...как активно присутствует в вашей жизни,если вообще присутствует,чисто физическая сторона аскезы,так распостранённая в преждние времена?Я имею в виду продолжительное бдение (более чем 2суток),или сон на голых досках(очень тонок становится),сугубый пост(голод),холод,длительное стояние на коленях,или просто долгое стояние,многочисленные земные поклоны,молчание,одиночество.Может самобичевание (интересный метод отвержения прилога).
Бывшее в моем опыте.
1. Бдение, не более 36 часов только. Бывают состояния, когда сама молитва гонит сон прочь. Иногда же так дорожишь состоянием, что намеренно не ложишься спать, зная, что во сне отнимется и утром начинай все сначала.
2. Голод - раньше в Великий Пост - 26-28 дней, только вода, но это когда жил за городом и не надо было бегать за троллейбусом каждое утро на работу. Сейчас - до трех дней в месяц - переключает очень сильно уже в первые сутки. Основная замеченная опасность при голоде - самовозношение и гордость ума при присвоении им достигнутой в результате голодовки ясности внимания и осознования. Именно поэтому перестал голодать подолгу.
3. Босиком по снегу при несильном морозе (-10 С) около одного часа прогулки и по сей час. К молитве мало имеет отношения. Скорее спорт. То же с купанием в ледяной воде. Не так как это делают моржи, которые борются со стихией, а спокойный вход, проплыв и выход без растирания. Просто одевается одежда на мокрое тело. При 4 градусах Цельсия воды в ней можно пробыть спокойно до 5 минут, потом сильно заламывает лодыжки и запястья.
Могу это сделать зимой в любой подходящий момент. Ледяной душ - как правило, но без сопротивления. Можно смотреть на блоки в теле - что там противится воде.
4. Молчание и одиночество практиковалось от одной до трех недель в течение четырех лет одинокого житья в Подмосковье. Это было ненамеренное состояние и нечего, кроме удовольствия не приносило. Было лекго входить и выходить. Молитве как-то специально не способствовало.
5. Стояние на коленях с постоянными земными поклонами было необходимо одно время в храме. Мой, ныне покойный, духовник разрешал мне простаивать на коленях всю службу, так как он знал, что мне было трудно на ногах. Это продолжалось месяца 4, потом безследно ушло.
Пробовались мной и метания, но не понравилось совсем - тоже было как спорт, а молитва превращалась в заклинание - речевку.
О том, чтоб себя лупцевать не приходило даже в голову. Казалось всегда слишком католическим или шиитским.