Исихазм

Автор Тема: Духовные проблемы в современных монастырях  (Прочитано 12848 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Выступление на эту тему игумена ИСИДОРА (Минаева), настоятеля Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря, читаем здесь: http://rusvera.mrezha.ru/540/11.htm

Интересно познакомиться с видением проблем современной монашеской жизни изнутри. И что же в итоге... В выступлении затрагиваются какие-то третьестепенные проблемы современных монастырей, имеющие далекое отношение к духовной жизни: кого соборовать, причащать ли не венчанных, чуть о младостарцах и отчитках, немного о бесноватых, капельку о мифе мироточения, монахи - профи - должны получать проф.образование, а миряне - любители - под руководством профи...

Словно окунаешься в тягучий поток без начала и без конца, и нет света над головой, только неясные отблески, и нет ни тишины, ни зычного голоса, только невнятные звуки. Если же плыть в этом потоке, то и тема раскрыта...

surrge

  • Сообщений: 184
    • Просмотр профиля

Все же, круглый стол был посвящен теме «Суеверие – заблуждение – ересь», так что выступление игумена Исидора вполне соответствует теме.
Только вот термины вроде "христиане-профессионалы" и "христианский спецназ" звучат как-то дико.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Вот это:
"...Ибо миряне – это вроде как такая самодеятельность, где можно дойти до каких-то духовных высот, а можно и не дойти..."

интересно сопоставить с вот этим:

"...И совершенно забыты православные истины, которые изрекли когда-то преподобные отцы-подвижники, что плачущий о грехах своих – духовно выше того, кто одним только словом оживляет мертвого".





Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Соответствие теме круглого стола, наверно, есть, но это и не духовные проблемы (см. название статьи).

Миряне - самодеятельность, монахи - профи... вот известное заблуждение, активно насаждаемое в церкви.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Основная духовная проблема монашества (и церкви) в том, что оно помышляется (и живет уже) в отрыве от духовного пути - мирскими и обывательскими заботами на уровне проф. образования и восстановления благолепия. Мир сей прочно обосновался в монастырских стенах и монашеских умах, и заботы мира довлеют...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Основная духовная проблема монашества (и церкви) в том, что оно помышляется (и живет уже) в отрыве от духовного пути - мирскими и обывательскими заботами на уровне проф. образования и восстановления благолепия. Мир сей прочно обосновался в монастырских стенах и монашеских умах, и заботы мира довлеют...
А откуль им взять что-либо иное? Особенно если это не "дворовая команда" вроде нас тут на Исихазме, а профи. Даже при блестящем церковном образовании лишь 1/2 процента из них понимают, что такое Царство Небесное, с чем Его "едят", и могут связно рассказать, и зачем, вообще, ВСЁ ЭТО. Остальные путаются, как у нас тут уже на форуме было: в трех соснах.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Родион

  • Сообщений: 9340
    • Просмотр профиля

Профи, это те, кто своей деятельностью зарабатывают себе на жизнь.
Это от слова - "профессия". Поэтому в свете проблем, упомянутым
Александром, монахи - это профи. Мы же - любители. Но и там, и там
возможны как мастера так и просто ремесленники.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Rodion, вот и Вы озвучиваете навязанную миром ошибку. Духовный путь - это образ жизни, а не профессия.  И духовный путь, что для мирян, что для монахов, один. Приемы же одоления пути могут отличаться.

Важен путь, а не приемы. Монашеская профессия - это уже приемы, причем даже не молитвы, а выполнения неких установленных правил общежития и вероисповедания. Можно быть профессиональным монахом (круто звучит, да?) и при этом успешно отворачиваться от Бога.

Родион

  • Сообщений: 9340
    • Просмотр профиля

:-) Так я о томже. Меня в статье резануло понятие профессионализма.
Это просто не может быть профессией, это призвание. А то о чем идет речь
помоему это ремесленничество, которое некоторых может и сделает мастерами.
Еще, мне не понятно и даже настораживает путание того, когда устав рождается
человеком не по мере его становления. Например, как можно принять целибат?
Ты или его уже принял потому что уровень такой, или он еще не для тебя.
Насильственные вещи тут както вообще непонятны мне. (но это уже не к статье)
Иногда даже кажется что в монастырь нужно идти уже став монахом с целью
окрепнуть,найти свой путь служения, а не идти в монастырь чтобы стать монахом.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Профессионализм - понятие холодное. Призвание - понятие пошлое.
Но получается, что мы барахтаемся в этих двух понятиях, которые нельзя "ни принимать, ни отвергать". 
Когда мы говорим: "мне нужен духовный отец", мы подразумеваем: "мне нужен профессионал". Который "знает как". Который поможет мне идти по пути "призвания" и самому однажды стать "профессионалом".
Профессионализм становится проклятием везде - в профессии, в увлечениях, даже в семейной жизни. И, что самое страшное, даже в жизни духовной.
Жизнь духовная оказывается той же гонкой-наперегонки, гонкой "призвания за профессионализмом". Просто одни из нас выбирают "путь свободы и широты взглядов", а другие - "путь безусловного послушания". Но эти два пути, похоже, ведут к одному обрыву.
А ведь Евангелие и Святые Отцы учат нас простым вещам: искренне, честно  взглянуть на себя и взглянуть в Небо. И понять, что Неба ты недостоин. Но - все же надеяться на Небо и молить о том, чтобы тебя, несмотря ни на что, в урочный час все же взяли на Небо и приняли Там.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

...Просто одни из нас выбирают "путь свободы и широты взглядов", а другие - "путь безусловного послушания". Но эти два пути, похоже, ведут к одному обрыву.
А ведь Евангелие и Святые Отцы учат нас простым вещам: искренне, честно  взглянуть на себя и взглянуть в Небо. И понять, что Неба ты недостоин. Но - все же надеяться на Небо и молить о том, чтобы тебя, несмотря ни на что, в урочный час все же взяли на Небо и приняли Там.
Антиквар,
Как уже часто у Вас - потрясающий текст...
Только вот (ИМХО), Небо не Там, а Здесь. Мало того - здесь и сейчас. Чем быстрее мы откажемся от концепции там и тогда, тем быстрее отворит двери этот наш занудный "сезам". Не стоит забывать, что Сам Господь обещает это нам, ну не обманщик же Он? Он нигде ни единым словом не обмолвился о необходимости нахождения "профессионала", который якобы "знает". Уж не говорю о взятии благословения.
Сам Господь и есть этот профессионал. Когда мы бесконечно и бездумно повторяем эти Его слова о Царстве, которое внутри, почему не понимаем, ёлы-палы, что ближе то уж некуда?
(Уже в оfftop'e).
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Родион

  • Сообщений: 9340
    • Просмотр профиля

:-)  Упс. А в чем пошлость призвания?
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

:-)  Упс. А в чем пошлость призвания?

Пошлость не в призвании, а в обесценивании этого слова. Оно потеряло свое прежнее значение и стало почти синонимом склонности, глубокой увлеченности какой-либо деятельностью. Из понятия "призвание" исчез Призывающий, остался разве что призыв, как будто возникший ниоткуда.
Поэтому и "духовное призвание" сейчас зачастую значит не больше литературного, спортивного или десятков тысяч других "призваний".

Небо не Там, а Здесь. Мало того - здесь и сейчас. Чем быстрее мы откажемся от концепции там и тогда, тем быстрее отворит двери этот наш занудный "сезам". Не стоит забывать, что Сам Господь обещает это нам, ну не обманщик же Он? Он нигде ни единым словом не обмолвился о необходимости нахождения "профессионала", который якобы "знает". Уж не говорю о взятии благословения.

Вы правы, Леонид. Может, главная беда в том, что наше стремление к тому, что "Там", на самом деле оказывается лишь завуалированной попыткой отвернуться от того, что уже "Здесь". Мы делаем все, чтобы самое простое оказалось самым сложным.

surrge

  • Сообщений: 184
    • Просмотр профиля

Мы делаем все, чтобы самое простое оказалось самым сложным.
Воистину так. Увы.
Однажды у меня появилось чувство, что обожение настолько просто и легко досягаемо, надо просто отбросить все, именно все. Что это есть самая простая вещь на свете, ведь она есть сама наша суть, само наше естество, без каких-либо наслоений. Что-то наподобие младенческого состояния, именно то, о чем Иисус сказал "Если... не будете как дети". Без каких-либо мудрований, размышлений, знаний, опыта, мнений и всего наносного, что мешает смотреть и видеть Бога в себе. То, о чем прп. Симеон Новый Богослов сказал: "Я сижу на моем ложе, будучи вне мира и... вижу находящегося и бывающего вне мира.". Увы, потом это чувство притупилось и угасло...
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Может, главная беда в том, что наше стремление к тому, что "Там", на самом деле оказывается лишь завуалированной попыткой отвернуться от того, что уже "Здесь". Мы делаем все, чтобы самое простое оказалось самым сложным.
Когда-то в оккультном романчике "Фалес Аргивянин", помню, прочел пронзившую меня фразу. Главный герой, обращаясь ко Господу Христу говорит: Я последую за Тобой, но никогда не пойду за теми, кто следует за тобой.
Многие тонны литературы написаны на четыре незатейливых жизнеописания Господа из Нового Завета. При этом, Его простые слова почему-то остаются за "кадром". Мы учимся концетрации внимания без малейшей надежды на успех. А ведь это неправильно. Нам необходимо в начале маршрута обетование Господа, что его Истина доступна, и Жизнь, Полнота которой обещаны Им - Реальность, а не мечта.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.