Исихазм

Автор Тема: Учение о мытарствах  (Прочитано 20759 раз)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Учение о мытарствах
« Ответ #30 : 09 Июнь 2007, 21:19:51 »
На земле мы все время отводим глаза от совершенного нами в делах, словах, помышлениях. Даже на исповеди.
Наверное, мытарства - это момент, когда отвести глаза от содеянного мы не сможем. То есть момент истины. Тем он и страшен.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Учение о мытарствах
« Ответ #31 : 09 Июнь 2007, 22:01:10 »
  Антиквар, но ведь здесь на земле, когда приходит истинное раскаяние, когда мельчайший грех встает перед глазами и терзает душу до боли, до стона, до слез- это ведь тоже наверное* мытарство*?
« Последнее редактирование: 10 Июнь 2007, 01:31:20 от iunija »
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Учение о мытарствах
« Ответ #32 : 09 Июнь 2007, 22:04:18 »
  Откуда это слово взялось- мытарство?  Производное от *мытарь*? Сборщик налогов....
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Учение о мытарствах
« Ответ #33 : 09 Июнь 2007, 23:57:47 »
  Антиквар, но ведь здесь на земле, когда приходит истенное раскаяние, когда мельчайший грех встает перед глазами и терзает душу до боли, до стона, до слез- это ведь тоже наверное* мытарство*?

Я уверен, что да. Если грех изжит здесь, на земле, истинным раскаянием, то и посмертного мытарства быть не должно... или оно должно проходиться легко.
Но вот мою душу грехи не терзают до боли, до стона... Я как будто сам себя загнал в какой-то глухой тупик.  И часто думаю, что ждет меня на мытарствах.

surrge

  • Сообщений: 184
    • Просмотр профиля

Re: Учение о мытарствах
« Ответ #34 : 10 Июнь 2007, 00:19:00 »
Но вот мою душу грехи не терзают до боли, до стона...
Если верить святым отцам, это должно прийти по мере возрастания в "меру полного возраста Христова". Благодатные слезы умиления, терзание "до боли, до стона" - это Божий дар. Вряд ли получится выдавить из себя нечто подобное собственными усилиями. Более того, очень трудно этот дар впоследствии не растерять... Малейшее осуждение, незначительное смехотворство, пустое лопотание языком - и от сокрушения, умиления и терзаний не остается ни следа. Бдительность и трезвение нужны неимоверные...
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

surrge

  • Сообщений: 184
    • Просмотр профиля

Re: Учение о мытарствах
« Ответ #35 : 10 Июнь 2007, 00:27:04 »
Сборщик налогов....
Ну да. Господь взимает с нас налоги. Грехи - это наши долги перед Ним.
Хотя, если "книги ... совестные разгибаются и дела сокровенные открываются", то нас и судить никто не будет - сами себя осудим. Как в тропаре поется - "на Страшном судищи без оглагольников обличаюся, без свидетелей осуждаюся"...
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Учение о мытарствах
« Ответ #36 : 10 Июнь 2007, 14:52:32 »
Бдительность и трезвение нужны неимоверные...

Не стоит разбрасываться словами типа "неимоверные". В жизни "неимоверные усилия" часто приводят к тому, что человек просто не выдерживает и либо оставляет умное делание, либо вообще отпадает от христианства, либо сходит с ума.
Говорят, один священник предписал своим ретивым чадам, у которых крыша начала ехать на "Добротолюбии" и "бдительности", читать "Винни Пуха". И говорят, что "Винни Пух" помог:)

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Учение о мытарствах
« Ответ #37 : 10 Июнь 2007, 18:47:15 »
  Антиквар, но ведь здесь на земле, когда приходит истинное раскаяние, когда мельчайший грех встает перед глазами и терзает душу до боли, до стона, до слез- это ведь тоже наверное* мытарство*?
Когда человек всё убивается по своим грехам, имхо это разновидность самости: он при этом помнит о своих грехах и о себе любимом больше, чем о Господе. Совесть побуждает нас исправить грех и вспомнить о Господе, поступить по Его воле а не по воле греха - и всего-то, а не лить слёзы. Нужно помнить о грехе как можно меньше - лучше помнить о Господе, так-то мы от греха скорее спасёмся. Слёзы лучше сберечь для любви. И в мытарстве тоже самое: все напасти пропадают, когда человек вспоминает о Господе вместо своих грехов, или страхов, или желаний, в общем, о себе. Когда мы помним о Господе - греха нет и бесы нас достать не могут (да фиг с ними вообще, о них тоже помнить не надо). Когда забываем о Нём, пусть на мгновение - грех есть. Вот и вся арифметика.
Мне ещё вспоминается описанный где-то здесь на этом сайте чей-то опыт, когда некто увидел Его, и Он сказал: "Когда же ты посчитаешь себя достойным, чтобы придти ко мне?" Ты! Посчитаешь! Сам себя! Достойным! Очень показательный опыт. Надо помнить об этих словах. А паче всего помнить о Нём Самом.
« Последнее редактирование: 10 Июнь 2007, 18:51:22 от plot »
Олег

surrge

  • Сообщений: 184
    • Просмотр профиля

Re: Учение о мытарствах
« Ответ #38 : 10 Июнь 2007, 21:25:52 »
В жизни "неимоверные усилия" часто приводят к тому, что человек просто не выдерживает и либо оставляет умное делание, либо вообще отпадает от христианства, либо сходит с ума.
Пример святых говорит как раз об обратном. Именно неимоверные усилия приносят "неимоверные плоды". А так, теплохладная жизнь и плоды приносит соответствующие. "Никакие".
Крыша едет если строшь здание на песке, а не на камне. "... и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал" - оставил умное делание, отпал от христианства или сошел с ума. Припомимнается, что среди подвижников вышеупомянутые случаи имели место быть только в случае превозношения и тщеславия последних, гордости о своих "достижениях". Возможно, таким только "Винни Пух" и поможет...
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Учение о мытарствах
« Ответ #39 : 10 Июнь 2007, 21:42:13 »
surrge, святые как раз часто предупреждают о том, куда может завести "неимоверное" рвение. Особенно тех, кого называют "новоначальными".
Именно "неимоверное" рвение зачастую не дает увидеть, что здание твое построено на песке. "Неимоверность" проходит, здание разрушается...
 И хорошо, если рядом есть книжка "Винни Пуха", которая даст хотя бы посмеяться над своей "неимоверностью".
 

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Учение о мытарствах
« Ответ #40 : 10 Июнь 2007, 21:58:09 »
Нет, surrge, рвение тоже бывает разное. Бывает рвение самоуправное, самостное, слепое, когда человек хочет сам чего-то достигнуть, преумножиться в чём-то, преуспеть, когда человек слишком серьёзно относится к своей персоне. Имхо, Антиквар как раз об этом говорит и имхо справедливо.
А есть ещё рвение любви и рвение отчаяния. С другой стороны.
Олег

surrge

  • Сообщений: 184
    • Просмотр профиля

Re: Учение о мытарствах
« Ответ #41 : 10 Июнь 2007, 22:06:15 »
Насчет "неимоверного" рвения и новоначальных согласен. Но говорилось не про "неимоверное" рвение, а про неимоверные усилия. Чем плохо рвение? Не неимоверное, а просто рвение? Разве это не то же горение духа о Господе? Именно это рвение заставляет совершать усилия, порой неимоверные.
Верно что Господь хочет "милости, а не жертвы". Но именно внутренний жар, горение о Господе заставляет человека подвизаться ради Христа, нести подвиги, которые порой кажутся именно "неимоверными" окружающим, хотя для самого подвизающего ничего неимоверного в них нет, поскольку он сам укрепляется Христом.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

surrge

  • Сообщений: 184
    • Просмотр профиля

Re: Учение о мытарствах
« Ответ #42 : 10 Июнь 2007, 22:09:39 »
Нет, surrge, рвение тоже бывает разное.
Подразумевалось именно рвение о Господе, не "самоуправное, самостное, слепое", а горячее желание исполнить волю Господню, послужить Ему, даже путем неимоверных усилий.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Учение о мытарствах
« Ответ #43 : 10 Июнь 2007, 22:16:58 »
Цитировать
Если верить святым отцам, это должно прийти по мере возрастания в "меру полного возраста Христова". Благодатные слезы умиления, терзание "до боли, до стона" - это Божий дар. Вряд ли получится выдавить из себя нечто подобное собственными усилиями. Более того, очень трудно этот дар впоследствии не растерять... Малейшее осуждение, незначительное смехотворство, пустое лопотание языком - и от сокрушения, умиления и терзаний не остается ни следа. Бдительность и трезвение нужны неимоверные...

    SURRGE  прав.  Глубокое покаяние приходит от Бога. Хотя я  это, в свое время, приняла  как суд Божий, который очень тяжело понести; настолько тяжело, что я через несколько месяцев начала испытывать страх перед этой душевной болью, когда грех прямо выдираешь из себя чуть ли не с плотью.И в конце-концов я взмолилась к Господу говоря Ему: "Господи, суда твоего боясь.."- это было искренне. И Господь моментально ослабил-боль ушла, осталась некая тихая скорбь о своей греховности. Но вот что само по себе интересно...раскаивалась я не за те грехи, за которые я еще при жизни пострадала, т. е. получила воздаяние за свои дела, а за те, которые принято называть*мелочевкой* и в силу нашего умствования , -незначительными , через которые мы переступаем предовая их забвению.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Учение о мытарствах
« Ответ #44 : 10 Июнь 2007, 23:08:19 »
именно внутренний жар, горение о Господе заставляет человека подвизаться ради Христа, нести подвиги, которые порой кажутся именно "неимоверными" окружающим, хотя для самого подвизающего ничего неимоверного в них нет, поскольку он сам укрепляется Христом.

Что касается "окружающих", то и тут стоит помнить о том, что иные их скрытые от наших глаз душевные переживания, вроде бы далекие от христианского умного делания, могут значить в глазах Господа куда больше, чем  усилия человека, идущего по этому пути, усилия неимоверные - без кавычек.
Это к вопросу о нашем смирении

Но вот что само по себе интересно...раскаивалась я не за те грехи, за которые я еще при жизни пострадала, т. е. получила воздаяние за свои дела, а за те, которые принято называть*мелочевкой* и в силу нашего умствования , -незначительными , через которые мы переступаем предовая их забвению.

Да, действительно, даже наше мимолетное слово (не то что дело!) для какого-то человека может обернуться внутренней катастрофой. Хоть мы вроде бы и не хотели сделать никому ничего плохого.
Однако постная физиономия и нежелание вступать в "праздный" разговор с окружающими, как знать, могут быть не менее катастрофичными для окружающих...