Исихазм

Автор Тема: о грехах и прощении  (Прочитано 6793 раз)

magisterulus

  • Сообщений: 21
    • Просмотр профиля

о грехах и прощении
« : 12 Июль 2007, 15:14:32 »
Мне хотелось бы понять, что в православии понимают под грехом. Что вкладывается в это понятие? Означает ли это понятие, что Господь, гневаясь на грешника, ненавидит его и отправляет в ад, т.е. Господь не распространяется свою любовь на всех безусловно? Что понимается под "прощением греха"? Получается, что Господь обижается на грешника за его грехи, а затем прощает? Но обида и пр. - это ведь чисто мирские качества.

Прошу это пояснить.
« Последнее редактирование: 12 Июль 2007, 15:26:12 от magisterulus »

surrge

  • Сообщений: 184
    • Просмотр профиля

Re: о грехах и прощении
« Ответ #1 : 12 Июль 2007, 17:14:23 »
Мне хотелось бы понять, что в православии понимают под грехом.
А разве у православных какое-то иное Священное Писание? Ведь там все написано и даны ответы на все Ваши вопросы, стоит только поискать.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: о грехах и прощении
« Ответ #2 : 12 Июль 2007, 21:12:56 »
Мне хотелось бы понять, что в православии понимают под грехом. Что вкладывается в это понятие? Означает ли это понятие, что Господь, гневаясь на грешника, ненавидит его и отправляет в ад, т.е. Господь не распространяется свою любовь на всех безусловно? Что понимается под "прощением греха"? Получается, что Господь обижается на грешника за его грехи, а затем прощает? Но обида и пр. - это ведь чисто мирские качества.
Прошу это пояснить.
Под прощением имеется в виду не прощение обиды, а прощение долгов. Грех воспринимается в православии как долг перед Богом, о чём можно прочесть в Православном Катехизисе Филарета:
"В молитве Господа под наименованием долгов наших следует понимать наши грехи. Грехи называются долгами, потому что мы всё получили от Бога и должны всё отдать Богу, т.е. подчинить Его воле и закону; если же не исполняем этого, то остаемся должниками перед Его правосудием."
"Средства для распознавания добрых и злых дел: закон Божий внутренний — свидетельство совести, и закон Божий внешний — заповеди Божии."
Таким образом, грех - это противление воле Божией. А поскольку Господь всё делает нам во благо и спасение, то грех - это дело к собственной погибели. И потому упорство во грехе приводит к гибели и вечным мучениям не в качестве наказания, а в качестве прямого и логичного следствия такового упорства. Чтобы восприять любовь Божию, и быть спасену, человек должен сначала обратить свой взор и слух ко Господу. Если ты кого-то не слушаешь и не желаешь на него смотреть - как ты сможешь услышать, что тебе говорят? Если ты слушаешь тех, кто ведёт тебя к гибели, и отвергаешь того, кто желает тебе добра, как тот последний может тебе помочь? Те, кто желает тебе гибели - назойливы, Он же уважает твою волю и не станет тебя превращать в послушную куклу, только попытается вразумить внешними событиями. Но если ты упорствуешь...
Грех подобен тому, как если бы человек увлёкся веселием или другой приманкой некоей компании, а его Отец бы сказал ему, что эти люди - воры и разбойники, но человек бы из гордости или похоти или слепоты сердца отверг слова Отца и всё равно пошёл бы за разбойниками, взяв ещё и часть имения Отца и в конце концов погиб бы. Это - гибель во грехе.
Или же не погиб, а во время опомнился и сбежал бы от разбойников и пришёл и повинился бы перед Отцом. И Отец принял бы его с радостью, что всё же сыну Его удалось спастись и он стал умнее. Это - прощение грехов.
Извиняюсь за неуклюжую аналогию.
Если ты обратился к Нему - всё, что ты ни делал до того, забыто, Он сразу берёт твою руку в Свою. И ведёт тебя, если только ты опять не выдернешь своей руки.
И гнев Божий - это не человеческий гнев. То, что нами воспринимается как гнев, есть некое непостижимое проявление воли Божией, которое называется гневом лишь для удобства. Потому что человеческий гнев - это страсть, Господь же есть Свет и нет в Нём никакой тьмы.
И любовь Его такова, что человек как человек не может вместить её во всей полноте и судить о ней своим человеческим умом нельзя. Достаточно лишь верить, что она абсолютна и совершенна, остальное как Он даст познать - так и познаешь.
Прошу прощения.
« Последнее редактирование: 12 Июль 2007, 21:52:42 от plot »
Олег

magisterulus

  • Сообщений: 21
    • Просмотр профиля

Re: о грехах и прощении
« Ответ #3 : 12 Июль 2007, 21:24:18 »
Спасибо.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: о грехах и прощении
« Ответ #4 : 12 Июль 2007, 22:29:54 »
Можно говорить о двух взглядах-представлениях о грехе в православии.

Распространенным является представление о грехе как о плохом поступке, ведущем к погибели. Такое представление наглядно, просто и доступно для восприятия любого человека. Также для большей доступности Богу приписываются качества, свойственные человеку: Бог гневается, мстит, наказывает, прощает и т.п. Такое принижение Бога является верным знаком народной, "объязыченной" и овнешленной религии. По сути это притчевый язык, способный донести до внешнего человека хоть какое-то представление о действиях Духа.

Другое - святоотеческое - представление о грехе - как о несоответствии или непопадании. Грех - по-гречески "амортия" - переводится как непопадание в цель. Греховно то, что не соответствует воле или действию Божьему. И человек пожинает плоды этого несоответствия.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: о грехах и прощении
« Ответ #5 : 13 Июль 2007, 13:37:17 »
Эта статья чуть полезна, в основном, последней своей частью, не более. И одновременно она притягивает кучу распространенных - и неверных  - представлений о грехе.

Чего только стоит утверждение, что человек не несет личной ответственности за первородный и родовые грехи. Да и представления о первородном грехе архаичны и совершенно не удовлетворительны для современного сознания.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: о грехах и прощении
« Ответ #6 : 13 Июль 2007, 14:54:55 »
О, Kyria Azatyan! :)

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: о грехах и прощении
« Ответ #7 : 13 Июль 2007, 15:21:21 »
Интересно. А мне понравилась статья. Это конечно не писание отцов, но достаточно искренне и, имхо, использованы нестандартные, несхоластические образы. Для мирян, по моему, очень хорошо.  :)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: о грехах и прощении
« Ответ #8 : 13 Июль 2007, 15:28:29 »
Sергий, у нас на форуме все-таки другая планка.

Не для мирян, а для людей, далеких от духовных поисков, нормальная статья - на фоне множества никаких статей. И она же как слабая лампочка по сравнению с ярким светилом.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: о грехах и прощении
« Ответ #9 : 13 Июль 2007, 16:07:21 »
Alexander,

в общем, да. Под мирянами, подразумевал скорее людей с мирскими приоритетами. В этом плане и монахи могут быть мирянами. А для полного охвата нужно ссылаться на концепции, которые подразумевают какую-то осведомленность в Писании и Предании. Это действительно больше для Исихазм.ру. :)

Правда, не совсем понял, что не так с определением:

    "У святых отцов есть разделение греха на три категории: первородный, родовой и личный. Первородный и родовой грех - это, скорее, греховное поражение человеческой природы. И только личный грех подразумевает персональную ответственность человека за содеянное. "

Мне кажется, смысл в том, что первородный грех уже есть как врожденная болезнь, а личный - усугубление болезни вместо выполнения рекомендаций Врача по ее излечению.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: о грехах и прощении
« Ответ #10 : 13 Июль 2007, 16:55:17 »
Родовые грехи (как и первородный грех - некое первое несоответствие в выборе и поведении человека, сделанное под влиянием другого личного носителя зла) также подразумевают личную ответственность человека. Иначе... помните королька из пьесы Шварца "Обыкновенное чудо"? Тот находил объяснение своим слабостям в голосе-влиянии различных предков. А кроме родовых грехов есть еще общественные (и институциональные) грехи. И за них, если вляпался, человек несет личную ответственность.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: о грехах и прощении
« Ответ #11 : 14 Июль 2007, 15:50:26 »
Родовые грехи (как и первородный грех - некое первое несоответствие в выборе и поведении человека, сделанное под влиянием другого личного носителя зла) также подразумевают личную ответственность человека. Иначе... помните королька из пьесы Шварца "Обыкновенное чудо"? Тот находил объяснение своим слабостям в голосе-влиянии различных предков. А кроме родовых грехов есть еще общественные (и институциональные) грехи. И за них, если вляпался, человек несет личную ответственность.

наверное, человек несет ответственность прежде всего за окончательный результат - увидит он Бога как любящего Отца Небесного или как огнь поядающий. А результат - сумма этих грехов.

Иоанн Дамаскин описывает первородный грех как нездоровый интерес к своему внутреннему устройству и попытки управлять им ради эгоистических интересов.

"Впрочем, это название (дерево познания добра и зла), может быть, было дано ему потому, что оно сообщало вкушающим способность познавать свою собственную природу. Это было хорошо для совершенных, но худо для не достигших совершенства и одержимых сладострастными влечениями, подобно тому как твердая пища вредна для младенцев, имеющих нужду в молоке. В самом деле, сотворивший нас Бог не хотел, чтобы мы заботились и суетились о многом (Лк. 10, 41) и чтобы мы были расчетливы и предусмотрительны касательно нашей собственной жизни. Но Адам это подлинно испытал, ибо, вкусив, он узнал, что был наг, и надел на себя опоясание, ибо взяв листья смоковницы, он опоясался ими (Быт. 3, 7). До вкушения же беста оба нага, Адам и Ева — и не стыдястася (Быт. 2, 25). И Бог хотел, чтобы мы были столь же бесстрастны — ибо это есть вершина бесстрастия. Он хотел также, чтобы мы были свободны от забот и имели одно дело, свойственное ангелам, т. е. непрестанно и немолчно воспевали Создателя, наслаждались Его созерцанием и возлагали на Него наши заботы. Это и возвестил он нам чрез пророка Давида: возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23)."

У человека этот грех воспитывается с младенчества. Отказаться от него никак нельзя. Это необходимое условие нормального умственного развития. Соответственно и выбора нет.

Взрослому, как раз уже возможно искать безмолвия ума как исцеления от первородного греха эгоистической саморефлексии для возвращения к изначальному состоянию - упования на Бога.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: о грехах и прощении
« Ответ #12 : 19 Июль 2007, 21:23:52 »
Явный грех-УБИЙСТВО,уже имеет многообразное толкование-за что?.приговорил помазанник божий -четвертовать,значить надо Божие создание лишить ног и рук-пусть как хочет так и живет.Топором отрубили и все кровь спустили,кашерным сделать хотели или зачем такое дело.Непохоже это на дела Божие.Сегодня спрашиваю у тех кто бежал от [советчиков] как они смотрят на убийство..Еще не встретил кто бы сказал что убить это грех..Все вспоминают послевоенные годы-какие добрые люди были-пришедшие с войны..Некоторые сыпали бомбы-[ковром]-другим нравилась строгость СС,что не так уже подвесили когото..Здесь доллар этот и материальные ценности,ежедневные платежи задушили все-ну каждый день подсчет идет [выгодно-невыгодно]-годами идет с детства один и тотже тест,педаль крысу придавила-в голове калькулятор-глаза стеклы..Они думали что внимательный немецкий еврей Карл Маркс зделал ашибку подметил это-что нет такого престуления на которое не пошел бы капиталист сребролюбивы[как Иуда]-на любое преступление пойдет.И убийство тоже-защита имушества для них выше жизни-убить это не грех.Все получат благословение на убийства в защите капитала-эта догма была при помазанниках..Сергий Радонежский-как он оказался в этом деле неясно.И говорят что послал 2 монахов-по причине их боевой подготовке сомнительно-[любого хорошо тренированого бойца 3 человека спокойно побиют,а там шла орда более 100000 тысячь дрались-второе в монахи сразу не стригли-надо годы побыть трудником,послушником,рясофорным до монаха лет 7 надо быть в монастыре-за это время все навыки боевые ушлибы-это былбы мирный,спокойный человек забывший как и ударить человека,боксер месяц без тренировки-долго востанавливается,приходит в форму.На Гагарина сказали что он заявил -Что в космос летал и Бога не видал..Теперь руководитель полета сказал это Хрушев сказал-но его чиновника как и любого у власти народ не послушал бы надо было речь приписать тому кого народ слушает,старый трюк.А Гагарин был верующий и ездил в Монастырь,молился,знал молитвы.Сейчас помнят немцы пооткрывали храмы-но не пускали в них-всех держали в бараках,а храмы в городе только для тех кто родился в германии русских,священик был полковник о.Владимир,после освобождения русскими и американцами-они пошли в храмы.Все исповеди прослушивались,да и в советских церквях тоже,потому многие и не исповедовали грехи на войне,а их было не мало..Потому после войны люди были спокойны-бесы уже отдыхали,война сделала свое дело.Желательно бойцов со смертными грехами в охране не держать-чтобы они ненабрали чего похуже..В Оптине ныне такие..

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: о грехах и прощении
« Ответ #13 : 19 Июль 2007, 21:43:29 »
Убить - это грех.