесть”, но как перелесть может быть духовная, как Дух может быть прелестью? Я же считаю, что это все - внешнее, внутреннее же имеется в виду [по крайней мере мной] не в пространственном понимании (хотя и это тоже важно), а в сокровенном, неписуемом словами (иномерном).
Бог, конечно, не осуждает каждый мелкий грешок. Бог вообще не осуждает, потому что он Любовь. Просто мелкий грешок удаляет человека от Бога.
Не совсем понял, что плохого в том, чтобы поклоняться Богу, иметь страх Божий?
"Работайте Господеви со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом."
Бог может быть и любящим и ужасающим. Ужасающий Бог - тот же Бог, а никак не "бог". Отцы писали, что путь веры начинается со страха наказания. Страх человеку понятен, а любовь, особенно необусловленная, - темный лес.
>“Царство Божие внутрь вас есть” – как тогда же внутри может быть темнота, если там Царствие Божие? Божие Сознание есть везде и ВО (внутри, но не физически внутри) всем, вопрос лишь в соизволении и готовности приятия Его и отдачи внешнего сознания под контроль Внутреннего (возможно, Вселенского, как вы говорите), и тогда [в случае приятия и подчинения] "уверовавший не будет ходить во тьме".
трудно с этим согласиться. Все таки Бог - это не контроль. Воля Божья - неслитна и нераздельна с человеческой. Она не заменяет человеческую волю. Иначе получили бы зомби, управляемого извне. Бог не Внутреннее, Он вездесущ, "дышет где хочет". Внутри духовное сердце - "орган" общения с Богом, а не сам Бог. Имхо.
Про "Вселенское сознание" с кем-то меня путаете. Таких терминов не употребляю в принципе.
Православные мы, изотерикой не увлекаемся.
***
Тут же актуально определить - что такое тьма? Есть такое определение... "невежественный Свет"... или, как я понимаю, искаженный. Ведь Бог не создавал зла, а все создал Светом и из Света.
***
Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. (Евангелие от Иоанна)
Имхо, тьма - человеческая слепота. Неспособность видеть свет. Невежество, порожденное грехом.
Правда, не обязательно грехом. Сущность Бога человек тоже не может видеть. Поэтому Бог в непосредственном существе для человека мрак, темнота. Пресветлый мрак.
Чем более приближаются к Божественной Сущности, тем более видят несозерцаемую божественную природу и то, что названо святыми отцами “пресветлым мраком”. (Влахос "Одна ночь в пустыне Святой Горы")