Прочитав Вашу тему в ЖЖ, я заметил еще один аспект ДЕЛА.
Дело в том, что слово "дело" в славянском языке имеет несколько смыслов.
Делами Божьими называются творения Божьи "Благословите, вся дела Господня, непрестанно Господа!" (То есть, непрестанно благословляйте Господа, все Его творения).
Но делами Божьими называются также и действия Божества.
Так же как у нас в русском языке: можно "заниматься делом", а можно "смотреть на дело рук своих" - то есть, на последствия своих занятий.
Эта омонимия весьма затрудняет наше взаимопонимание.
Выше я говорю о "делах Божьих, имеющих начало" (в смысле 1), имея в виду не творения Божьи, а сам акт творения, также чудесные вмешательства Промысла в судьбы твари, а также и обоживающее действие Божества - ведь оно (хотя и является приобщением твари к безначальному) само совершается в известный момент времени, имеет начало.
То есть, к вышеуказанным трем различным пунктам, надо присоединить четвертый: собственно творения.
(0) творения Божьи, в славянском называемые также и "дела" Божьи, - все тварное сущее
(1) дела Божьи, имевшие начало - действия Божества в тварном мире: чудеса, знамения, освящение, обожение
(2) дела Божьи, не имеющие начала - нетварные энергии Божества, которые Максим называет "умопостижимыми", и даже называет их "нетварным творением", что Вы и обсуждали тогда в ЖЖ
(3) внутритроичные энергии, которые не могут быть названы "делами" или творениями; они полностью умонепостижимы, неприобщимы - Рождение, Исхождение, Нерожденность.
Мой тезис: НЕЛЬЗЯ ПУТАТЬ (3) и (2)!
Это совсем разные вещи!
Различие Ипостасей никак не проявляется в тропосах (2) БЕЗНАЧАЛЬНЫХ ДЕЛ, НЕТВАРНЫХ ТВОРЕНИЙ,
но проявляется ТОЛЬКО в тропосах неприобщимых и умонепостижимых энергий (3).