Исихазм

Автор Тема: О Добре и Зле.  (Прочитано 53233 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #90 : 01 Июль 2007, 21:59:07 »
О сознательности. У внешнего человека и сознательность внешняя, с позиции духовной - марионеточная, из набора стереотипов. Именно внутренний человек (если пробужден) - сознателен.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #91 : 01 Июль 2007, 22:06:24 »
Да и шел разговор о внутреннем и внешнем человеке, а в результате разговор был свернут на другое.
  Я вообще запуталась.... а что тут непонятного насчет внутреннего и внешнего человека?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #92 : 01 Июль 2007, 22:51:15 »
Да и шел разговор о внутреннем и внешнем человеке, а в результате разговор был свернут на другое.

Начиная с этого места: :)

"Да. Обычная путаница: под духовным понимают только Божие, хотя духовность может быть демонической. "

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #93 : 01 Июль 2007, 23:12:46 »
Да и шел разговор о внутреннем и внешнем человеке, а в результате разговор был свернут на другое.

Начиная с этого места: :)

"Да. Обычная путаница: под духовным понимают только Божие, хотя духовность может быть демонической. "

  Все, пошла на слом..... Перестала что-либо понимать. Причем тут духовность демоническая? Скорее всего, это духи могут быть демонические. А под духовностью принято понимать как раз различение  духов и их действия на человека.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #94 : 01 Июль 2007, 23:57:45 »
О сознательности. У внешнего человека и сознательность внешняя, с позиции духовной - марионеточная, из набора стереотипов. Именно внутренний человек (если пробужден) - сознателен.

Вот именно, если пробужден, сознательной становится вся душа.

В полностью пробужденном человеке, в Христе, "князь мира сего не имеет ничего". Святые же до последней минуты ведут брань с бесами, уповая на помощь Христа.

Павел, вознесенный до третьего неба и посвященный в тайны Духа, пишет:

"Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан."

имхо, "полной пробужденности" при жизни в христианстве нет. Собственно, эта идея и не декларируется как цель.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #95 : 02 Июль 2007, 00:06:25 »
полной пробужденности" при жизни в христианстве нет. Собственно, эта идея и не декларируется как цель....
.................
   А какая тогда цель стоит перед христианином? Господь призывает нас быть совершенными как Сам Бог. Ни есть ли это* полная пробужденность*?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #96 : 02 Июль 2007, 00:20:55 »
полной пробужденности" при жизни в христианстве нет. Собственно, эта идея и не декларируется как цель....
.................
   А какая тогда цель стоит перед христианином? Господь призывает нас быть совершенными как Сам Бог. Ни есть ли это* полная пробужденность*?

Если Павел, на посланиях которого строится основная часть богословия, считал, что видит "как бы сквозь тусклое стекло", видимо, цель не в "пробужденности".

Или, по крайней мере, во плоти происходит только подготовка к пробужденности - встрече с Истиной "лицем к лицу".

Т.е. плоть (плюс одержимая ее интересами душа) и есть "тусклое стекло". Преображение тела и души состоится после пришествия Христа. Видимо, тогда и произойдет "пробужденность" - божество по благодати.
« Последнее редактирование: 02 Июль 2007, 00:45:39 от Sергий »

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #97 : 02 Июль 2007, 00:54:08 »

  Согласна с Вами.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #98 : 02 Июль 2007, 01:37:52 »
  Все, пошла на слом..... Перестала что-либо понимать. Причем тут духовность демоническая? Скорее всего, это духи могут быть демонические. А под духовностью принято понимать как раз различение  духов и их действия на человека.

Да, принято, о чем и упоминал. Точка, с которой начинается извращение и падение, находится значительно выше (или глубже), чем обычно заглядывают. Отцы говорят о гордости... Гордость павшего умного духа неизмеримо тоньше, чем гордость душевная (душевного человека), поэтому она (гордость духовная) так сложно вычислима.

Только если под духовностью понимать причастность нетварным энергиям, можно говорить о ее полной чистоте. Обычно под духовностью понимают нечто более низкое, принадлежащее умственной, а значит, извращаемой сфере.

Maria

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #99 : 02 Июль 2007, 11:30:49 »
Alexander: «О сознательности. У внешнего человека и сознательность внешняя, с позиции духовной - марионеточная, из набора стереотипов. Именно внутренний человек (если пробужден) - сознателен.»
То есть пробужденный внутренний человек сознательно выбирает зло? Тогда опять возвращаемся к вопросу о том, что определяет этот выбор (исключая при этом силы, воздействующие на внешнего человека)… Почему внутренний человек может сознательно уходить от своего Источника, зная о Нем? Если путь к Богу - естественный, не предполагающий наличия у человека причин идти по нему, то что тогда в случае следования злу (можно говорить о смысле, мотивах)? Может ли выбор пути от Бога быть изменен? Внешний человек, как понимаю, никак в этом не участвует и не может «прозреть», так как является лишь тенью внутреннего.
Возможно, тут разное понимание терминов. Кто есть внутренний человек и что на него влияет?

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #100 : 02 Июль 2007, 15:03:57 »
Alexander: «О сознательности. У внешнего человека и сознательность внешняя, с позиции духовной - марионеточная, из набора стереотипов. Именно внутренний человек (если пробужден) - сознателен.»
То есть пробужденный внутренний человек сознательно выбирает зло? Тогда опять возвращаемся к вопросу о том, что определяет этот выбор (исключая при этом силы, воздействующие на внешнего человека)… Почему внутренний человек может сознательно уходить от своего Источника, зная о Нем? Если путь к Богу - естественный, не предполагающий наличия у человека причин идти по нему, то что тогда в случае следования злу (можно говорить о смысле, мотивах)? Может ли выбор пути от Бога быть изменен? Внешний человек, как понимаю, никак в этом не участвует и не может «прозреть», так как является лишь тенью внутреннего.
Возможно, тут разное понимание терминов. Кто есть внутренний человек и что на него влияет?

     В том-то и дело, что пробужденный человек стремиться к добру. Но тут в диспут с внутренним человеком вступает не столь гибкий разум, которуй начинает узурпацию духовного, привнося  всяческие искажения и* домыслия *, в следствии чего духовное извращается и меняет свое направление в прямо противоположную сторону, становится или ересью или* новой религией*. Таково мое видение этого вопроса.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #101 : 02 Июль 2007, 17:16:38 »
В том-то и дело, что пробужденный человек стремиться к добру. Но тут в диспут с внутренним человеком вступает не столь гибкий разум, которуй начинает узурпацию духовного, привнося  всяческие искажения и* домыслия *, в следствии чего духовное извращается и меняет свое направление в прямо противоположную сторону, становится или ересью или* новой религией*. Таково мое видение этого вопроса.
Стремление к "добру" не может быть реализовано в человеке, какой степени пробужденным он себя бы не считал.
Реальное пробуждение может состояться только в том случае, когда человек, полностью и бесповоротно осознав неминучесть своей личной и вечной погибели, возопит ко Господу о спасении, и Господь посетит и исцелит его немощи, долготой дней наполнит его и явит ему спасение свое. Все остальные виды "пробуждения" относятся только лишь к укреплению гордыни и чувства превосходства себя любимого и такого необыкновенно пробужденного над сонмом спящих людей-автоматов вокруг. Этакий, да, будет считать, что пробуждать сонных его непосредственная и наиглавнейшая задача. Будет рубить с плеча без разбора, считая, что творит "добро".
Подальше бы от таких...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #102 : 02 Июль 2007, 18:07:18 »
Maria, наверно, лучше говорить: развитый внутренний человек вместо пробужденного, поскольку пробуждение обычно понимается в смысле духовного становления.

Внутренний человек осознает свой выбор в отличие от внешнего. Опять-таки, если внутренний человек не развит (спит), то и не осознает, за исключением глубочайшего уровня сопричастности к Творцу - по образу Божьему или по искре Божией.

Говоря о соотношении внутреннего человека и внешнего, можно указать (условно) на три состояния: 1) самый распространенный: внутренний почти всегда спит (как бы связан), внешний марионеточно активен; 2) внутренний в развитии, внешний марионеточно активен, между ними остается перегородка, при которой внутренний человек побуждает внешнего к действию, внешний же этого не понимает и, исполняя "приказы", совершает действия зачастую противоположные идее внутреннего развития и посыла; 3) возникает сознательная связь между внешним человеком и внутренним, умное делание направлено на организацию такой связи, облагораживание внешнего, очищение и развитие внутреннего и их соединение.

Мытари и блудницы (из притчи) - образ человека, находящегося на второй ступени, когда внутренний его уже обращен к Богу, а внешний блуждает и ошибается. Фарисей и законники (порождения змея) - находятся на той же второй ступени, только внутренний их выбрал путь зла, а внешний "искренне" играет в праведность, в действительности же исполняя волю внутреннего. Для людей такого склада священническая стезя в церковном институте - весьма привлекательна, поскольку позволяет развивать непотребство внутреннего при благочестии внешнего. Третья ступень - сознательный путь к святости или сознательная демонизация.

Выбор на второй ступени может быть изменен. Яркий пример - превращение Савла в ап.Павла. Выбор на второй ступени может привести и к более высокому гармоничному состоянию: евангельский пример такой гармонизации - мытарь Закхей.

Maria

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #103 : 03 Июль 2007, 15:08:27 »
Спасибо, Alexander. Остается вопрос о мотивах (влияниях при) выбора зла на 2-3 ступенях. Рассуждаю так: если есть примеры изменения такого выбора на второй ступени, то выявимы факторы, приведшие к такому изменению, а они есть отрицание (противоположность) факторов (причин) выбора зла.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #104 : 03 Июль 2007, 16:05:56 »

Да, принято, о чем и упоминал. Точка, с которой начинается извращение и падение, находится значительно выше (или глубже), чем обычно заглядывают. Отцы говорят о гордости... Гордость павшего умного духа неизмеримо тоньше, чем гордость душевная (душевного человека), поэтому она (гордость духовная) так сложно вычислима.

Все-таки мне кажется, гордость есть функция души. Душа на пути к Богу получает через дух благодать. Душа, развиваясь, утончается и углубляется, обучаясь через дух. И в один прекрасный момент может пасть, если неискорененная в душе гордость присвоит себе дары благодати как плод собственных усилий, развития собственных душевных "мышц" и отречется через это от Бога.

Т.е. падет душа, но гордость будет духовной, т.к. причиной падения будет попытка присвоить себе дары духа.