Имя - Господь Иисус Христос Сын Божий.
В молитве не так, в Иисусовой молитве Имя включено в дело общения твари и Создателя. Это молитва-обращение.
Вообще это тема отдельного разговора - СЛОВО (как значение, смысл, логос вещи) и ИМЯ (как то, что создает прецедент общения; то, через что можно звать, призывать). На мой взгляд это разное.
Вот именно - разное. Слова бывают разные. Молитвы бывают разные.
Бывает персоналистическая молитва, которой молятся католики и большинство современных православных. В такой молитве, как и в обычнм человеческом общении, слово выступает лишь как инструмент, внимание сосредоточено на собеседнике.
В личном присутствии Иисуса Христа, именно в Воплощении, такая молитва вполне полноценна.
В отсутствии Его лично, если мы хотим использовать тот же тип молитвы, Его личное человеческое присутствие заменяется либо иконой, либо мысленным предствлением о Нем (мысленной иконой). Второй вариант очевидно хуже, так как в нем заключена большая опасность субъективного искажения Образа. Однако и первый вариант нельзя признать полноценным, ЕСЛИ и ПОКА икона не отвечает на молитву так, как ответил бы Сам Христос, если бы Он присутствовал лично.
Евгений утверждает, что между иконой Христа и Самим Христом по человечеству есть связь через Его Божество - и мне это представляется вполне вероятным. Не вижу ничего невероятного в том, чтобы по вере молящегося Христос на иконе прямо вступил в беседу с молящимся таким образом. Это только вопрос веры.
Однако если нет такой сильной веры, чтобы икона заговорила, то односторонний монолог перед иконой все-таки нельзя признать полноценным общением со Христом.
Свое личное мысленное представление о Христе гораздо проще "заставить" заговорить, однако едва ли можно избежать прелести, молясь таким образом.
Во всяком случае, католики впали в прлесть, используя именно такую технику молитвы.
Где нет этого общения (в случае с магнитофоном, попугаем, случайным непонимающим смысла человеком) - там и Имя не звучит. Для Бога там нет возможности ЛИЧНОГО присутствия (не в виде энергий, а Лично - это разные вещи).
Персонализм в отношении Божества - это одна из разновидностей антропоморфизма, самая популярная в нашу эпоху. Нынче все грамотные, никто не думает, что у Бога есть руки, ноги и т.д. ОДнако приписывать Богу ЛИЧНОСТЬ в наше время почему-то не считается неприличным. Между тем, если мы веруем в Троицу, то нам для того, чтобы осознать абсурность персонализма, достаточно задаться вопросом: Троица - это Единая Личность или Три Личности?
1)В наше время принято отождествлять понятия "ипостась" и "личность", поэтому ожидаемый ответ: Три. Но в таком случае получается, что мертвое Тело Христа лишено обожения - ведь оно не является Личностью Христа во плоти, так как мертвое тело вообще безлично. А это уже вообще не Православие, а откровенное католичество.
2) Если же скажем, что Бог - это Одна Личность, то выходит, что мы либо-либо
2.1) смешиваем Отца и Сына, теряя различие Ипостасей; это происходит в том случае, если мы (опасаясь несторианства) не хотим различать во Христе две личности - человеческую и Божественную;
2.2) разделяем Христа, признавая в Нем две личности - человеческую и Божественную; это происходит в том случае, если мы не желаем смешивать Отца и Сына.
НЕвозможность найти удовлетворительное разрешение этой проблемы неслучайна. Она обусловлена внутренней несостоятельностью самого персоналистического подхода к молитве.
Такая молитва на каком-то этапе своего развития либо приводит к прелести, либо претворяется в ту молитву, о которой я и пытаюсь говорить. Исихия невозможна в рамках персонализма.
Как человек молится - так он и богословствует. Персоналистическая молитва не могла породить учение о Троице и о двух природах Христа. Она могла породить только ереси - и породила их.
Тот, кто молится персоналистически, в плане практического богословия пока пребывает на уровне неразличения между Православием и всевозможными христологическими заблуждениями.
Это допустимо для новичка, но когда-то этот барьер придется перепрыгнуть.
Не претендую на полноту понимания всех этих сложных вещей.
Просто выложу соображения. Чтобы обкатать, обсудить, если будет желание.
На мой взгляд, Солохин, так как понимаете язык вы - это ситуация, когда слово языка выступает субстанциональной обителью явленной Первосущности.
Первосущность явлена может быть кому-то через Имя, через Откровение, через прецедент личного общение. Но вмещаться в слово и присутствовать в этом как в "упаковке-вместилище" - не может. Как потенция такого присутствия - согласна. Потенция, которая не реализуется, если нет реального общения.
Имя - Господь Иисус Христос Сын Божий.
В этом Имени - Сам Бог.
Тут обожествление языка, его элемента получается.
Слово (вообще - знак) имеет два аспекта своего бытия: форму и содержание, звук и смысл.
Вне единства этих двух принципиально различных аспеков нет слова, но либо бессмысленный звук, либо мысль вне слова.
Слово "Бог" также имеет два аспекта своего бытия: тварный и нетварный.
Как звук (форма) оно тварно.
Но смысл его нетварен.
Имя Божье есть единство тварного и нетварного.
Однако это единство отличается от единства Ипостасти Христа (в Которой тоже соединились тварное и нетварное) тем, что оно не является ипостасным, как не явялется ипостасным единство Божества и человечества в обоженном человеке. Богородица является Богом по благодати, но н по существу, ибо ипостась Ее - человеческая.
Так и имя Божье является Богом по благодати.
ПО благодати, но не по ипостаси. Даже имя Христа лишь обозначает Ипостась Христа, оно не являет собой Ипостась Христа, но лишь обозначает ее. Потому молитва и икона не могу заменить собой Причастия, которое являет Христа во плоти ипостасно.
ИМХО, главная проблема нашего времени - что православные перестали понимать смысл слова "ипостась", подменив его словом "личность". Это лишило их возможности понимать логику святых Отцов, лишило и возможности следовать Отцам в практике молитвы. Ибо неверное понятие о Божестве препятствует правильно молиться Божеству.
А наше понятие о Божестве - антропоморфное, персоналистическое, католическое по духу - несовместимо исихазмом. Здесь (ИМХО) самый корень всех наших проблем.