Исихазм

Автор Тема: Сотериологическое сомнение  (Прочитано 24324 раз)

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Сотериологическое сомнение
« Ответ #30 : 26 Апрель 2007, 17:48:52 »
   Знаю одного молодого человека, укоторого вдруг проснулось потребность в исповеди. И он пошел в хром. Исповедавшись, он действительно получил облегчение. По прошествии некоторого времени, он ощутил опять тот же позыв. Но на этот раз все пошло не так. После того как он исповедовал свои грехи, батюшка спрашивает его* а Вы прочитали положенные каноны и последование ко Святому Причащению?*  Тот ошарашенно отвечает -НЕТ!  Свяшенник решил не допускать его до причастия, но в последний момент передумал и разрешил, сказав, что пусть дома все положенное прочитает, иначе это останется на его совести.  Прилетев домой, молодой человек схватил молитвослов и спросив,что надо читать, углубился в чтение, из которого ничего не вынес и ничего не понял.   Так прошла у него охота ходить на исповедь.* Я не понимаю- говорит он,  что нужно Богу: мое покояние или каноны вместе с последованием?*

Исповедь ведь таинство. Для него нужно сонастроится. Войти в атмосферу, где через твое смирение и покаяние Богом дается благодать. Если сам не можешь создать в сердце такую атмосферу, есть песнопения-каноны людей, которые жили в таинстве покаяния и беспрерывного причащения постоянно. Имхо, нужно быть благодарным, что есть такая помощь, а не считать себя крутым антиклерикалом, пришедшим на "церковный психоанализ" с антидогматическим настроем.

Это будет таинство в осуждение. Устроишь себе проблемы на всю оставшуюся жизнь, которые ни один светский психоаналитик не разгребет.
« Последнее редактирование: 26 Апрель 2007, 18:04:35 от Sергий »

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Сотериологическое сомнение
« Ответ #31 : 26 Апрель 2007, 17:56:55 »
>> После этого даже если ангел будет говорить противное догмату -анафема.

А если Бог :) ?
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Сотериологическое сомнение
« Ответ #32 : 26 Апрель 2007, 18:03:23 »
Реальный путь никак не отменяет абрис этого пути, составленный - часто своей кровью - теми, кто проходил по нему раньше. Но идти-то нужно по настоящему пути, а не по нарисованному, который расставляет вехи и дает ориентиры. И здесь появляются хранители карт-раритетов, которые сами не идут по пути и его не знают, но изучили карты и, сидя в догматических и канонических засадах, с удовольствием пускают кровушку странникам, которые идут по реальному пути, быть может, плохо ориентируясь в картах.

Мне кажется, это началось со времен сращивания с римской властью. По типу "отдавайте Богу Богово через посредника-Кесаря. Не даром Roma перевертышь от Amor - Любовь. Появился церковный чиновничий аппарат, обслуживающий госидеологию, архитипичные чиновники с мигалками, учащие "простых смертных", включая святых, как жить и спасаться.
Выполняешь инструкцию - спасешься. Не выполняешь - подвергнешься наказанию. Есть у тебя любовь, нет - не суть важно. Главное следовать инструкции.

Ну и конечно, малейшее несогласие с бюрократической инструкцией есть прямая хула на Бога-Кесаря. Быть тебе еретиком, ведьмой и т.д.

Христиане разбредутся по ересям... Да, такая опасность есть. Однако, другая опасность давно уже внутри самого христианства (и православия) построила себе мощную инфраструктуру - ереси разбрелись по христианству в виде торговли святынями и простой коммерции, в виде обрядоверия, суеверия, магизма, язычества, попизма, клерикализма, догматизма, в виде религиозного фанатизма, национализма, чувства превозношения и осуждения всех инакомыслящих, а также в виде внешнего экуменизма и отрицания отеческих корней. Список страшных ересей нашего времени можно продолжить, а нам их ярые распространители толкают страшилки о догматических разборках прошлых веков, чтобы на базаре религиозных сделок протащить свою ересь ересей - обезбоженный образ реальной жизни.

Вот именно. Пока одни спасаются в скитах, другие с большими животами и характерными для чиновников квадратными челюстями под бородой просвящают народ на тему "истинного догматического христианства".

В этом и парадокс. Многие званные учат, а малые избранные скрываются в пустынях.

serebro

  • Сообщений: 219
    • Просмотр профиля

Re: Сотериологическое сомнение
« Ответ #33 : 26 Апрель 2007, 18:09:08 »
Так что древние приняли мудрое решение задогматизировав некоторые аспекты веры. После этого даже если ангел будет говорить противное догмату -анафема.

Нет, не анафема.
Есть основа веры. Иисус Христос - Бог и Спаситель, камень, который стал во главу угла. Можно неправильно понимать и не разбираться в остальных догматах (кстати тот же Кураев писал, что принимая экзамен у сельских батюшек по догматическому богословию можно такого наслушаться... Каких только ересей не бают при ответе...), но направление к Богу дает Евангелие. Так же как и первые христиане ничего не знали о догматах да этого и не надо было. Зато теперь можно и Оригена в ад согласно догматам прописать. И строго выговорить любящим Бога просто, грозно поглядывая из под бровей во время богослужения на "простых смертных".

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Сотериологическое сомнение
« Ответ #34 : 26 Апрель 2007, 19:00:13 »
Догматы не мешают иметь личную позицию, даже отличную от позиции
церкви, и высказывать свое мнение в этом случае не ересь. А вот когда
свое мнение начинает высказываться как позиция церкви - тогда и появляется
ересь.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Сотериологическое сомнение
« Ответ #35 : 26 Апрель 2007, 23:12:55 »
Христиане разбредутся по ересям... Да, такая опасность есть. Однако, другая опасность давно уже внутри самого христианства (и православия) построила себе мощную инфраструктуру - ереси разбрелись по христианству ...

Да уж. Ереси сердца во много крат хуже ересей рассудка, и горе тому кто отцеживает комара в своей голове, не замечая верблюда в сердце.

Миша

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

Re: Сотериологическое сомнение
« Ответ #36 : 27 Апрель 2007, 04:54:38 »
Думаю если б не догмат о Св.Троице,в наше скудное на людей высокой духовной жизни время ,способных созерцать Бога,каковых по словам свт.Феофана и в лучшие времена было один на 10000 подвизающихся,учение о Боге Троице было бы однозначно изглажено,подвергнуто сомнению даже осмеяно.Потому как ясно что знания о Боге опыт не плотского ума ,плотскими умами этот опыт был бы однозначно отвергнут.
Именно догмату имхо мы должны быть обязаны за те сохраненые крупицы истинного гнозиса.
Проблема спора как мне кажеться в разграничении того что есть догмат ,а что традиция и что есть непонятно откудо взявшееся понятия,такие как обязательное вычитывание всех молитв в молитвослове утром и вечером ,исповедь перед причастием и т.д. Эти вещи не относяться к догматам и являються глупой и опастной выдумкой ,порожденной нежеланием клира разобраться что к чему.И снять (а лучше не вводить пасомых )в бремя неудобоносимое(точнее не сносное).
Это - не велико: велико будет то, когда ты сочтешь себя - хуже всей твари

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Сотериологическое сомнение
« Ответ #37 : 27 Апрель 2007, 10:35:35 »
Миша, я не вижу например никакой проблемы в исповеди перед причастием и
не считаю это глупой и опасной выдумкой. И бременем неудобоносимым :-).
Вас же не смущает необходимость переходить дорогу на зеленый свет светофора.
Это тоже не догмат а правило. И Вы можете его не придерживаться кстати.
До поры до времени с Вами ничего не случится, но шанс попасть под колеса станет
значительно выше. :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Сотериологическое сомнение
« Ответ #38 : 27 Апрель 2007, 10:55:47 »
  Я писала о молодом человеке, и хочу встать на его защиту, потому что понимаю его недоумение. Молодые люди, у которых только что пробудилось неосознное влечение к церкви, это маленькая искорка, предвестница пробуждения духа, испытывают известные трудности в понимании церковных служб, языка  выстаивание долгих часов. Поэтому я думаю не следует нагромождать на них все правила к исполнению которых они придут сами по мере вхождения  в Церковь.    Они не способны понести сразу и много. А нахлобучивание на них всех догматов- это сознательный *аборт*.
« Последнее редактирование: 27 Апрель 2007, 10:59:53 от iunija »
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Миша

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

Re: Сотериологическое сомнение
« Ответ #39 : 27 Апрель 2007, 11:13:24 »
А я как раз вижу Rodion опастность и не малую, представьте ,пришел молодой человек в церковь ,спросил у батюшки как молиться ,тот ему молитвослов мол читай все молитвы какие есть на утро и на вечер.При правильном подходе ,внимательности тщании и регулярности такая молитва составляет по времени более часа .Рано или поздно оная сокрушит силы даже очень здорового человека.Это при том что сами Св.Отцы давали новоночальным мизерные правила ,и после мало по малу обучали молитве Иисусовой, в строго дозируемых порциях.На фоне этого зеленым светом выглядит как раз метод Отцев ,а не необдуманные советы наших священников.Исповедь ,если не путать с открытием помыслов,очень частая ,как таинство ,выхолащиваеться теряет свой глубокий смысл и являеться изобретением 100-200 летней давности(об этом в книге В.Воробьева "Исповедь ,покояние ,духовное руководство.").Происходит смешение двух разных вещей открытия помыслов и таинства исповеди и от этого все недоразумения  с этим связанные.Такие как повторное покояние в одном и том же грехе и др.
Это - не велико: велико будет то, когда ты сочтешь себя - хуже всей твари

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Сотериологическое сомнение
« Ответ #40 : 27 Апрель 2007, 11:27:01 »
Такая же опасность в любой поликлинике, где вам при больном горле
запросто могут прописать свечи от геммороя :-). Но это не говорит о том,
что нет нормальных врачей и нет действенных методов лечения. Проблема
в непрофессионализме врача, а не в правилах. Кстати мне батюшка обьяснял
что духовник или священник давая правило должен четко понимать, выполнит
ли его подопечный его или нет. И если нет, то он сам обязан будет выполнять
это правило за него, коль уж дал.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Миша

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

Re: Сотериологическое сомнение
« Ответ #41 : 27 Апрель 2007, 11:38:25 »
Rodion ,Вы абсолютно правы, но мне не попадался такой священник о котором Вы говорите,скорее наоборот все грубо ,дабы не "погрешить" против правила, обязуют вычитывать все молитвы возводя это в псевдодогмат.Есть у меня одна знакомая ,по совету батюшки, бедная лет 10 вычитывает все правило,правда укладываеться не за  час с лишним а за 9 минут .О скорости и качестве такой молитвы можно только догадываться.
Так же как и о пользе.
Это - не велико: велико будет то, когда ты сочтешь себя - хуже всей твари

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Сотериологическое сомнение
« Ответ #42 : 27 Апрель 2007, 11:49:13 »
Когда я впервые в жизни пошел на исповедь - с очень тяжкими грехами - я ничего не вычитывал, просто рванул с утра... Исповедь мою приняли, но к причастию не допустили. Попросили три дня поготовиться.
Эти три дня были тяжкими. Помню, я вычитывал каноны  и последование, в которых почти ничего не понимал, а меня "водило, крутило, плющило и колбасило".  Все внутри выло: зачем все это??? Только мысль о том, что потом будет еще хуже, останавливала от того, чтобы все бросить. Я твердил себе: пусть я делаю то, что кажется мне бессмысленным, но, наверное, потом пойму. После второй исповеди и допущения к причастию действительно наступило великое облегчение.
Конечно, лучше, чтобы предварительно смысл подготовки к таинствам был разъяснен. Но мы живем в такое время, когда приходиться до многого доходить самому, а валить все на священников - "не объяснили, не поняли!" - это значит самому загонять себя в тупик.
Мне кажется, проблема должна решаться не путем сокращения и упрощения правил, а развитием системы религиозного воспитания. Но это уже отдельная тема.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Сотериологическое сомнение
« Ответ #43 : 27 Апрель 2007, 12:32:27 »
С Антикваром согласен полностью. И воспитание и ... культура чтоли, религиозная просто необходимы.

Мише -
Вернусь к старому примеру :-) коль Вам пропишут такие свечи, Вы же их от горла принимать не станете.
И анотацию почитаете. Хотя думаю что найдуться и те кто их молча будет пить ожидая облегчения.

А батюшки у нас все такие :-) Я частенько просто к ним иду и спрашиваю. Даже не к комуто конкретному,
а к кого застану. Пока Бог миловал. Грубости не наблюдал. Строгость - да. Грубость - нет. И доброта
душевная.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Сотериологическое сомнение
« Ответ #44 : 27 Апрель 2007, 13:22:45 »
Цитата: Alexander
iunija, Вы ведь не думаете, что Богу есть дело до того, сколько и какие мы правила вычитываем, как постимся и пр. (судя по репликам в параллельной теме). Ему нужно наше сердце и ум, и душа - Ему посвященные, а не формальный вычитки и невкушения. И кто знаком с действием благодати, хорошо знает, что формально исполненное правило только раздувает гордыню и покрывает коростой душу. Формальное правило - путь в формальную церковь!

Правила формальными делают их формальное выполнение и формальное назначение.
Как и церковь формальной делает формальное отношение к ней. А не правила. Так думаю.
И чтобы посвятить Ему и ум и душу, надо понимать как это. Простите Александр, но тут
правила нужны. Не формально поданые и естественно не формально выполняемые.

Кстати те, которым знакомо действие благодати, немалые правила зачастую выполняли.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.