Распознать ложное стяжание от истинного не легко... У стяжания Духа много степеней, и каждая последующая (более высокая) вбирает предыдущую и как бы убирает некоторые недостатки, свойственные низкой ступени. Эти недостатки не являются прелестными, они выражают издержки и особенности пути (на данной ступени). Эти недостатки не являются прелестными, если изживаются в дальнейшем. Проблема начинается тогда, когда недостаток не растворяется и не становится достоинством более высокой ступени, а протаскивается наверх без исправления. Плоды стяжания начинают окрадываться и подменяются на ложные, но! это ложное еще не было прелестным (и не верным) на более низкой ступени, ибо соответствовало высоте ступени стяжания Духа. И в эту высоту ступени вложены исторические особенности данного этапа, национальные, индивидуальные и пр.
Например, Илия Пророк стоял на высокой ступени стяжания Святого Духа, но огромной прелестью и страшной ложью окажется попытка в нынешних условиях подражать Илие (в его поступках), убивая людей снопами.
Другой пример: бегство подвижников от мира в пустыню ради спасения. В этом бегстве они могли достигнуть больших духовных высот... Эта духовность должна быть принесена обратно - в те условия, от которых бежали подвижники, - поскольку бегство всегда слабость, которая может быть использована как тактическая уловка воина, еще не обретшего силу сразиться с серьезным врагом. Обретя же силу, воин идет и сражается с тем, от кого разумно сбежал в прошлом, сражается и побеждает. Воспевание же бегства в пустыню - в отрыве от возвращения в силе - воспевание слабости и возгревание прелестного отношения к подвижническому пути пустынников. Что ныне и имеем: подвижники, ушедшие в горы и достигшие там немалой духовности, ведут себя совершенно прелестно, неразумно и обольстительно, когда пытаются навязать свои представления миру, от которого сбежали и которого внутри себя не победили, потому что осудили его.
Распознать ложное стяжание от истинного просто, если иметь искреннее сердце, которому не нужны навязанные (и неверные) доводы рассудка. Для начала и середины пути огня чистого сердца достаточно, чтобы обойти ловушки, а для покорения высот нужен чистый и искренний ум, способный превзойти противоречия и подняться над образами мира.