Исихазм

Автор Тема: Братья православные, что такое ПРАВОСЛАВИЕ?  (Прочитано 21470 раз)

Kyria

  • Сообщений: 47
    • Просмотр профиля

Я так и не получила до сих пор ответ на мой много раз повторяемый вопрос, что такое ПРАВОСЛАВИЕ. 
« Последнее редактирование: 16 Сентябрь 2007, 12:27:21 от Kyria Azatyan »

hdv

  • Сообщений: 146
  • г.Пенза
    • Просмотр профиля

Братья православные, что такое ПРАВОСЛАВИЕ?

Православие - славянский эквивалент греческому orthodox - "правильное знание".
Иди Туда, незнаю куда. Принеси То, незнаю что...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Полагаю, лучше, если Kyria Azatyan даст свой ответ (для начала). Иначе можно и на ответе hdv остановиться.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Kyria Azatyan, думаю, лучше не торопить. Быть может, кто-нибудь и ответит позже. Вот уже и Келейник дал свой ответ в другой теме. Я хочу предложить поразмыслить над следующим. Вы говорите в заглавном сообщении этой темы: я до сих пор не видела столь неправославных православных, как здесь, на этом форуме. По какому принципу Вы не путаете "козлов" с "овцами" - неправославных с православными?

Родион

  • Сообщений: 9340
    • Просмотр профиля

Kyria Azatyan , Вы так запростенько хотите получить ответ на свой вопрос?
Это огромное наследие восточной церкви, придание, это и сама Церковь,
это и мы и наша жизнь, которой мы живем и к которой стремимся, это и
жизнь и опыт подвижников. А вы хотите чтобы Вам дали определение.
Определение просто - "правильное знание/суждение". :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Для меня лично православие - многослойное и неисчерпаемое понятие.
На глубинном уровне - это вера в Христа, вера не статичная, а внутренне деятельная, это постоянное обращение к Богу, обретение смысла жизни в каждом новом мгновении.
Это и принадлежность к Церкви, границы которой трудно различить и в земных распрях и в иных мирах.
На менее глубоком уровне - православие это ощущение своего места в мире и в потоке времени, если угодно - культурная самоидентификация.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Насколько мне известно, слово ПРАВОСЛАВИЕ означает правильно славить Бога, посему я считаю, что быть Православным - означает не столько внешне принадлежать к культуре, и обычаям, читать одни и те же правила (не говорю, что этого не надо - но когда человек знает Бога, ему правила уже не нужны) всю дорогу и стараться вписаться в какие-то шаблоны, сколько знать Бога, как Он есть (не только "где-то там", не только Фаворский Свет, но и безчисленные проявления в тварной природе - везде и во всех)... иначе невозможно Его правильно славить. А пути к этому очень и очень неисповедимы.

>> Говорят о православных молитве, исихазме или православном понимании чего-то другого, но, оказывается, многие по-разному понимают все это.

Это естественно - ибо все мы разные, не только потому что в разных условиях находимся, но прежде потому, что Отец не лепит кучей оловянных солдатиков, и каждое Его Создание уникально.
« Последнее редактирование: 26 Июль 2007, 18:19:12 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Дорогая Кирия, мы многое видим так, как видим, ибо смотрим через затемненное стекло. Есть много произведений, написанных настоящей любовью, но произведений, далеких от христиантства и религии в целом... Да и Бог не столько требует, чтоб мы Его славили, сколько того, чтоб отказывались от самости... Если мы будем стараться изменять себя - принимая правильные решения (об отречении от чего-либо "своего" и в первую очередь внутри себя) - то и Господь даст нам Духа Своего, возможно, даже преломленного так, чтобы мы могли вместить и увидеть Его друг в друге, и осознать, что хоть он и преломлен, хоть и проявлен по-разному, хоть и с некоторых позиций (черех определенный фильтр) может даже показаться неправильным - но Он Един, и мы Единны в Нем, в Его Любви... я думаю - это есть Православие, а не стараться прославлять Бога определенными словами и вписывать Славу Божию в какие-либо рамки... Славить Бога можно и делом, и помышлением, и т.д.

>> Икона, например, может и не быть “православным” по правилам иконописи

На Рублева в свое время гнали пургу за то, что он нарушал каноны иконописания... но каковы плоды таковой "ереси" - нет во всем мире аналогов.

И чтобы правильно славить Бога, надо правильно славить Бога, всецело предавая себя Ему, а не славить себя, свою самость, груповую самость этнической или религиозной группы людей, свою духовную организацию и свои представления о Нем (догматические отличия от других). Поэтому я вижу не меньше неправославных Православных, чем православных Православных :)
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Поэтому я вижу не меньше неправославных Православных, чем православных Православных :)

Их все мы видим, это очень легко. Куда труднее разглядеть под внешней, отталкивающей оболочкой "неправославного православия" подлинное Православие, которое есть в человеке.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Для меня “православие” как правильный дух прославления Бога- это прежде всего дух правильного покаяния и правильной радости , без каких-либо грубых сентиментальностей и самопревозношения, которое может быть завуалированно чем-то очень смиренным, но душа чувствует этот неправильный дух даже за вуалью. Вот почему, даже когда читаем какое-то произведение не догматического характера, но написанного, например, католиком или протестантом, в глаза бросается этот неправильный дух. Но могут быть и такие произведения, опять написанные католиками и даже протестантами, которые вполне православны по духу. И наоборот, могут быть произведения, написанные догматически-православными, но по духу неправославными и фальшивыми, не правильно славящими Господа.
Kyria Azatyan,
Вы прекрасно определили Православие, не всеобъемлюще, конечно, но всей жизни, возможно, не хватит, чтобы описать его.
Для меня лично Православие это постоянное и напряженное включение в каждый миг жизни - постоянное присутствие, самопамятование и осознование - непрерывная Литургия (священнодействие) самоё жизни.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Kyria Azatyan:
Цитировать
Что ни делай, что ни говори – все же видно различение между “своим” и “чужим”. А жаль. Потому что я вас “чужими” не считаю и мой вопрос не вопрос “чужого”.
Кстати, само понятие "православие" предполагает наличие иной (чужой, неправильной) конфронтационной доктрины, чем уже искажает его смысл. Не говорю уже о том, насколько это понятие задолбали в наше время. Поэтому, называя себя христианином, вкладываю в это слово больше смысла. Говоря "православный христианин", понимаю под этим свою приверженность традиции Восточной церкви. Вот и все.  :-) 

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Если под умным деланием и исихазмом понимать некую традицию или узконаправленную практику, т.е. дать исихазму заведомо ограниченное и неглубокое определение, то составители "Русского инока" ошибаются. Это как определить то же православие обрядовыми и догматическими особенностями.

Если понимать умное делание как сознательное созидания себя - в Боге, - то без этого созидания соль (православия) перестает быть соленой.   

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Верно заметил Igor, православие в большинстве случаев подается в конфронтационном стиле - противопоставления истинной веры всему неправославному миру "неистины". Если присмотреться, то корни большевистской и совковой идеологии можно узреть именно в традиционном религиозном (православном) мировоззрении, построенном, в свою очередь, на эгоистическом чувстве исключительности и превозношения.

Правильность выбора, о котором говорит Kyria Azatyan, когда человек чувствует правильность или неправильность духа: если дух правильный, то и православный...

На подвижническом языке такой выбор называется различением духов. Вообще, на какую духовную высоту (или глубину) человек прозрел, настолько он и начинает иметь этот дар различения. Выше (или глубже) своего прозрения не будет и различения. Кроме того, различение духов будет нести образное выражение и оценку в соответствии с религиозной и мировоззренческой позицией человека. Если человек научен в своей традиции, что слезы о грехах - это правильное покаяние, а радость и веселие - неправильное, то ему - и при намечающемся даре духовного различения (слезного покаяния) - будет нелегко увидеть истину за действиями или словами веселого человека. Скорее победит доверие к традиции и авторитетам, и другой человек - в его веселии - будет осужден как не правильно славящий Господа.

Любая догматическая система умозрительна. Она может быть построена в большей или меньшей степени на духовных прозрениях, но всегда, даже затрагивая духовные высоты и заглядывая в мистические глубины, ментальна и образна в своем выражении и подаче, т.е. ограничена человеческим умом и языком (или другим способом описания). Символическое описание неописуемого и изъяснение неизъяснимого с неизбежной попыткой заглянуть в недоступное и определить неопределимое порождает икону - созданную посредством красок или слов, или в архитектурной форме, или богослужебной мистерией, или социальным служением, или каким-то иным способом.

И что приковывает взгляд на православной иконе - в отличие от католического образа или протестантского "безъикония"? Тайна единства человека с Богом! Тайна обожения и преображения! Знание этой тайны, хранение, преумножение и раскрытие - в прославлении Бога делами своими - и есть задача православия: непомышляемая - в католицизме, недомышляемая - в протестантизме.

Православие прозревает (на) и устремляется в сверхобразный мир нетварных энергий Бога. Католицизм выстраивает мир тварный сообразно представлениям о мире Божием. Это его задача, и справляется он с ней намного лучше, чем православие. Протестантизм направлен на улучшение социального человека. Вот такой расклад...

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

>> Православие прозревает (на) и устремляется в сверхобразный мир нетварных энергий Бога. Католицизм выстраивает мир тварный сообразно представлениям о мире Божием. Это его задача, и справляется он с ней намного лучше, чем православие. Протестантизм направлен на улучшение социального человека. Вот такой расклад...

Так и получается, что все три суть одно целое, но для разных людей, разных ступеней :)

Кстати, католицизм католицизму рознь, вот недавно вспомнили про Хуан'а де ля Круз'a...
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Цитировать
Наверное, опять переходя свою меру, хочу ответить. Да простит мне Господь за это. (Кстати, кто из вас знает свою меру?... Счастлив человек, знающий свою истинную меру, если есть таковой.)
Вопрос о мере человека. И кто знает свою меру? И где ее границы? Kyria Azatyan, не находим ли мы ответа в словах Спасителя:

"Давайте, и вам будет дано: мерою доброю, нагнетенною, утрясенною, переполненною отсыплют в полы ваши; ибо какою мерою вы мерите, отмерено будет и вам" (Лук.6:38)?

Парадоксально: человек (что-то от себя) дает (отрывает от себя), а в карманы  ему отсыпается от Господа "безмерная" мера!

Божественная мера безмерна, "ибо не мерою дает Бог Духа" (Ин.3,34).

Kyria Azatyan, вопрос о человеческой мере ставит следующий – о вмещении Того, что человеку не мерою дается. Нужно иметь дерзновение (мужество) вместить Невместимое. Не так ли?