Maria, наверно, лучше говорить: развитый внутренний человек вместо пробужденного, поскольку пробуждение обычно понимается в смысле духовного становления.
Внутренний человек осознает свой выбор в отличие от внешнего. Опять-таки, если внутренний человек не развит (спит), то и не осознает, за исключением глубочайшего уровня сопричастности к Творцу - по образу Божьему или по искре Божией.
Говоря о соотношении внутреннего человека и внешнего, можно указать (условно) на три состояния: 1) самый распространенный: внутренний почти всегда спит (как бы связан), внешний марионеточно активен; 2) внутренний в развитии, внешний марионеточно активен, между ними остается перегородка, при которой внутренний человек побуждает внешнего к действию, внешний же этого не понимает и, исполняя "приказы", совершает действия зачастую противоположные идее внутреннего развития и посыла; 3) возникает сознательная связь между внешним человеком и внутренним, умное делание направлено на организацию такой связи, облагораживание внешнего, очищение и развитие внутреннего и их соединение.
Мытари и блудницы (из притчи) - образ человека, находящегося на второй ступени, когда внутренний его уже обращен к Богу, а внешний блуждает и ошибается. Фарисей и законники (порождения змея) - находятся на той же второй ступени, только внутренний их выбрал путь зла, а внешний "искренне" играет в праведность, в действительности же исполняя волю внутреннего. Для людей такого склада священническая стезя в церковном институте - весьма привлекательна, поскольку позволяет развивать непотребство внутреннего при благочестии внешнего. Третья ступень - сознательный путь к святости или сознательная демонизация.
Выбор на второй ступени может быть изменен. Яркий пример - превращение Савла в ап.Павла. Выбор на второй ступени может привести и к более высокому гармоничному состоянию: евангельский пример такой гармонизации - мытарь Закхей.