Исихазм

Автор Тема: О правильном понимании святых отцов  (Прочитано 8829 раз)

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: О правильном понимании святых отцов
« Ответ #15 : 13 Сентябрь 2007, 13:14:18 »
serebro, дорогу осилит идущий. Если стоять у "чужого" гарема и ждать "живого опыта богообщения и богосозерцания", можно действительно стать евнухом(в духовном смысле :)).

в науке есть и понятие повторяемости. У нас есть «теория» Писания и Предания и мы знаем, что отцы провели "эксперимент" и он окончился удачно. если хотим повторить, в любом случае, понадобится полное описание - что делать, что не делать. Особенно, в отсутствии руководителя.

Конечно, есть вера и покаяние. Есть любовь к Богу и ближнему. Но те же отцы говорили, что по слабости, человеку дана только частость молитвы. Остальное дается Богом по благодати.

В частость как раз входят «технические» вопросы, которые вполне могут быть систематизированы. И их знание никак не может помешать вере и покаянию. А скорей будет способствовать их обретению по благодати. С Божьей помощью.

Да и четкое представление - камо гредеши - тоже нужно иметь. Иначе можно, действительно, начать "развиваться методом исихазма". :)

serebro

  • Сообщений: 219
    • Просмотр профиля

Re: О правильном понимании святых отцов
« Ответ #16 : 14 Сентябрь 2007, 07:47:01 »
дорогу осилит идущий .

Об этом и речь - именно ИДУЩИЙ!

«технические» вопросы, которые вполне могут быть систематизированы. И их знание никак не может помешать вере и покаянию. А скорей будет способствовать их обретению по благодати.

Вполне может и мешать. А может помогать. Важно  не построить из них "каменные стены" из которых Бог будет порциями выдавать благодать. Вобщем-то мы говорим об одном и все-же о разном..

Как бывший протестант очень удивился в свое время фразе игумена Евмения (Перистого) - абсолютно "не православные", как мне показалось: "Вот ты говоришь - Бог то-то и то-то сказал такому-то и такому святому. А тебе-то Бог что-нибудь когда-нибудь говорил?" И вот мы носимся: свят. Игнатий сказал... и т.п. И я и не отрицаю важность знания опыта подвижников и следования ему но говорю: "ЛОЖКА ХОРОША К ОБЕДУ". Мы же склонны "догматизировать" опыт и слова подвижников из-за неумения довериться Богу и просто позволить Ему действовать в нашей жизни.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: О правильном понимании святых отцов
« Ответ #17 : 14 Сентябрь 2007, 18:15:57 »
serebro,

согласен, изучение отцов может вылится в умствование. но из этого не обязательно следует, что любой разговор о лучшем понимании умной молитвы и попытки составить какой-то общий глоссарий, действительно, очень запутанной терминологии, обязательно будет умствованием.

Чтобы куда-то добраться, надо иметь карту. Имхо, непопулярность Православия связана как раз с полной неопределенностью целей и путей. Первое, что приходит в голову - церковь для молящихся о здоровье бабушек, исполнения ритуалов, иногда, для молитв перед экзаменами.

путь молитвенного безмолвия и мистический опыт очень слабо ассоциируются с современной Церковью. А если бы не было такого букваря как "Рассказы странника..." может и совсем не было бы сейчас занимающихся умным деланием. Слишком у отцов, на превый взгляд, все запутано и сложно. Особенно при сравнении их друг с другом.

Зато протестантское "откройся Живому Богу и Он в тебя войдет" очень просто. Только при всем изобилии "открывшихся" нет ни святых, ни носителей Живого Бога. Есть песни, просмотр выступлений "получивших Духа", а самого Духа Святого нет. Так что этот путь тоже тупиковый.

В общем, понятно, от чего Вы предостерегаете. Другое дело, что любой, кто начал Иисусову молитву в любом случае составляет какую-никакую карту. И лучше ее скорректировать с помощью более знающих людей, чем иметь неправильную карту и закончить прелестью. Имхо.
« Последнее редактирование: 14 Сентябрь 2007, 18:34:05 от Sергий »

Елена К.

  • Сообщений: 14
    • Просмотр профиля

Re: О правильном понимании святых отцов
« Ответ #18 : 14 Сентябрь 2007, 19:56:08 »
Владу_Тс
Третий образ молитвы - это только самое начало духовной жизни - пишет св.Симеон. И он есть сочетание ума с сердцем по терминологии Святителя Игнатия? Святитель Игнатий пишет, что сочетание ума с сердцем - это уже в конце, после долгих лет внимательной молитвы. Не видите противоречия?