Поисковик по слову "исихазм" отловил еще одну тему на кураевском форуме "Эта книга только для монахов?" - kuraev.ru/smf/index.php?topic=61910.0
Тема небольшая и спокойная. Она небезынтересна для нас модельной ситуацией, показывающей некую эволюцию сознания по отношению мирян к чтению "сугубо" монашеской литературы.
Вопрос задан такой: "Полезно ли черпать духовные знания и пользоваться советами прп. Исаака мирянину на практике в повседневной жизни?" и дана ссылка на Слова подвижнические прп.Исаака Сирина в нашей библиотеке
www.hesychasm.ru/library/isaaksr/index.htm Примечательны ответы мирян. Они отвечают на поставленный вопрос, в целом, в положительном ключе. Конечно, в этих ответах присутствуют обычные стереотипы, втемяшенные накрепко и имеющие далекое отношение к духовному поиску. Привожу ниже несколько таких положительных ответов (с пугливым озиранием):
Черпать духовные знания полезно безусловно. Даже необходимо! А вот по поводу применения на практике, думаю, нужно советоваться со священником. (Здесь пугливый взгляд - на священника с его советами. Правильно же советоваться не просто со священниками - подавляющее большинство которых страшно далеко от умного делания, - а с опытными в духовной жизни и молитве людьми.)
Советы на практике применять в мирской жизни, наверное, нельзя, а черпать духовные знания, мне кажется очень полезно. (Разделение на советы и духовные знания идет от бессознательного принятия концепции жреческой и профанической жизни в церкви: что должно жрецам (монахам), не положено профанам (мирянам)).
Исаака Сирина кроме всего прочего много учит и покаянию. А, по-моему, покаяние - это как раз то, чему следует учиться нам прежде всего, при чем всем. (Усвоена важность покаяния, не усвоено только что же представляет из себя покаяние).
Два участника форума (Александр_нв82 и Павел Мурыкин) приводят более сильные ответы, свободные от обычных западаний.
Наконец, в теме участвуют два иеромонаха - с традиционно-классическим "нет". По их мнению, мирянам в высокодуховную литературу лезть неполезно. Вполне понятно, что монашеское и жреческое сословие является носителем и выразителем традиций церкви. Насколько это сословие далеко от духовной просвещенности, настолько и традиции, выражаемые этим сословием, далеки от евангельского духа и святоотеческих наставлений.
Шаблонное мнение иеромонахов не радует. Впрочем, ждать другого и не приходится... Радует выбор мирян, не согласившихся с мнением, разделяющим и отталкивающим от духовного поиска.
Рабский дух влит в кровь русского человека. Подобострастие, подчинение внешнему авторитету, душевная лень, тупое безмыслие - отличительные черты, въевшиеся и в тело церковных преданий. И вот - в рассматриваемой теме - некий намек на исход, долгий и мучительный, из рабской жизни собственного ума.