Идол в более грубом аспекте имхо - всё, что страстно занимает наш ум кроме Господа. Мы предназначены помнить о Нём и искать лишь Его и служить лишь Ему и вот если мы ищем что-то помимо - мы молимся идолу и служимему.
Идол в более тонком аспекте - любое наше представление о Господе, о том, какой Он есть. Св. Отцы неоднократно и чётко говорят: нужно избегать любых, самых малейших фантазий и представлений о Господе, потому что это - прелесть.
Это странная вещь: вглядываться и призывать без дорисовывания, будто смотришь вдаль и ждёшь некоего человека, которого никогда не видел прежде, помнишь об ожидании, о предмете ожидания, но не рисуешь его образа, этакое безмолвное ожидание и готовность.
Исполнение заповедей Его - и опять же без дорисовывания. Вглядывание "Где Ты?!", и опять же без дорисовывания и это "Где Ты?" есть одновременно "Кто Ты?" и "В чём Ты?" и "Ищу Тебя!" и "Жду Тебя!"
Когда человек начинает рисовать Его образ - начинаются проблемы. Кто-то рисует его вселенским тираном, кто-то наоборот, кто-то бесформенной и безличной Силой, кто-то вполне плотяным Иисусом, но это всё - идолы, они заслоняют от нас Его Самого. Начинаются малые и крупные войны за то, какой идол истинный, а какой ложный, но ведь... МЫ СВОИМ ПЛОТСКИМ УМОМ НЕ МОЖЕМ ЗНАТЬ КАКОЙ ОН. Господь окружён тьмой. Когда же Он приходит, дорисовывать уже не нужно.
Библия говорит, что Он есть Вседержитель, что Он есть Всеблагий и Всемогущий, что Он есть Любовь, но рисует ли это какой-то образ для нас? Эти утверждения просто говорят нам, что Он - Предельное и Надмировое, они выбивают опору из-под наших ног, предельно затрудняют работу нашего воображения. Они скорее побуждают нас к вопрошению и поиску, чем к успокоению в своём ложном знании. Это "всеобъемлющее" знание о Боге, кстати, имхо особенно развито в иудаизме и этот идол тем более опасен, чем он более роскошно, тщательно и тонко сработан.
Даже тот образ, который был нарисован в Откровении Иоанна - скорее вводит читателя в состояние безопорности. Он есть Любовь, Он же есть Иисус, Он же есть Дух Святый, Где же Он?
Думать о Нём и не дорисовывать Его, искать, что угодно Ему, призывать Его, но не пытаться нарисовать образ или концепцию.