Исихазм

Автор Тема: Внешний и внутренний поиск Истины  (Прочитано 39122 раз)

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

В процессе поиска истины большое препятствие создает мысль (точнее вера) о том, что мы знаем все, или церковь знает все. И когда эта мысль считается верной или даже непогрешимой - это тоже выбор – выбор остановить духовный рост и реализацию, что неизбежно ведет к нарастанию злостных образований (которые являются частью того, что я называю эго... и не я один) внутри человека... т.е. по сути - выбор зла. Ибо как бы много и правильно мы не знали что либо о Боге, себе и метафизике (которую, на мой взгляд, довольно смело пытаются объяснить некоторые догматы), и других сакральных вопросах, ВСЕГДА существует более высокое понимание, и исключений быть не может, всегда должно быть стремление к большему, всегда есть чему учиться. Поэтому, лично я считаю, что вера в непогрешимость чего-либо на этой Земле весьма опасна - это подобно тому, когда плывешь по Реке Жизни и останавливаешься, цепляясь за какую-то ветку, ибо так чувствуется комфортнее. Непогрешимость на Земле - понятие относительное.

Вот, к примеру возьмем догматы... сегодня, допустим, учитывая мой уровень - это непогрешимая истина для меня... завтра же я понимаю, что Христос - это прежде всего ЛОГОС, СЛОВО..., и это СЛОВО может пребывать во мне (безусловно, благодаря Иисусу), как и в Иисусе... что замечательно растолковал ап. Павел. И разбор догматов о Христологии и природе Иисуса становится завтра не только ненужным, но и даже может стать вредным, ибо он предназначен для той ступени, которая уже пройдена, а тянущий за собой плуг и оглядывающийся назад не пригоден для Царствия Божия. По большому счету, мы должны все быть такими, как Иисус и делать дела, которые Он делал, ибо таков Промысел Божий о нас, и Иисус не только Господь и Спаситель, но и Старший Брат, и, безусловно, пример для подражания. Сказано ведь было, что Иисус спасет нас от грехов наших, а не от возмездия за них.

Кто что думает на этот счет?
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

surrge

  • Сообщений: 184
    • Просмотр профиля

Re: Внешний и внутренний поиск Истины
« Ответ #1 : 27 Июнь 2007, 18:54:15 »
Ув. Keleynick, скажите, вы себя почитаете выше святых отцов? Ведь именно они составили всем нам знакомый Символ Веры, который, по сути, является сводом основных догматов Христианской веры. Верите ли вы в их непогрешимость, ув. Keleynick?
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Внешний и внутренний поиск Истины
« Ответ #2 : 27 Июнь 2007, 19:01:03 »
Я не считаю себя ни выше ни ниже никого в этом мире - а перед Богом все равны. В непогрешимость чего-либо выраженного человеческим языком не верю, ибо он (язык) относителен, потому что линеен. В общем, я не писал это для того, чтоб с кем-то спорить, просто интересно кто что думает на этот счет - не более того, не для того, чтоб спровоцировать интервью; также я не собираюсь с Вами воевать :) Если оскорбляю Ваши религиозные чувства, извиняйте...
« Последнее редактирование: 27 Июнь 2007, 19:08:50 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Внешний и внутренний поиск Истины
« Ответ #3 : 27 Июнь 2007, 21:01:13 »
 
    Я, не претендуя на правидность своих слов, могу вот что сказать...что иногда, ИМХО. вообще-то всегда, очень важно оставить прежнюю точку зрения, те костыли, которые помогли нам приблизиться к Богу, иначе можно увязнуть в созерцании одной состовляющей многогранной истины. У истины есть тенденция к росту, скорее это наше видение ее становится более обширным и охватывающим. И  если я исповедуя Христа,  в тоже время  вижу, что мое отношение к другим конфесиям становится настолько лояльным, что я не могу исключить  того, что и эти конфесии обладают такой же долей Божьей истины,  которая заложена и в православии. Во всяком случае такое видение вещей лишает меня религиозного фанатизма. Но здесь есть опасность прельщения иными воззрениями, когда отбрасываешь свое и становишься на иной путь искания, или смешиваешь одно с другим- тогда можно потерять и то, что имел. Но что бы  не случилось этого сбоя помогают не догматы, а живая память когда-то произошедшей встречи со Христом. 
  Никогда церковь, а тем паче человек, не могут претендовать на  знание всего. Меня раньше немного, не то чтобы раздражало, а скорее проиводило в недоумение; почему Отцы Церкви пишут так сокровенно, витеевато... трудно впитываемое...а все оказалось просто. Когда пришли первые духовные переживания-  оказалось, что не существует таких слов, которыми можно было бы обьяснить духовные знания или виденья...разве вот только так-прикровенно.

     
« Последнее редактирование: 27 Июнь 2007, 21:57:34 от iunija »
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

surrge

  • Сообщений: 184
    • Просмотр профиля

Re: Внешний и внутренний поиск Истины
« Ответ #4 : 27 Июнь 2007, 21:42:08 »
Ув. Keleynick, скажите, во время литургии, когда все поют "Верую...", вы молчите и про себя думаете: "Не верую"? Потому как "В непогрешимость чего-либо выраженного человеческим языком не верю"?
Святые отцы, даже сподобившись богосозерцания, продолжали веровать в непогрешимость догматов, что подтверждалось их готовностью пострадать и даже умереть за них. Они опытно переживали истину заключенную в этих догматах. Св. Николай Мирликийский на Никейском Соборе даже пошел на беспрецедентный для Христианина шаг - ударил ближнего (дал пощечину Арию) - ради того, чтобы не допустить ереси и отстоять догмат о Троице. А сколько их пострадало или было умерщвлено за то, что вы, ув. Keleynick, считаете погрешимым.
Читая ваши посты, мне вспоминается персонаж притчи аввы Дорофея, тот, который говорил "Что такое Петр? и что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы".
"Что такое догматы? Вот ЛОГОС, СЛОВО..."
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Внешний и внутренний поиск Истины
« Ответ #5 : 27 Июнь 2007, 22:02:10 »
Surrge, я вроде сказал, не хочу с Вами спорить, ни доказывать ничего, ни отвечать на Ваши вопросы, ибо Вы задаете их неправильно и не по теме. Вы заботьтесь о своем Спасении, а я буду заботиться о своем. И благослави Вас Господь.
« Последнее редактирование: 27 Июнь 2007, 22:06:16 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

surrge

  • Сообщений: 184
    • Просмотр профиля

Re: Внешний и внутренний поиск Истины
« Ответ #6 : 27 Июнь 2007, 22:14:43 »
Surrge, я вроде сказал, не хочу с Вами спорить, ни доказывать ничего, ни отвечать на Ваши вопросы, ибо Вы задаете их неправильно и не по теме.
Слушаюсь и повинуюсь.

Цитировать
Вы заботьтесь о своем Спасении, а я буду заботиться о своем.
А как же притча о добром самаритянине?

Цитировать
И благослави Вас Господь.
И Вас, ув. Keleynick благослови, и Вас.

ЗЫ  Так, немного не в тему. Бесноватые до поры до времени не ведают, что они одержимы. То же можно сказать и о прельщенных. Спаси Господи...

Kyria Azatyan
Благодарю. Здравое рассуждение. Только немножко неточное - "никто не знает ведь, как Он на самом деле выглядит" - многие знали, но они уже давно почили. Более того, существует плат (образ с которого впоследствии стал Спасом Нерукотворным), плащаница - но это скорее вопрос веры в то, что эти предметы являются тем, чем их представляют. В остальном согласен с вами.
« Последнее редактирование: 27 Июнь 2007, 22:25:09 от surrge »
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: Внешний и внутренний поиск Истины
« Ответ #7 : 27 Июнь 2007, 22:22:10 »
Keleynick, в Евангелии истина выражена непогрешимо или погрешимо?

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Внешний и внутренний поиск Истины
« Ответ #8 : 27 Июнь 2007, 22:31:55 »
Kyria Azatuan
                 
Цитировать
И вот людям остается Его изображать в иконах по человеческому воображению, а не по истине. И в результате мы имеем разные иконные “христологические формулы

 Если в остальном я более и менее согласна с Вами, то насчет икон -нет.  Не по человеческому воображению, а по внутреннему духовному видению.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Внешний и внутренний поиск Истины
« Ответ #9 : 27 Июнь 2007, 22:48:47 »
Keleynick, в Евангелии истина выражена непогрешимо или погрешимо?
А на иконах горняя реальность выражена непогрешимо или погрешимо?
Если непогрешимо, то значит - она, эта реальность именно такая и есть, как её изобразили. Но ведь на самом деле икона - это ключ, некое окно или символ, иными словами - средство, с помощью которого мы можем прикоснуться к Реальности.
Так же имхо и Евангелие и догмы - это средства, ключи, помогающие нам прикоснуться к их Источнику. Когда же Источник достигнут, догмы просто перестают быть догмами, они превращаются в живую Истину, изменяется и невообразимо углубляется само их понимание, надобность в рукописном Евангелии для человека отпадает, потому что он в восхищении припадает к Источнику всякого Евангелия. Имхо, очень важно помнить именно об этом, что догмы не равно Истина, а лишь - ключ к Ней, некое начальное условие, некий исходник или твёрдая почва, на которую мы можем ступить и идти дальше, продвигаться к Цели. И сначала мы просто верим и действуем в соответствии с этой верой, но дальше приходит знание и догмы не отбрасываются - их понимание углубляется всё больше, а вера становится всё менее механической, всё более живой и широкой.
Олег

surrge

  • Сообщений: 184
    • Просмотр профиля

Re: Внешний и внутренний поиск Истины
« Ответ #10 : 27 Июнь 2007, 22:53:10 »
plot
Именно! Вы выразили мою мысль точнее чем я сам мог для себя ее сформулировать :) Благодарю.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Внешний и внутренний поиск Истины
« Ответ #11 : 27 Июнь 2007, 23:06:41 »
Страшнее всего когда вера в догмы так и остаётся механической верой. Имхо, это происходит только тогда, когда она не подкреплена делами и взыванием ко Господу, вглядыванием в суть, смысл догм. Вера без дел мертва...
Вот тогда-то и приходится человеку цепляться за самое главное что у него осталось, за то, что его отличает в собственных глазах от других - за набор слов (а получается, что для него догмы это просто такой набор слов, сотрясание воздуха).
Мы часто говорим, что ах, мы совсем не веруем и ничего не делаем в соответствии с нашей верой. Так значит - надо делать! Хоть что-то, хотя бы то, что можем, надо с чего-то начинать и шаг за шагом так и пойдём! именно так всё и получается, сразу-то никогда никто не был совершенным из нас. Мы начинаем с малого, потом видим, как можно сделать что-то большее, потом понимаем, что Писание нами понималось не совсем глубоко и уже начинаем действовать в соответствии с этим новым пониманием и так далее... Не думаю, что это можноназвать отбрасыванием - вера просто должна расти, развиваться, углубляться, она должна быть живой... Если она застыла и такая же точно как и была 10, 20 лет назад, это явный признак, что она - механическая, что человек остановился в своём пути и ничего не делает внутри себя в соответствии со своей верой. Она превратилась в обряд. Мне если честно не нравится слово "догма", оно отдаёт как раз такой механистичностью и мертвечиной, больше привык употреблять слово "вера", хотя, впрочем, возможно это просто мои проблемы.
Олег

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Внешний и внутренний поиск Истины
« Ответ #12 : 27 Июнь 2007, 23:25:54 »

    А я честно скажу: я живу без всяческих догм, они проходят мимо моего сознания,я на них не концентрирую своего внимания.
Помню, по первоначалью, я так начала плутать о Святой Троице. Молюсь Христу, мне кажется что я обхожу вниманием Бога-Отца; молюсь Отцу Небесному, кажется. что несправедливо обхожусь со Христом и Святым Духом. Мучилась с этой разделенностью, которую никак не могла соеденить, да ...и выкинула из головы, оставив одну веру и слово* Господи*. Главное,что Он есть, и Он Един- мне больше ничего не надо.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Внешний и внутренний поиск Истины
« Ответ #13 : 27 Июнь 2007, 23:47:39 »
Вот, к примеру возьмем догматы... сегодня, допустим, учитывая мой уровень - это непогрешимая истина для меня... завтра же я понимаю, что Христос - это прежде всего ЛОГОС, СЛОВО..., и это СЛОВО может пребывать во мне (безусловно, благодаря Иисусу), как и в Иисусе...

Проблема в том, что мы не можем судить, на каком "уровне" находимся. Действительно ли мы поднимаемся или падаем. Понимаем или еще больше заблуждаемся. Ведь существо наше повреждено грехом. А значит то, что мы принимаем в своем сердце за чистый камертон, может оказаться фальшивой нотой, а то что мы принимаем за Божественный свет во мраке, может оказаться фарой несущегося на нас локомотива.
Мы думаем, что в нас Христос, что мы следуем Ему, а на самом деле, не замечая, плетемся за старыми своими демонами.
Поэтому без духовного руководства в том или ином виде нам не обойтись. А догматы  - часть этого духовного  руководства. Презрительно отбрасывая их, мы думаем, что уповаем на Христа, а уповаем на самом деле на себя. И эта самонадеянность не приблизит, но удалит нас от цели.
« Последнее редактирование: 27 Июнь 2007, 23:55:09 от Антиквар »

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: Внешний и внутренний поиск Истины
« Ответ #14 : 28 Июнь 2007, 00:00:33 »
Если непогрешимо, то значит - она, эта реальность именно такая и есть, как её изобразили.

Не согласен с таким выводом - я вовсе не это имел ввиду.
Непогрешимость выражения - это максимально полная передача духовного явления, но настолько, насколько это позволяет носитель этой информации (текст, музыка, икона и.т.п.).

То есть, реалии духовного мира практически невозможно передать словами, описать красками и звуками физического мира - но тем не менее, Святой Дух инспирирует творцов икон, молитв и песнопений и те непогрешимо выражают то, что им дано выразить.

надобность в рукописном Евангелии для человека отпадает, потому что он в восхищении припадает к Источнику всякого Евангелия.

Святые не переставали читать Евангелие совсем.


Вот догма: "Иисус Христос - Сын Божий".
Она выражает собой определённый духовный факт. Это ограничивает кого-то в чём-то?

Или мы говорим о разных вещах?