Минувшие выходные я провел в Иерусалиме, спустя 7 лет после первого своего посещения этого города.
Вернувшись минувшей ночью, залез в свои старые записи здесь, на форуме, чтобы понять, что я чувствовал тогда и что изменилось для меня за эти семь лет.
Вот что я писал 7 лет назад:
Когда оказываешься в Храме Гроба Господня, то вдруг понимаешь, что значит намоленное место. Там теряет значение вопрос о "подлинности" благодатного огня и прочие подобные вещи. Там попадаешь как будто в другое пространство...
Очень трудно передать словами, что испытываешь, когда прикладываешься к мироточащему камню миропомазания, когда стоишь на Голгофе и вдруг ощущаешь: ЭТО БЫЛО ЗДЕСЬ. Пыль, ветер, толпа, издевки, три креста. На одном из этих крестов - ОН.
Там чувствуешь ЕГО присутствие, ЕГО страдание.
Там понимаешь, что даже неважно - а было ли это в самом деле здесь или где-нибудь в соседнем квартале. Та ли это пещера или нет.
В пространстве, где оказываешься, переступив порог Храма, все оказывается подлинным. И это - одно из чудес веры.
Сейчас я уже не могу написать в такой тональности. Теперь вижу в этих своих писаниях нездоровую самонакрутку, скрывающую свое же лукавство: дескать, место святое, а если оно и не совсем то, чем кажется, то это совсем неважно, потому что все равно место святое.
Теперь, семь лет спустя, спокойнее воспринимаешь старый Иерусалим, без болезненных восторгов. Да, это место соприкосновения с инобытием, но заполненное также множеством мифов и суеверий. И, конечно, бизнесом на мифах, превратившим Крестный путь - вида Долороза - в бесконечный галдящий торговый ряд.
Инореальность Иерусалима как будто погребена где-то под землей, а гробницы - пусты. "Во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены. Тецыте и миру проповедите, яко воста Господь умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий".
Утром, в праздник Благовещения, я пришел на Литургию в подземную церковь Успения Богородицы, что рядом с Гефсиманским садом. Народу было всего человек десять . Служил иерусалимский архиерей, в задрипанном облачении (ничего общего с нашими помпезными архиерейскими службами, и слава Богу). Рад, что удалось встретить Благовещение в таком месте. Уже без восторга и трепета, просто рад.