Исихазм

Автор Тема: Наблюдение: книга для монахов  (Прочитано 15582 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Наблюдение: книга для монахов
« : 02 Сентябрь 2007, 12:51:16 »

Поисковик по слову "исихазм" отловил еще одну тему на кураевском форуме "Эта книга только для монахов?" - kuraev.ru/smf/index.php?topic=61910.0

Тема небольшая и спокойная. Она небезынтересна для нас модельной ситуацией, показывающей некую эволюцию сознания по отношению мирян к чтению "сугубо" монашеской литературы.

Вопрос задан такой: "Полезно ли  черпать духовные знания и пользоваться советами  прп. Исаака мирянину на практике в повседневной жизни?" и дана ссылка на Слова подвижнические прп.Исаака Сирина в нашей библиотеке www.hesychasm.ru/library/isaaksr/index.htm 

Примечательны ответы мирян. Они отвечают на поставленный вопрос, в целом, в положительном ключе. Конечно, в этих ответах присутствуют обычные стереотипы, втемяшенные накрепко и имеющие далекое отношение к духовному поиску. Привожу ниже несколько таких положительных ответов (с пугливым озиранием):

Черпать духовные знания полезно безусловно. Даже необходимо! А вот по поводу применения на практике, думаю, нужно советоваться со священником. (Здесь пугливый взгляд - на священника с его советами. Правильно же советоваться не просто со священниками - подавляющее большинство которых страшно далеко от умного делания, - а с опытными в духовной жизни и молитве людьми.)

Советы на практике применять в мирской жизни, наверное, нельзя, а черпать духовные знания, мне кажется очень полезно. (Разделение на советы и духовные знания идет от бессознательного принятия концепции жреческой и профанической жизни в церкви: что должно жрецам (монахам), не положено профанам (мирянам)).

Исаака Сирина кроме всего прочего много учит и покаянию. А, по-моему, покаяние - это как раз то, чему следует учиться нам прежде всего, при чем всем. (Усвоена важность покаяния, не усвоено только что же представляет из себя покаяние).

Два участника форума (Александр_нв82 и Павел Мурыкин) приводят более сильные ответы, свободные от обычных западаний.

Наконец, в теме участвуют два иеромонаха - с традиционно-классическим "нет". По их мнению, мирянам в высокодуховную литературу лезть неполезно. Вполне понятно, что монашеское и жреческое сословие является носителем и выразителем традиций церкви. Насколько это сословие далеко от духовной просвещенности, настолько и традиции, выражаемые этим сословием, далеки от евангельского духа и святоотеческих наставлений.

Шаблонное мнение иеромонахов не радует. Впрочем, ждать другого и не приходится... Радует выбор мирян, не согласившихся с мнением, разделяющим и отталкивающим от духовного поиска.

Рабский дух влит в кровь русского человека. Подобострастие, подчинение внешнему авторитету, душевная лень, тупое безмыслие - отличительные черты, въевшиеся и в тело церковных преданий. И вот - в рассматриваемой теме - некий намек на исход, долгий и мучительный, из рабской жизни собственного ума.

Константин Артемьев

  • Гость
Re: Наблюдение: книга для монахов
« Ответ #1 : 04 Сентябрь 2007, 13:04:44 »
Вообще, желание разделить Церковь на монахов и мирян очень сильное у тех кто не хочет идти путем духовной борьбы. В качестве обоснования собственной лени и утверждается что монашеское знание для мирян неприемлемо. Я даже встречался с мнением что грехи у монахов и мирян разные :-) На том же кураевском форуме прямо исходят криком :"что вы тащите нас в монастырь! будем пить, есть, по театрам ходить и т.п. - мы же миряне и спрос с нас невелик". А на волне этого идет модернизация Церкви. Так чтобы уже не было никакого разговора о духовной стороне, осталось только религиозно-философское учение. Печально...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Наблюдение: книга для монахов
« Ответ #2 : 04 Сентябрь 2007, 13:40:11 »
Да, разделение (на священников, монахов и мирян) затронуло духовную основу. И вместо единства в различии выстроилась (давным-давно) институционально-кастовая пирамида, совершенно чуждая христианскому духу. На всех уровнях идет оправдание греха: мирянам можно жить ветхой непробужденной жизнью, монахам можно не молиться и по сути жить такой же непробужденной жизнью, только еще больше обманывая себя и других мнимыми добродетелями монашества, а с белого священства вообще никакого спроса нет, ибо их грехи покрывает авторитет церкви.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Наблюдение: книга для монахов
« Ответ #3 : 04 Сентябрь 2007, 19:29:33 »
С другой стороны, сейчас и в книгах о молитве, и в проповедях все чаще встречается призыв к мирянам творить Иисусову молитву в свободное от дел  время. Издается святоотеческое наследие исихазма.

Если посмотреть конец 19го века, когда были написаны "Рассказы странника", о Иисусовой молитве миряне не знали в принципе. Не было о ней ничего ни в книгах о молитве, ни в проповедях. священники вообще были не в курсе. Знали только монахи в отдельных монастырях.

Получается, наше время - возрождение для исихазма, как ни странно это звучит. :)
« Последнее редактирование: 05 Сентябрь 2007, 02:04:18 от Sергий »

Gilios

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

Re: Наблюдение: книга для монахов
« Ответ #4 : 05 Сентябрь 2007, 10:10:27 »
Действительно интересно то о чем упомянул Sергий, что об умном делании сейчас становится известно очень многим, когда раньше это знание было уделом немногих. Это сокровище которое добывается в опасном и постепенном пути. Нужны духовники которые бы подкрепляли во время нападок.

Вот о возраждении исихазма не уверен, если он и будет то о нем никто не должен будет знать, потому как умное делание - тайное и не выносится из из внутреннего храма, иначе вся польза будет разбазарена и безвозвратно утрачена.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Наблюдение: книга для монахов
« Ответ #5 : 05 Сентябрь 2007, 12:05:03 »
Gilios,

не совсем понял. Например, о тибетском буддизме знают все, кому не лень. Уже в рекламе чая его, бедного, поласкают. Это ведь не отменяет тайного пути тибетской тантры, который по аскетизму и мистическому созерцанию не легче исихазма. Отдельный вопрос, ведет ли этот путь к Богу. В данном случае, привожу просто ради иллюстрации. Знать, не значит делать. Имхо, даже всеобщее знание об исихазме никак не должно мешать его деланию.

Апостол всем христианам заповедовал - "непрестанно молитесь". Получается, Иисусова молитва - можно сказать, обязаность каждого христианина. А от ее многолетнего непрестанного делания уже и до исихазма недалеко.

может и духовники с Божьй помощью появятся. До основания Оптиной, фактически, не было никого. А через некоторое время уже целая череда прозорливых оптинских старцев.

Новичок

  • Сообщений: 273
    • Просмотр профиля

Re: Наблюдение: книга для монахов
« Ответ #6 : 05 Сентябрь 2007, 12:11:47 »
Не разъединяться надо монашеству с мирянами, а объединяться, причем так, чтобы произошло усиление влияния христианской духовности на мирян, а не наоборот :-) . Учителя могут эффективно обучать учеников только в условиях тесной и неразрывной связи с ними и при условии полного взаимного доверия. Иначе миряне всегда будут считать уровень монашеской духовности недостижимым для себя, а некоторые из духовенства смотреть на мирян свысока.
Что касается умного делания, то эти вопросы каждый мог бы решить непосредственно со своим духовником, тогда и внутренний храм (о чем беспокоится Gilios) не пострадает.

Новичок

  • Сообщений: 273
    • Просмотр профиля

Re: Наблюдение: книга для монахов
« Ответ #7 : 05 Сентябрь 2007, 12:26:33 »
Кое в чем согласен с Sергием. Те же тибетские ламы сравнивают популяризацию буддизма с разбрасыванием семян в почву, а далее уже каждое семя прикладывает стремление и усилие к проращиванию. Или не прикладывает :-) . Т. е. знание вам донесено, а следовать ему или нет - решайте сами.

Gilios

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

Re: Наблюдение: книга для монахов
« Ответ #8 : 05 Сентябрь 2007, 12:52:41 »
Что бывает когда массы узнают и начнут практиковать по своему усмотрению любое из знаний?  повреждения, неудачи а потом дискредитация знания. Заповедь апостола верна, но исполнять ее тоже с умом нужно. Вы же прочитав писание не раздаете все свое имущество не уходите подвизаться, потому что это самочинство не принесет никакой пользы, нужно быть духовно зрелым для исполнения. Всему свое время. Может читали житие оптинских старцев, Макарий если не ошибаюсь в юности едва не повредился умным деланием. Амвросий монахиню не благословил на умную молитву, а только на словестную, предостерегая от повреждения. Но были из мирян которые преуспевали, как один купец, который так преуспел, что не знали что ему посоветовать. Раз знание открыто, значит пришло его время, но опасности от неправильного и несвоевременного употребления все те же.

Новичок

  • Сообщений: 273
    • Просмотр профиля

Re: Наблюдение: книга для монахов
« Ответ #9 : 05 Сентябрь 2007, 13:27:51 »
Зачем же по своему усмотрению ?  Только согласно наставлению своих учителей.
Вот я, например, узнал об исихазме из доступной всем желающим святоотеческой литературы, заинтересовался им,  сейчас пытаюсь разобраться в исихастской традиции, в том числе, и с помощью этого форума тоже, обсуждаю сложные для меня вопросы с единомышленниками. При сохранении этого интереса, стремлении глубоко и основательно изучить эту традицию и решении серьезно ее практиковать я вынужден буду искать сведущего в данном деле человека (учителя, духовника), который бы наставлял меня на этом духовном пути.
Как видите, в моем случае, все началось с доступной всем литературы.   
« Последнее редактирование: 05 Сентябрь 2007, 13:50:59 от Новичок »

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Наблюдение: книга для монахов
« Ответ #10 : 05 Сентябрь 2007, 14:17:36 »
Gillos,

в любой мистике есть опасность повреждения. Та же тибетская тантра называется путем на гору по подвешенному человеческому волосу. Одно неверное движение и ты в пропасти. И в поднятии кундалини в йоге огромное количество опасностей. Для того и существуют предупреждения.

Если у в реки плакат "Осторожно! крокодилы. количество жертв такое-то" и ты все равно лезешь, кто виноват?

Имхо, многообразие святоотеческой литературы на ранних этапах в какой то степени заменяет духовника. А когда возникнет реальная потребность разрешить кризис в молитве, мне кажется, Бог пошлет опытного духовника. по крайней мере, надеюсь. 

Всегда есть первые, кто рискует, прокладывая дорогу. Те же первые оптинские старцы. У всех святых были падения и ошибки. за одного битого, двух небитых дают. :)
« Последнее редактирование: 05 Сентябрь 2007, 14:41:02 от Sергий »

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Наблюдение: книга для монахов
« Ответ #11 : 05 Сентябрь 2007, 14:28:24 »
Заповедь апостола верна, но исполнять ее тоже с умом нужно. Вы же прочитав писание не раздаете все свое имущество не уходите подвизаться, потому что это самочинство не принесет никакой пользы, нужно быть духовно зрелым для исполнения.
..........................

В Евангелии помимо внешнего, есть и внутренний смысл. Избавляться от имущества не обязательно физически. Имущество от слова иметь. Причем, скорей не мы имеем имущество, а имущество имеет нас. Мы и на себя и на людей смотрим в контексте имущественного положения. Как говорится, "виннер-лузер."

Мне кажется, необходимым имуществом можно пользоваться, но избавиться от обладания им. Т.е., фактически, от рабства у вещей. А лишнее, действительно, можно раздать.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Наблюдение: книга для монахов
« Ответ #12 : 05 Сентябрь 2007, 14:55:40 »
Как известно, к началу 19 века практика умного делания на Руси была изрядно забыта. Безусловно, были (часто неизвестные) молитвенники, но умное делание и молитва не были поставлены во главу монашеской жизни. 19-ый век прошел под знаком возрождения молитвенной жизни - как ключа к духовному созиданию. Затронуло это возрождение немногие монастыри...

В настоящее время во главу монастырской жизни духовное стяжание не поставлено. Как и прежде, в монастырях есть (неизвестные) молитвенники, ведутся келейные разговоры о молитве, но пока нет даже слабых признаков возрождения практики молитвы.

Однако, за прошедшее (с 19-го века) время произошли большие изменения: молитвенная практика духовного созидания вышла из стен монастырей и стала достоянием всех христиан (и не только православных). Появилась опасность профанации молитвы, но и уменьшилась опасность превращения исихазма в музейный экспонат в стенах монастырей, перерождающихся в туристические центры.

Истинная драгоценность православия, скрываемая в глубинах монашеской жизни, была вынесена из монастырей... а сами монастыри обеднели - на позолоченном фоне церковной деградации. Прошу обратить внимание на этот образ: был потаенный светильник - и отблески его освещали и наполняли внешний храм, светильник вынесен - и окна храма погасли, а свет остался, его стало еще больше: он освещает человеческие души и обретается в человеческих сердцах. Вот знак нашего времени!

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Наблюдение: книга для монахов
« Ответ #13 : 05 Сентябрь 2007, 15:09:18 »
Мне кажется, все-таки не вынесен. Как благодатный огонь. свеча от свечи зажигается. И в храме остается и у всех, кто к свету тянется загорается.

Если не ошибаюсь, за всю историю у исихазма не было такого "золотого века", чтобы можно было сказать, что он определяет жизнь Церкви. Всегда преобладали внешние интриги и попытки загнать церковную жизнь в рамки инструкций и ритуалов. Имхо, ничего нового в нынешней ситуации нет. До революции, фарисейства в Церкви было не меньше. Что и было одной из причин революциии.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Наблюдение: книга для монахов
« Ответ #14 : 05 Сентябрь 2007, 15:46:43 »
Но никогда (по кр.мере, последние 2000 лет) не было такого кризиса традиционной религии (и христианства). Да и революция прошлого века выразила и принесла много изменений в сознании.