Во всех основных религиях есть внешняя, экзотерическая часть
и есть внутренняя, сокровенная, эзотерическая. Не стану говорить
про первую, но вторая везде мощна, плодоносна, эффективна и приводит
к одному и тому же результату - единению в Боге и с Богом, как бы он ни назывался.
Но путь практика в них различен.
В эзотерическом буддизме есть то, что соотносится с Троицей и есть плод практики - полное единение с природой Троицы (если очень обобщенно говорить). И в Тибете, даже при китайцах , отмечены случаи полной реализации практиков - когда после 7-дневного затвора они растворялись в свете, и часто все это время вокруг слышна была дивная музыка, радуги, благоуханные запахи. До покорения Китаем бывало, люди съезжались отовсюду, когда практик объявлял 7-дневный затвор, все уже понимали, что предстоит. Мощей не оставалось, тело практика в момент кончины преображалось в тело света (по природе ИМХО подобное телу явленных верующим православных святых), чтобы помогать верующим и взывающим к их помощи. А миряне видели чудеса и многие укреплялись в вере. Как всегда...
Но в сокровенном буддизме идет работа с умом, отделение его от "природы ума", пребывание в этой природе ума, когда ум не просто пуст и безмыслен - мысли есть, но нет цепляния ни за мысли, ни за эмоции, ни за что мирское. Когда вы без оценок, без суждений и без цепляния за все просто расслабляетесь в природе вещей, как она есть.
Еще в этой традиции усиливают практику через переживания: блаженства, ясности или пустотности. И чем мощнее переживание, тем сильнее "взлет". Скажем, читая св. Василиска, мне подумалось, что он, получая невероятно мощные переживания блаженства, не имел наставлений как "работать" с ними.
А у суфиев, если почитать жития их великих святых и стихи суфиев, трепетание от неизбывной и непрестанной любви к Аллаху
и от чувства взаимности напоминает о сердечной молитве. Но у них весьма закрытое учение - мало что знаю про это.
Каждое эзотерической учение каждой монотеистической мировой религии - суть живоносный источник всей этой традиции, полный и совершенный духовный путь к единению с Богом, нисколько не лучше и не хуже других, но со своими особенностями, ловушками-искушениями, прелестями и трудностями. И каждый такой путь имеет своих покровителей и стражей небесных - от профанации, от искажения и разглашения запечатанных тайн этого пути. Учение само себя охраняет, но есть у него и охранители.
И еще. Если у индуистов (насколько помню)результат такого делания -это полное растворение в Боге, с утратой индивидуального, то у буддистов и христиан вовсе не так. Впрочем,для неофитов это ли существенно?
Отчего же учений так много - спросите Вы? Да оттого что мы все такие разные, и нам, слабым, подчас нужны разные учения - по способностям и по склонностям нашим. Одни работают с умом, другие - с сердцем, иные - с молитвой, иные - с
Образами святых. Лишь бы работали, а не обольщали себя пустыми мечтами в лености и праздности.
И мы вправе, присмотревшись выбирать и брать то, что нам надо для восхождения. Для этого как я понял, не теряя остроты внимания, следует всматриваться в себя, прописывать себе рецепт от болезни и находить искусные лекарства. А в какой традиции - это не суть важно. Да и не все они открыты ищущим.
Я раньше по невежеству думал, что в православии НЕТ теперь тайного, живительного учения святых - было, но кончилось и традиция пресеклась, как алхимическая в Европе, как могла пресечься в Тибете, где до распространения учения на Запад высшие учения буддизма передавали одному-двум самым близким ученикам после многих лет их испытания. Или есть еще, но его так надежно прячут от паствы монахи, что и не узнаешь про него ничего...
Но я ошибался - живоносный источник православия, хоть тонкой струйкой, но течет.
А Вам, форумчане, спасибо за библиотеку и за беседы.