Исихазм

Автор Тема: Женский монастырь Ормилия в Греции  (Прочитано 93943 раз)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Женский монастырь Ормилия в Греции
« Ответ #180 : 09 Июнь 2016, 19:16:36 »
Сергий, надо же! Настороженность появилась :) Ветхие умы сделали из святых идолов, прежде их умертвив (иначе кумира не сотворить).

И вот начинается медленное прозрение:
И вы вовсе не величайший из королей!  А всего лишь выдающийся, да и только! И вы не по заслугам именуетесь почетным святым. Вы отшельник, подвижник, но не святой...
Надеюсь, это не краткое изложение парадигм протестантизма, отрицающего Предание святых отцов Церкви и Вселенских Соборов Православия? Это было бы слишком просто.

 Я слишком хорошо знаю технология работы с "преданием" на примере работы идеологов партии с наследием основоположников марксизма-ленинизма. Нас этому учили. Учили хорошо. Но коммунисты ничего нового не изобрели. До них, так же как они, соборы и святые, трактую слова более древних и авторитетных святых могли доказать любое утверждение (даже иногда то одно, а затем через век или даже несколько десятилетий, например, противоположное) на основе подборки цитат святых отцов и, главное, их "правильного" (в данный момент) толкования.

Но разве в этом дело? В наследии святых есть целые куски, где я наверняка могу сказать: вот тут устами того или иного святого говорит Дух Святой. Вот что я ищу в наследии святых. А еще пытаюсь провести синтез мыслей святых, ибо они не выстроили, кроме отчасти св. Максима, стройной системы богословия. А то, что имеется в учебниках богословия читать невозможно, ибо там полный ужас бессвязных догматических мнений, которые противоречат друг другу ...

Наряду со словами Духа Святого у святых полно отсебятины и ошибок, которые ох как трудно заметить, выловить и заставить себя отфильтровать.

Вообще сложного синтеза идей и постулатов в единое целое у святых крайне мало. Все фрагментарно.
Когда начинаешь все связывать в одно целое, и компонентов набирается более 3х-4х-5и, вот тут то и всплывают противоречия, ранее не бросавшиеся в глаза ...
Это еще хорошо, что Вселенские соборы прекратились, а то бы накрутили еще противоречивых друг другу догматов ...
Видимо этот момент хорошо разглядели и остановились на минимуме обязательных Вселенских догматов ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Женский монастырь Ормилия в Греции
« Ответ #181 : 09 Июнь 2016, 19:37:53 »
В наследии святых есть целые куски, где я наверняка могу сказать: вот тут устами того или иного святого говорит Дух Святой. Вот что я ищу в наследии святых. Наряду со словами Духа Святого у святых полно отсебятины и ошибок, которые ох как трудно заметить, выловить и заставить себя отфильтровать.
Сергий! Если вы практикуете Иисусову молитву, то должны были на личном опыте познать благодать Духа Свята. Именно не своим, а находящим Духом раскрывается святоотеческое и разницы между нашими современниками и прошлых столетий не существует, потому что одним Духом писано и этим же Духом раскрываемо читающему по мере обретения данной благодати. Если нет этой благодати, то чтение святоотеческого ничем не отличается от чтения художественного, ибо воспринимается разумом плотским, поврежденным вследствие грехопадения.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Женский монастырь Ормилия в Греции
« Ответ #182 : 09 Июнь 2016, 20:27:37 »
В наследии святых есть целые куски, где я наверняка могу сказать: вот тут устами того или иного святого говорит Дух Святой. Вот что я ищу в наследии святых. Наряду со словами Духа Святого у святых полно отсебятины и ошибок, которые ох как трудно заметить, выловить и заставить себя отфильтровать.
Сергий! Если вы практикуете Иисусову молитву, то должны были на личном опыте познать благодать Духа Свята. Именно не своим, а находящим Духом раскрывается святоотеческое и разницы между нашими современниками и прошлых столетий не существует, потому что одним Духом писано и этим же Духом раскрываемо читающему по мере обретения данной благодати. Если нет этой благодати, то чтение святоотеческого ничем не отличается от чтения художественного, ибо воспринимается разумом плотским, поврежденным вследствие грехопадения.
Разницы действительно не существует. И те и другие и говорили слова Духа, и вещали отсебятину, которой, увы, со временем становилось все больше. Это сразу видно. Сразу. Читаешь: - это от Духа. А тут читаешь: - это не от Духа. Разве не различаете?

Ну, вот НАГЛЯДНЫЙ пример.
Вы чтите Богородицу?
Вот Вам слова о Богородице.
То самое, о чем я говорил прежде, т. е. что без добродетели все бесполезно, весьма ясно открывается и теперь. Я говорил, что и возраст, и пол, и пустынножительство, и тому подобное бесполезны, когда нет доброго расположения. А теперь мы узнаем еще более: без добродетели нет никакой пользы и Христа носить в чреве и родить этот дивный плод. Это особенно видно из приведенных слов. "Когда же Он еще говорил к народу", говорит евангелист, "некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобой". А Христос отвечает: "кто Матерь Моя? и кто братья Мои"? Это говорит Он не потому, чтобы стыдился Матери Своей, или отвергал родившую Его (если бы Он стыдился, то и не прошел бы сквозь утробу ее); но желал этим показать, что от того нет ей никакой пользы, если она не исполнит всего должного. В самом деле, поступок ее происходил от излишней ревности к правам своим. Ей хотелось показать народу свою власть над Сыном, о Котором она еще не думала высоко; а потому и приступила не во время. Итак, смотри, какая неосмотрительность со стороны ее и братьев! Им надлежало бы войти и слушать вместе с народом, или, если не хотели этого сделать, дожидаться окончания беседы, и потом уже подойти. Но они зовут его вон, и притом при всех, обнаруживая через это излишнюю ревность к правам своим и желание показать, что они с большой властью повелевают Им. Об этом самом и евангелист с укоризной говорит. Когда же Он еще говорил к народу", говорит он, намекая на это. Неужели не было другого времени? - как бы так говорит он. Неужели нельзя было поговорить наедине? Да о чем и говорить хотели? Если об истинном учении, то им надлежало предложить об этом явно и говорить при всех, чтобы и другие получили пользу; если же о своих делах, то не должны были так настаивать. Если Христос не позволил ученику Своему пойти и похоронить отца, чтобы последование его за Христом не пресекалось, то тем более не должно было прерывать беседы Его с народом для дел неважных. Отсюда ясно, что они делали это по одному тщеславию,
Это от Духа Святого говориться?

И это далее.
То же самое делает Он и на браке. И там Он сделал упрек матери Своей, которая безвременно просила Его, и, однако же, не отказал ей, - упреком врачуя немощь ее, исполнением просьбы показывая любовь Свою к Матери. Так точно и здесь, с одной стороны, Он врачевал недуг тщеславия, с другой - воздал должную честь Матери, хотя требование ее было и неуместно.

Это от Духа  сказано? :-) Или отсебятина?
Ответьте, только честно.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Женский монастырь Ормилия в Греции
« Ответ #183 : 09 Июнь 2016, 20:53:13 »
Так и хочется по дзенски спросить: а кто спрашивает?  (это вопрос призван вернуть ум в покой от пустого прыгания по ментальным полям)

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Женский монастырь Ормилия в Греции
« Ответ #184 : 09 Июнь 2016, 21:20:43 »
Это от Духа  сказано? :-) Или отсебятина?
Ответьте, только честно.

Соглашусь что малость Духа маловато :-(, скорее всего Пресвятой Богородицей двигало не тщеславие а гордыня, она боялась что Сын опозорит и унизит семью, своими сомнительными проповедями.

Andrei

  • Сообщений: 95
    • Просмотр профиля

Re: Женский монастырь Ормилия в Греции
« Ответ #185 : 09 Июнь 2016, 22:19:45 »
Ох Сергий, по "минному полю" босиком ходите. Я надеюсь что вы хотя бы не рассуждаете, а только размышляете.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Женский монастырь Ормилия в Греции
« Ответ #186 : 09 Июнь 2016, 22:27:11 »
Ох Сергий, по "минному полю" босиком ходите. Я надеюсь что вы хотя бы не рассуждаете, а только размышляете.
Что Вам не нравится? Цитаты святых (синим цветом), или то, что я эту цитату прочел, или что эту цитату сюда притащил? :-) Да еще спрашиваю её оценку? :-)
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Женский монастырь Ормилия в Греции
« Ответ #187 : 10 Июнь 2016, 00:00:08 »
Сергий! Если вы практикуете Иисусову молитву, то должны были на личном опыте познать благодать Духа Свята.

Не я практикую молитву, молитва переделывает меня, "практикует меня".
Я давно добровольно отдал себя во власть Бога. И не жалею. Но трудно соответствовать Его власти. Он же переделывает меня медленно, бережно. Не вся самость моя во мне пока утихла. Отсюда работа ума. Но задача ума не праздная. Это познание Бога. Как Его лучше познать? Молитвой? Да. Но и чтением святых, которые приоткрывают замысел Бога о человеках. Мне это важно. Важна вся картина и осмысленная насыщенность понимания конечной цели. Обрывки и недоговорки в этом вопросе меня не устраивают.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Andrei

  • Сообщений: 95
    • Просмотр профиля

Re: Женский монастырь Ормилия в Греции
« Ответ #188 : 10 Июнь 2016, 00:22:58 »
Ох Сергий, по "минному полю" босиком ходите. Я надеюсь что вы хотя бы не рассуждаете, а только размышляете.
Что Вам не нравится? Цитаты святых (синим цветом), или то, что я эту цитату прочел, или что эту цитату сюда притащил? :-) Да еще спрашиваю её оценку? :-)

Ну нравится/не нравится - эта лексика не для этого. Вот слово оценка очень настораживает. Самому у себя понять когда от Святого Духа, а когда от себя  - это наука из наук, до конца жизни.И излишняя уверенность (самоуверенность) "синяки оставляет"  :-). А других оценивать в духовном, честно говоря, усиленно себя отучаю, вплоть до "связывания рук"  :-). Даже со знакомыми не один год из конкретной мизансцены делать достаточно категоричные выводы (оценки) уже считаю не полезно, да даже глупо. Ведь только Господь сердца человеков ведает, и согласно этому ведет человека к исправлению, и если допускает совершить какую-либо ошибку, покажет потом её и в покаянии человек научение получит. А тут некий "прыщ"  :-) Andrei со своим умом, знанием и правдой жизни все научить будет норовить  :-). Один у нас Учитель, и только он сердца знает. Как то мягче и аккуратнее стал не настойчиво обращать внимание, а уж прислушается ли человек или нет по разному бывает. И не мне оценивать когда правильно, а когда нет. Читая святых принимаю то что принимается, а что не принимается пропускаю безоценочно. Все мы грешные, и грешниками помрем. А уж кто и в чем, не мое это дело.Так что, простите, оценки не будет.)
А в своих рассуждениях (в мыслях) о духовном, ища ответы на свои вопросы, формулируя ответы, проверяя формулировки с разных сторон, приходя к определенным тезисам, рассматривая эти тезисы с разных сторон, подбирая каждое слово меня очень долго "царапало" слово - рассуждение, ну вот какое-то "неправильное" оно. Все оказалось просто - рассуждение-суждение-суд-судить, и заменил его на размышление, и так "легко" стало))). За размышления "синяков" не должно быть (и то аккуратнее следует), а вот за рассуждения мб самому придется горько плакать и раскаиваться. Вот в каком смысле рассуждения-размышления.  :-) 
Однозначно, "жестко" сформулированной "дорожной карты" к Богу нет и не будет. Разве только Евангелие. Тут если пояснять то много букв будет, да и надо ли?
 :-)

PS
А вот если такая "дорожная карта" - покаяние, смирение, кротость?

Andrei

  • Сообщений: 95
    • Просмотр профиля

Re: Женский монастырь Ормилия в Греции
« Ответ #189 : 10 Июнь 2016, 01:18:16 »

Не я практикую молитву, молитва переделывает меня, "практикует меня".
Я давно добровольно отдал себя во власть Бога. И не жалею. Но трудно соответствовать Его власти. Он же переделывает меня медленно, бережно. Не вся самость моя во мне пока утихла. Отсюда работа ума. Но задача ума не праздная. Это познание Бога. Как Его лучше познать? Молитвой? Да. Но и чтением святых, которые приоткрывают замысел Бога о человеках. Мне это важно. Важна вся картина и осмысленная насыщенность понимания конечной цели. Обрывки и недоговорки в этом вопросе меня не устраивают.

Дорогой Сергий, простите ради Бога, думаю что в отсутствии тембров и интонаций в наших "телеграммах" коими мы обмениваемся это совсем не так категорично), но поскольку мы на открытом форуме можно чуть предположить.
  В духовном устраивает или не устраивает кого-либо - это  :-). Дух Святой открывает то что возможно, нужно и полезно, в том объеме и последовательности которую считает нужной и полезной.
  Конечная цель у всех одна - суд. И с чем и как на суд придет каждый? Знания, подвиги, смирение, кротость, (подчеркните то что считаете правильным  :-) ). Как? В покаянии, ...., с удовлетворением, гордостью за свои заслуги, достижения и подвиги. (Выберите то, что считаете правильным  :-) )
  Ой каким махровым латинизмом/юридизмом попахивает от того как написано о конечной цели, но уж пусть так и останется, простите).

Колхозник

  • Сообщений: 3119
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Женский монастырь Ормилия в Греции
« Ответ #190 : 10 Июнь 2016, 01:38:10 »
Не я практикую молитву, молитва переделывает меня, "практикует меня".
Я давно добровольно отдал себя во власть Бога. И не жалею. Но трудно соответствовать Его власти. Он же переделывает меня медленно, бережно. Не вся самость моя во мне пока утихла. Отсюда работа ума. Но задача ума не праздная. Это познание Бога. Как Его лучше познать? Молитвой? Да. Но и чтением святых, которые приоткрывают замысел Бога о человеках. Мне это важно. Важна вся картина и осмысленная насыщенность понимания конечной цели. Обрывки и недоговорки в этом вопросе меня не устраивают.

Сергий, Господь Вас не зря в свое время направил к переводам "первоисточников" священных текстов. И сейчас Вы читая, уже не столь категоричны в своих выводах, и это хорошо. У нас у всех не так много времени, что бы всю жизнь потратить на чтение о Боге, куда как важнее стать Его слушателем, здесь и сейчас. То что Он когда то влагал в духовные уши святых и Вы об этом читаете, это одно, и совсем иное, когда Им даруются пусть малые, но живые откровения именно Вам. И потом, если хорошо к себе присмотреться, то тяга к духовному чтению не всегда лежит в плоскости потребности души, а очень часто это просто делается от скуки ума, а это уже дурная привычка, мешающая живому общению.


Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Женский монастырь Ормилия в Греции
« Ответ #191 : 10 Июнь 2016, 07:12:25 »
А других оценивать в духовном, честно говоря, усиленно себя отучаю, вплоть до "связывания рук"  :-). Даже со знакомыми не один год из конкретной мизансцены делать достаточно категоричные выводы (оценки) уже считаю не полезно, да даже глупо.
Andrei, я с вами совершенно согласен в том, что оценивать другого - себе дороже. Но мы здесь не оцениваем друг друга, а исполняем повеленное Духом Святым устами апостола Павла "Евр.3:13. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом". (Грех силен своей обольстительной приятностью, и противодействие ему потребует не только личных усилий каждого к бодрствованию и осторожности, но и общей сплоченности в борьбе с ним, почему и предлагается «наставлять» друг друга, утешать (παρακαλείτε εαυτούς), «доколе можно говорить: ныне», т. е. доколе продолжается время благодати).
Andrei, надо не забывать о том, что мы миряне, живем в очень скудное время, в котором отсутствуют старцы. Очень хорошо написал по этому поводу свт. Игнатий Брянчанинов: "Нашему времени дан другой подвиг, сопряженный с многими трудностями и преткновениями. Нам пришлось совершать путешествие - ни днем, ни при солнечном ясном свете, а ночью, при бледном свете луны и звезд. Нам даны в руководство священное и святое Писание: это прямо говорят святые Отцы позднейших времен. При руководстве Писанием полезен и совет ближних, именно тех, которые сами руководствуются Писаниями Отцов". Поэтому Andrei здесь на данном форуме каждый высказывает свое видение духовной жизни которому он следует. Он выносит свое, а мы делимся с ним своим опытом и своей практикой. Я бы назвал это обмен мнениями. Здесь мало посторонних, всех объединяет вера во Христа.
Как то мягче и аккуратнее стал не настойчиво обращать внимание, а уж прислушается ли человек или нет по разному бывает. И не мне оценивать когда правильно, а когда нет. Читая святых принимаю то что принимается, а что не принимается пропускаю безоценочно. Все мы грешные, и грешниками помрем.меня очень долго "царапало" слово - рассуждение, ну вот какое-то "неправильное" оно. Все оказалось просто - рассуждение-суждение-суд-судить, и заменил его на размышление, и так "легко" стало
Здесь Andrei я с вами полностью согласен. Добавлю от себя лишь то, что надо приучать себя не обращать никакого внимания на чужой грех.Постепенно ко мне пришло осознание того, что никого не надо осуждать, потому что за каждое осуждение попускаются искушения и скорби к вразумлению как внешние так и внутренние. А когда "зришь в себя" и не "видишь" чужого согрешения, то внутри тебя воцаряется мир, о котором Господь так и сказал: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается". Что это за мир такой? Это полное внутреннее умиротворение, которое и стремится всеми "правдами и неправдами" нарушить внутри нас сатана. А когда он достигает этого, тогда и овладевает нами. Поэтому я если и вижу чье либо согрешение, то благодарю Господа за то, что через внешнее показал мне мое внутреннее и молюсь за себя и за согрешающего и тем самым сохраняю "мир внутри себя" - Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя и брата моего!

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Женский монастырь Ормилия в Греции
« Ответ #192 : 10 Июнь 2016, 07:14:02 »
"Вся картина и осмысленная насыщенность понимания этой цели" реально возникает, когда останавливается прыгающий ум, сличающий и различающий, сопоставляющий и выискивающий. От чтения, мышления, воображения, рассуждения такую картину не получить. Все это будет "тощая абстракция'" в 2d. Когда ум относительно успокаивается появляется 8d и это не предел.

p.s. Виктор, Ваш ум "благочестиво" прыгает по внешней стороне. Надо бы притормозить. Где, к примеру, в Добротолюбии, Вы видели поучение о том, что уму надо так прыгать. И что можно заниматься духовным деланием цитируя и умножая штампы.  Сколько не повторяй о свойствах воды, чтобы плыть надо войти в воду и именно это сделать. Я Вас, Виктор, как никто другой понимаю. Мне очень долго не удавалось ухватить, а что же такое работа с умом и что же такое ум. Просите молитв всех, кого можете и здесь и в реале. И слушайте подсказки, успокаивайте ум. Это, правда, того стоит!!! Десятки лет молиться, быть в послушании у старца и работа с умом не одно и тоже. Первое и второе могут быть элементами третьего, но могут и не быть
« Последнее редактирование: 10 Июнь 2016, 07:25:45 от Игорь Спасский »

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Женский монастырь Ормилия в Греции
« Ответ #193 : 10 Июнь 2016, 07:42:01 »
Вы чтите Богородицу?
Сергий! Если вы считаете себя верующим в Христа, практиком молитвы и не признающим Пресвятой Богородицы, то вы не познали на личном опыте благодати Божией, не познали Материнского утешения Пресвятой Богородицы, которая изливается на каждого из нас. Знаете что это такое Сергий? Приведу вам пример из личного опыта. Что такое "несение креста своего?" - это постоянно посылаемые скорби как внешние так и внутренние. А почему они постоянно посылаются Господом? Потому что нет в нас смирения, нет простоты, отсюда и находящее к нашему же вразумлению. Это писать легко, а в повседневной реальности "не сладок мед". И ведь длится это не день или два, а месяцы и годы. Вот когда под гнетом этих скорбей на тебя находит уныние и тоска, да так, что "выть иной раз хочется", вознесешь из внутренняя своя к Богородице и Утешит Она тебя плачем находящим, Обласкает и Укрепит и Подаст силы для дальнейшего несения креста своего. 
Если Сергий нет в вашей духовной жизни "несение креста", то это опасный звоночек. Свт. Игнатий Брянчанинов в ответе своем мирянам вот что написал: "Господь кого любит, кого приемлет, того бьет и наказует, а потом избавляет от скорби. Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель, сказали святые Отцы, не добродетель! Если видите кого-нибудь, величаемаго от людей православных  добродетельным, а он живет без всяких искушений, преуспевает в мирском отношении, - знайте: его добродетель, его православие не приняты Богом".


Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Женский монастырь Ормилия в Греции
« Ответ #194 : 10 Июнь 2016, 07:59:22 »
Я давно добровольно отдал себя во власть Бога. И не жалею. Но трудно соответствовать Его власти.
Сергий! К сожалению администратор Александр забанил меня на три ответа в день, поэтому этот ответ вам будет последний сегодня. Сергий! Вы пишите "трудно соответствовать Его власти". А кто говорил что будет легко? Вспомните молодость и совершаемые нами согрешения и никакого наказания не было. А сегодня мы верующие, воцерковленные, поэтому за совершаемый грех посылаются сразу же скорби вразумительные и обучительные. Поэтому вы и пишите о том, что "трудно соответствовать". Хотелось бы привести ответ мирянам свт. Игнатия Брянчанинова как наиболее соответствущий вашему посту. Вот он:
"Вы говорите, что желание добра духовнаго в Вас еще шатко? - в ком оно не шатко? - с какою легкостию сердце изменяет добру! какою забывчивостию, ослеплением, какими увлечениями и падениями сопровождаются эти изменения! какой нужен труд, какая нужна борьба с самим собою, чтоб возвратиться к добру! и снова нужен труд, и снова нужна упорная кровавая борьба, чтоб устоять в верности к добру! Древний искуситель, опытный искуситель непрестанно предлагает вкушение плода запрещеннаго. Для победы над злом нам необходима помощь Божия. Когда содействует нам эта всесильная помощь, - мы побеждаем; когда она удаляется от нас мы побеждаемся. В обилии моем, сказал святый Давид, не подвижуся во век: отвратил еси лице Твое, - и бых смуш,ен. При побеждении нашем мы столько чувствуем немощь нашу, что состояние победителей для нас кажется несродным, невозможным; при победах, если б не уверяли нас прежние опыты, мы не поверили бы, что так близко к нам побеждение - таким ничтожным, отвратительным врагом, как грех. Премудрый Промысл устроил так, чтоб подвижники Божий не всегда находились в состоянии радости, торжества и победы. Таковое непрестанное состояние могло бы породить в них лютую гордость: не видя никогда на опыте побеждения своего в немощи, они возомнили бы, что состояние непрестаннаго торжества над грехом принадлежит им самим, а не дар Божий. Потому-то Бог растворил для них, как говорит преподобный Исаак Сирский, «утешение и нашествия, свет и тьму, брани и заступления, короче сказать, утеснение и пространство. И это признак, что человек, преуспевает при помощи Божией» (Сл. 78). От такого растворения побед и побеждении, от переходов от одних к другим, человек более и более познает свою немощь - постепенно возвеличивается пред ним Бог, и, наконец, соделывается для него всем, предметом всей любви его, надежды и веры. Этот путь, которым ведет человека Сам Бог, при котором человек содержится в непрестанном сокрушении духа, в нищете духовной, в зрении своих согрешений, в плаче о них, называется путем покаяния. По нему прошли все Святые от греха к Богу. Это путь освещен учением Святаго Духа, сияющим из Священнаго Писания и писаний Отеческих.
  На пути покаяния Вы не найдете довольства собою. Смотря в себя, Вы не найдете ничего льстящаго Вашему самомнению: напротив того Вы найдете многое, достойное сетования и воздыханий, достойное горьких и продолжительных слез. Вас будут утешать Ваш плач, Ваши воздыхания, Ваши слезы; утешением Вашим будет легкость и свобода совести: их принесут, постепенно будут усиливать и развивать Ваш плач, Ваши воздыхания, Ваши слезы. Одни смиренные, одни нищие духом найдут покой свой и временный, и вечный. Таков жребий и удел, отделенный Богом для тех, которых Он избрал в духовное, истинное служение Себе. В продолжении земной жизни они должны пребывать в покаянии, чуждыми наслаждений и увеселений тленных - и этим непрестанным покаянием отличаются избранники Божий от сынов мира. Только при посредстве покаяния можно перейти из состояния душевнаго в состояние духовное".