Исихазм

Автор Тема: О правильном понимании святых отцов  (Прочитано 9677 раз)

Елена К.

  • Сообщений: 14
    • Просмотр профиля

О правильном понимании святых отцов
« : 10 Сентябрь 2007, 17:30:31 »
С великим изумлением и радостию обнаруживаю здесь, на форуме, что, оказывается, есть люди ,говорящие на подобные темы: а в жизни своей я таких никогда не встречала - и доселе друзья мои единомышленные одни лишь книги святых отцов!
Спаси, Господи, Александра, поддерживающего (и создавшего?)  этот уникальный форум! Больше нигде в интернете я ничего подобного не нашла. (Если есть, сообщите, пожалуйста). Неужели в самом деле интернет и этот форум  могут дать возможность таким одиночкам ,как я, выйти из своей горестной изоляции?

Однако я уже приметила, что святых отцов я понимаю иначе, чем вы. И я теперь хочу, обосновав свое мнение, представить вам его на суд. А точнее - я только хочу представить вашему вниманию слова самих отцов, которыми они (отцы) сами объяснят, как их надо  правильно понимать тому, кто не поленится внимательно вдуматься.

С чего вы решили, что разные отцы одним и тем же словом обозначают непременно одно и то же? Например, почему считаете, что под словами " ум в сердце" Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов и другие разумеют одно и то же? А я вам докажу, что это не так, опираясь исключительно на слова тех же отцов, путем сопоставления их. А вы в свою очередь можете так же обосновать свое мнение, как обосновываю его я?
Спр`осите - а зачем же им было создавать такую путаницу? - а они не видели этой путаницы: понимая суть того, о чем говорится - мало обращали внимания на термины, свободно с ними обращались.

Действительно, каждый отец одним и тем же словом может называть самые разные вещи: разница в терминологии столь велика, что для того, чтобы понять кто под чем что разумеет, нам  нужно провести целое расследование. (может быть так, как расшифровывали древние египетские иероглифы...)  :-)

Сначала обратимся к слову Симеона Нового Богослова о трех образах молитвы, которое толковали Василий Поляномерульский, Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. Сличив эти толкования между собою, можно будет установить соответствие между терминологией всех этих писателей.
Симеон Новый Богослов пишет: "Есть три образа внимания и молитвы, коими душа возвышается и преуспевает, или низвергается и гибнет."  Слегка коснувшись первого и второго образов молитвы для того, чтобы яснее была дальнейшая речь, сосредоточим все внимание на третьем.

1-й образ молитвы

"Отличительные свойства первого образа таковы: когда кто,стоя на молитве, воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых... Такой человек, если убезмолвится крайним безмолвием, то ему едва ли можно не исступить из ума. Но если и случится, что не исступит он из ума, все же невозможно ему будет стяжать добродетели или бесстрастие, жизнь свою он проведет, не преуспевши (в духовной жизни)."
Феофан Затворник так выражается об этом уклонении: "иные застревают на воображении".
Игнатий Брянчанинов так: "молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины,  заимствуя их по-видимому из священного писания, в сущности же из своего собственного состояния, - этими картинами льстит своему самомнению, обманывает себя."

2-й образ молитвы   

Симеон Новый Богослов: "второй образ есть такой, - когда кто сводит ум свой внутрь себя, отвлекая его от всего чувственного, хранит чувства свои, собирает все помыслы свои, чтоб не скитались по суетным вещам мира сего, возвращает назад помыслы свои, если они унеслись к чему суетному и худому, то с большим трудом и самопонуждением напрягается придти в себя самого, если был возобладан и побежден какою либо страстию. Отличительная черта сего дела та, что оно происходит в голове: мысли с мыслями борются. Такой человек подобен ведущему брань ночью в темноте, который слышит голоса врагов своих и принимает удары от них, но не
может ясно видеть,  кто они такие, откуда пришли, как и для чего бьют его. Потому что сам он пребывает в голове, а помышления злые исходят из сердца. Он и не видит их, так как не внимает сердцу. Тщетно подъемлет он труд, несчастный, и даже совсем теряет мзду свою, если при этом, и сам не замечая того,  возобладан бывает тщеславием."
(пояснение: в этих статьях говорится преимущественно о молитвенном бодрствовании над собою в течении всего дня, - при всех занятиях и делах)
Это уклонение Феофан Затворник обозначает так: "другие останавливаются на умоголовном делании." Вот, что он о нем пишет: "ничто не спеется. Все будто валится из рук", "мыслей не удержишь, как подвижного воздуха, дурных чувств и движений не можешь пропустить, и к памятованию о Боге не поднимается ум, как намокшая и подмерзшая птица. Что же делать? Говорят: терпи и трудись. Идет терпение и труд, - а внутри все одно и то же", "труд горек и малоплоден, если не совсем бесплоден".
Вот что пишет о таком роде молитвы Игнатий Брянчанинов в "Аскетической проповеди"(том 4), в "Поучении в 31-ю неделю": "Молитва слепца - дебела, вещественна, перемешана с помыслами и мечтаниями плотскими и греховными, осквернена ими,не может подняться от земли, пресмыкается по земле, - низвергается на землю, лишь сделает усилие подняться от земли. Нет еще истинного духовного преуспеяния, нет духовного движения в том, кто занимается изучением слова Божия по букве и телесною молитвою. Он продолжает оставаться под влиянием греховных помыслов и ощущений, под влиянием плотского мудрования; шествие на небо для него невозможно, неестественно.
А вот, что об этом втором образе моления пишет Василий Поляномерульский: "Многие, держась по внешнему обычаю, одного псалмопения, тропарей и канонов, препочивают в этом одном внешнем молении. Если же и дозволено нам петь голосом, то ради лености и неведения нашего - с тем, чтобы мы возводились к истинному молению. Какой же бывает плод такого внешнего моления, показал Симеон Новий Богослов во втором образе внимания. (В святоотеческих писаниях пение и псалмопение не означает пения в том смысле, как понимаем мы его - это всего лишь протяжное чтение - так поясняет где-то Игнатий Брянчанинов).
Таким образом, второй образ молитвы Василий Поляномерульский называет пением, внешним молением.

3-й образ молитвы
   Симеон Новый Богослов о третьем образе внимания:
"Третий образ воистину дивен есть и неудобоизъясним, и для тех, которые не знают его опытно, не только  неудобонятен, но кажется даже невероятным; и они не верят, чтоб подобная вещь бывала на деле. И в самом  деле, в наши времена сей образ внимания и молитвы встречается не у множайших, а, у весьма немногих, и,  как мне думается, благо сие убегло от нас вместе с послушанием.
Ибо кто посвятил себя Богу и всю печаль свою возвергнет на Него и на духовнаго отца своего,  так что по истинному послушанию перестанет уже жить своею собственною жизнию и творить свою волю, но умрет для всякого пристрастия мирского и для тела своего, - такой какою привременною вещью может быть побежден и порабощен? Таково начало истинной жизни (духовной)! И которые не полагают такого начала, всуе трудятся, сами не зная того.
Третий образ внимания и молитвы есть следующий: ум (был в сердце - отличительная черта сего третьего образа молитвы) да хранит сердце в то время, когда молится, и внутрь его да вращается неотходно, и оттуда, из глубины сердца, да возсылает молитвы к Богу."

Феофан Затворник пишет: "истинный шаг делают те, которые проходят до сердца и укрываются в нем." А вот примечание Феофана Затворника в книге Симеона Нового Богослова, когда последний говорит о третьем образе молитвы: "При сем святой Симеон указывает некие внешние приемы, кои иных соблазняют и отбивают от дела, а у других покривляют само делание (по недостатку руководителей). Однако сии приемы суть внешнее приспособление, ничего существенно не дающее. Существо дела - приобресть навык стоять умом в сердце. Надо ум из головы свесть в сердце и там его усадить, или, как некто из старцев сказал, сочетать ум с сердцем. Удобнее сего достигнуть хождением пред Богом и молитвенным трудом. Но помнить надо, что наш только труд, а само дело, т.е. сочетание ума с сердцем, есть дар благодати, подаемый, когда и как хощет Господь."
Итак, замечаем, что Феофан Затворник этот третий образ называет молитвой из сердца, сердечной, умносердечной, причем терминологию свою он позаимствовал у преподобного Симеона.

А что скажет Игнатий Брянчанинов, читая слова "ум был в сердце", и "внутрь его да вращается неотходно"? - а вот, что: святой Симеон Новый Богослов, рассуждая о третьем образе молитвы, говорит, что "внимательною молитвою занимаются очень немногие".(том1,"о молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником", отдел 2)
Видите, что говорит Игнатий Брянчанинов:" Ум в сердце" - это "внимательная молитва"!
Но ведь он в другом месте той же статьи пишет о том,что "внимательная молитва при сочувствии сердца" и "умносердечная молитва" - совершенно разные вещи: "поймите, поймите, что между "сочувствием сердца уму" и "соединением ума с сердцем" или "схождением ума в сердце" - величайшее различие!" .
Отсюда неизбежно следует вывод, что между словами Симеона Нового Богослова и Феофана Затворника - "ум в сердце" и своими выражениями "схождение ума в сердце" Игнатий Брянчанинов видит величайшее различие...
В дальнейшем слова отцов еще дважды объяснят нам, что выражения "умносердечная молитва" у Феофана Затворника и "умносердечная молитва" у Игнатия Брянчанинова означают совершенно разные вещи.

Теперь выясним, какими выражениями пользуется Василий Поляномерульский, когда говорит об этом третьем образе молитвы. Вот, что пишет он по поводу этого третьего образа молитвы: "нужда бежать уму от чувств в час молитвы внутрь к сердцу и стоять там глухим и немым от всех помыслов", "У нас речь об умной молитве, которая старанием и сердечною правотой обычно привлекает благодать Святого Духа. Потому что всякий  новоначальный и страстный может сию молитву (третий образ) разумно, в блюдении сердца действовать, пения же (второй образ) никак, пока не предочистится умной (третий образ) молитвой.
Также и святой Симеон Солунский заповедует всем монахам и всем мирским во всякое время и час произносить и дышать сию молитву. Первая степень состоит в том, чтоб умалять страсти умным трезвением и сердечным блюдением; то есть умною молитвою, подобающею деятельным".
Таким образом Василий Поляномерульский третий образ называет "умной молитвой", или "делательной умной молитвой".

Дальнейшую часть текста до таблицы можно пропустить пока, и продолжить чтение с таблицы и до конца. (Помещенная ниже часть текста предназначена для тех, кто хочет вникнуть и не торопясь во всем разобраться.)

Теперь выписываю дальше из Симеона Нового Богослова:
"вопрос:
Но почему же первый и второй образы внимания не могут доставить преуспеяния?
ответ:
Потому что мы не так употребляем их, как следует. Святой Иоанн Лествичник, уподобляя сии образы, как бы лествице о четырех степенях, говорит: иные укрощают страсти и смиряются, иные поют, иные восходят в созерцание. Которые берутся восходить, не начинают с верхних, а от нижних идут к верхним. И вот каким образом может, кто желает, подняться от земли и взойти на небо: во-первых, нужно подвизаться умом и укротить страсти, во-вторых, упражняться в псалмопениии, то есть молиться устами, в третьих, молиться умно, - и в четвертых, восходить в созерцание.
Итак,начало не другое какое есть, как умаление и укрощение страстей,а они не другим каким способом умаляются в душе, как хранением сердца и вниманием."

Пояснение к этому месту из той же статьи "о молитве Иисусовой"(в 1-м томе) Игнатия Брянчанинова: "Симеон Новый Богослов, рассуждая о случающейся безуспешности молитвенного подвига и о плевелах прелести, возникающих из него, приписывает причину безуспешности и прелести несохранению правильности и постепенности в подвиге. Под умною молитвою (третья ступень по Лествичнику [а не третий образ по Симеону Новому Богослову]) разумеется молитва, совершаемая умом в сердце: молитву внимательную новоначальных, при сочувствии сердца отцы редко удостаивают наименования умной, причисляя ее более к устной. Далее Богослов говорит, что подвизающиеся о умалении страстей должны приобучаться к хранению сердца и к внимательной молитве Иисусовой, соответствующей их устроению."
Итак, опять подтверждается, что третий образ молитвы Симеона Нового Богослова Игнатий Брянчанинов
именует молитвой внимательной новоначальных при сочуствии сердца, а молитвой "ума в сердце", "умной молитвой" (третья ступень Лествичника) обозначает нечто совсем иное.

Теперь можно подвести итоги:
1-й образ - это молитва с воображением как по Феофану Затворнику, так и по Игнатию Брянчанинову.
2-й образ - по Феофану Затворнику это умноголовная молитва,
по Игнатию Брянчанинову - телесная,
по Василию Поляномерульскому - псалмопение, молитвословие, пение, внешнее моление.

3-й образ - по Феофану Затворнику - умносердечная молитва,
по Игнатию Брянчанинову - внимательная молитва при сочувствии сердца,
по Василию Поляномерульскому - делательная умная (или просто умная) молитва
по Лествичнику - укрощают страсти и смиряются.

Хорошо, но что же Игнатий Брянчанинов имеет в виду, когда говорит о "соединении ума с сердцем" ,о "молитве умной", "сердечной", и "умносердечной"?
Для того, чтобы в этом разобраться, выписываю сначала цитату из Василия Поляномерульского:
"Дерзкий и самонадеянный, порываясь к тому, что выше его достоинства и устроения, в гордости стремится достигнуть преждевременно зрительной молитвы. И что нам стремиться к высокому преуспеянию в умной и священной молитве, которого по слову святого Исаака сподебляется один из тьмы?! Довольно, довольно для нас, страстных и немощных, хотя след умного безмолвия познать, то есть делательную умную молитву, при которой прилоги вражии и злые помыслы прогонимы бывают от сердца и которая есть подлинное дело новоначальных и страстных монахов, каковым они востекают, аще Бог  восхощет в зрительную и духовную молитву."
А вот какое примечание к этим словам делает Игнатий Брянчанинов (в статье "О молитве Иисусовой"): "Здесь схимонах Василий объясняет различие между молитвою, совершаемою умом при сочувствии сердца и приличествующей всем благочестивым инокам и христианам, от молитвы благодатной, совершаемой умом в сердце или из сердца, и составляющей достояние иноков преуспевших."
Таким образом, сам Игнатий Брянчанинов поясняет, что "зрительная молитва", о которой говорит Василий соответствует в его (Игнатия Брянчанинова) терминологии молитве благодатной, совершаемой "умом в сердце", или "из сердца". А "делательная умная молитва" у Игнатия Брянчанинова называется "молитвою, совершаемою
умом при сочуствии сердца".
Симеон Новый Богослов сопоставил третьей ступени  Иоанна Лествичника, на которой "упражняются в умной молитве" слова "молится умно". Вот и Игнатий Брянчанинов говорит, что молитву внимательную новоначальных отцы редко "удостоивают наименования умной". Но ведь третий образ внимания и молитвы соответствует 1-й ступени
Лествичника! Значит выражение "умная молитва" выходит за рамки третьего образа.
Итак, то, что Симеон Новый Богослов называет "умной молитвой", Василий Поляномерульский именует
"зрительной", а Игнатий Брянчанинов - "молитвой благодатной, совершаемой умом в сердце", или "из сердца".
Вот какая путаница, как в ней не запутаться! Каждый одним и тем же словом обозначает разные вещи, притом взаимоисключающие друг друга!
Часто приходится слышать, что Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов противоречат друг другу. Конечно! -  Феофан Затворник призывает всех стремиться к достижению умносердечной молитвы, а Игнатий Брянчанинов запрещает такое стремление - получается, что они противоречат! А они, между тем, под одним словом разумеют совершенно разные вещи!
   

   При таком понимании терминологии отцов пред мысленным взором предстает цельная картина духовного возрастания, состоящего из трех основных этапов (здесь о тех, которые предполагаются актуальными для нас теперь),- в писаниях отцов начинают прослеживаются явные параллели. Отцы перестают противоречить - они дополняют и поясняют друг друга

    первый этап второй этап третий этап
         
         
Симеон 1-й образ 2-образ 3-й образ умная молитва
Новый        
Богослов   тщетно начало жизни  
    подъемлет (духовной)   
    он труд,всуе    
    трудится    
         
Феофан молитва с умоголовная               умносердечная молитва
Затворник  воображе-  молитва,    
  нием ничто не спеется часть умносердеч-    духовная,чистая,духовное состояние,
    ной молитвы  непарительная,
      самодельная, осенение осязательной
      трудовая, благодатью,раскрытие
       ум в сердце Царства Божия
              
Игнатий молитва с телесная внимательная  умносердечная молит-
Брянча- воображе- молитва, молитва, ва,воскресение души,
нинов нием внимание благодатное воссоздание,сочетание
    рассеивается, внимание, ума с сердцем,
    нет еще состояние   духовное состояние,
      истинного  борьбы состояние
    духовного   внутренней свободы 
    преуспеяния      
              
Василий   псалмопение, делательная  зрительная
Поляноме-    или просто умная  молитва
рульский   пение  молитва
    внешнее моление

Продолжение см. ниже.

Елена К.

  • Сообщений: 14
    • Просмотр профиля

Re: О правильном понимании святых отцов
« Ответ #1 : 10 Сентябрь 2007, 17:31:12 »
Отцы были зрячи и знали, о чем писали - это мы слепы и для того, чтобы разобраться в том, о чем они говорят, должны применять "научный подход".
Что же касается противоречий между Феофаном Затворником и Игнатием Брянчаниновым, то, надо заметить, что Феофан Затворник посылал свое основное сочинение "Путь ко спасению" к Игнатию Брянчанинову на проверку (об этом пишет сам Феофан Затворник в письмах своих), и не встретил возражений. Также и Феофан Затворник читал основную часть сочинений Игнатия Брянчанинова и сделал вывод: "в них нет ничего неправославного".(кроме вопроса о существе сотворенных духов, но этого теперь не коснемся.)   
Значит, сами отцы не видели противоречия между собою.
Итак, то, что Игнатий Брянчанинов называет лишь внимательной молитвой при сочувствии сердца, Феофан Затворник именует уже умносердечной.
Для Феофана Затворника всякая молитва с чувством есть уже умносердечная. (Хотя еще не означает твердого стояния вниманием в сердце).Вот цитата из книги "Путь ко спасению": "Быть в каком-нибудь чувстве очень многозначительно в духовной жизни. В ком оно есть, тот уже - внутрь себя у сердца, ибо мы всегда вниманием в действующей части,  и, если это сердце, то - в сердце."
Из "Умного делания": "Что значит быть умом в сердце?_ Вы писали, что часто при чтении акафиста сладчайшему Иисусу, чувствуете огонь в сердце. Вот там, где это чувствуете, там и будьте вниманием."
Из писем о христианской жизни: "В сердце жизнь, там и жить надобно. Не думайте, что это дело совершенных. Нет. Это дело всех, начинающих искать Господа".
А вот, что пишет Игнатий Брянчанинов (том 2,"Слово о молитве иисуовой"): "Всем христианам можно и должно заниматься молитвой Иисусовой, заниматься со страхом Божиим и верою, с сокрушением духа. Такая внимательная молитва может назваться и умною и сердечною, как совершаемая часто одним умом, и в тщательных делателях всегда при участии сердца."  Однако сам Игнатий Брянчанинов никогда не использует этой допущенной им терминологии: у него слова как "умная", так и "умносердечная" молитва всегда означают нечто совсем иное: новый и уже очень высокий этап в духовной жизни, непостижимый даже пониманию обыкновенных людей,(цитирую еще раз): "между сочувствием сердца уму и соединением ума с сердцем или схождением ума в сердце - величайшее различие".

Можно было бы еще задуматься: почему же так случилось, что терминология их столь различна? Это можно объяснить различием их характеров: если Игнатий Брянчанинов всегда резко обозначал "острые углы" , открыто ставил и обсуждал " трудные" вопросы, то Феофану затворнику свойственна некоторая уклончивость, стремление обойти все эти "острые углы "и "трудные вопросы" для того, чтобы никого не соблазнить, чтобы сохранить мир, тишину и спокойствие.
Игнатий Брянчанинов много пишет о недопустимости преждевременного стремления к высоким степеням молитвы. У Феофана Затворника таких предостережений не найти. - У него другая тактика: чтобы избежать вреда от преждевременного стремления к высокой степени молитвы он почти ничего не пишет о ней такого особенного или привлекательного, что могло бы подтолкнуть к неправильному к ней стремлению. Он пишет: "Что еще может совершаться в деле молитвы, то будет даром единой благодати. У святых отцов поминается о том для того только, чтобы кто не возмечтал, что стоит на самом верху совершенства молитвенного или духовного." И еще: "Отцы почти не пишут об этой молитве, так как это неполезно, а может быть, даже и небезопасно".
Так что Феофан Затворник использует традиционную тактику отцов - говорить прикровенно: так, чтобы не навредить никому из новоначальных. А Игнатий Брянчанинов снимает этот покров, как сам и говорит: "я объясняю святых отцов". Но одновременно с этим он вынужден делать и множество предостережений.

   А куда пропал evgeny? Вот так у меня и всегда - читаю только, а потолковать с тем
человеком не могу, беда! Пишу поскорее, а то как бы не пропал куда-нибудь и Александр вместе со всем форумом!

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: О правильном понимании святых отцов
« Ответ #2 : 10 Сентябрь 2007, 21:26:10 »
Елена, большое вам спасибо за этот материал. Нынче у нас "время книг", когда многим приходится полагаться больше на святоотеческие книги, нежели на духовников. А книги писались в разные эпохи, и бывает легко принять одно за другое, чтобы в итоге заблудиться в трех соснах.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: О правильном понимании святых отцов
« Ответ #3 : 10 Сентябрь 2007, 23:30:33 »
Очень благодарен Елене за такой подбор внимательный по теме молитва.Книг о молитве не много,очень узкий круг людей этим занят-это не 54 тома Ленина,или тысячи томов поэии,которые один другого лучше что то отрифмовал.Скоктание ушей-поэтами,песнями больше заняты нежели молитвой и постом-это основные спасительные средства от вечной погубели которая с каждым днем приближается-когото уже в этом форуме нету,это все реально.Потому такая осторожность тут необходима.Если в молитве еще начнем просить не то что спасительно то тогда уже совсем плохо.Хотя пишут что была молитва на заклятие Льва Толстого, на освещения орудия,водки и прочих непотребных вещей.Про дыхание в молитве пытался узнать у людей изучающих дыхание.что при вдохе,что при выдохе -проишодит.Оказывается если задать не тот ритм-можно умереть.Получится гипервентиляция легких-тоесть-будет вроде сквозняк-воздух гулять и не успевать всасываться в кровь-человек гибнет.Лошадь умирает загнаная-непотому что копыта стерлись от быстрой гонки-а задышала глубоко-неправильно.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: О правильном понимании святых отцов
« Ответ #4 : 11 Сентябрь 2007, 01:44:02 »
Елена, спасибо. Действительно, масштабный охват материала.
Попробую обосновать свое мнение, немного не совпадающее с Вашим:

Вы пишете:
Цитировать
А что скажет Игнатий Брянчанинов, читая слова "ум был в сердце", и "внутрь его да вращается неотходно"? - а вот, что: святой Симеон Новый Богослов, рассуждая о третьем образе молитвы, говорит, что "внимательною молитвою занимаются очень немногие".(том1,"о молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником", отдел 2)
Видите, что говорит Игнатий Брянчанинов:" Ум в сердце" - это "внимательная молитва"!

Но ведь он в другом месте той же статьи пишет о том,что "внимательная молитва при сочувствии сердца" и "умносердечная молитва" - совершенно разные вещи: "поймите, поймите, что между "сочувствием сердца уму" и "соединением ума с сердцем" или "схождением ума в сердце" - величайшее различие!" .
Отсюда неизбежно следует вывод, что между словами Симеона Нового Богослова и Феофана Затворника - "ум в сердце" и своими выражениями "схождение ума в сердце" Игнатий Брянчанинов видит величайшее различие...

Этой книги не нашел. Слово в слово о внимательной молитве есть в другой книге Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты» (т.1). Видимо, взято из «Бесед старца…», т.к. это сборник.

Там цитата "внимательною молитвою занимаются очень немногие" была приведена после случая с афонским монахом, находящимся в прелести, которому отец Игнатий посоветовал такой способ внимательной молитвы:

К концу беседы пришло мне на мысль поступить следующим образом: я стал просить Афонца, чтоб он, как постник и подвижник, испытал над собою способ, преподанный святыми Отцами, состоящий в том, чтоб ум во время молитвы был совершенно чужд всякого мечтания, погружался весь во внимание словам молитвы, заключался и вмещался, по выражению святого Иоанна Лествичника, в словах молитвы (Лествица. Слово 28, гл. 17). При этом сердце обыкновенно содействует уму душеспасительным чувством печали о грехах, как сказал преподобный Марк Подвижник: “Ум не развлеченно молящийся, утесняет сердце: сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Пс. 50:19)

Из этого, следует, что 3й образ молитвы по Феофану Затворнику характеризуется отсутствием в уме
1.   Образа – воображение
2.   Мысли – рассуждений
и его целью является безмолвие ума для вмещения благодати и Богообщения.

У других отцов можно увидеть два метода используемые для 3го образа молитвы:

Из книги схиигумена Германа "Заветы о молитвенном делании":

Умная молитва:

     "Прежде всего должно быть жительство наше безмолвно и беспопечительно и со всеми мирно. Потом, сев в клеть свою, т. е. обратив все внимание внутрь себя и собрав ум свой, понудим его войти в сердце вместе с дыханием. Когда же он войдет туда, последующее будет уже не невесело и не нерадостно. Приучим ум свой нескоро выходить оттуда, потому что он сначала будет скучать от внутреннего затвора и тесноты. Когда же приобвыкнет, то уже не терпит скитаться вне, потому что "Царствие Небесное" находится "внутри нас". И когда мы ищем его там чистою молитвою, то все внешнее делается мерзким и ненавистным. Надо же знать и то, что ум, пребывая в сердце, не должен оставаться праздным или молчащим, но иметь непрестанным делом и поучением эти слова: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя".


Внимательная молитва:

     «Если же потрудившись невозможно войти умом в сердце, то вот что надо делать с помощью Божией: есть внутри каждого человека говорение тайное в душе его, которым мы при молчании уст говорим, рассуждаем, произносим молитвы или псалмы. Этому-то тайному голосу, отняв всякий помысл (что можешь, если захочешь), дай говорить: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", - и заставляй себя вместо всякой другой мысли постоянно взывать так внутри. Когда же потрудимся так некоторое время, то этим откроется и сердечный вход и придет с многовожделенным и сладким вниманием и весь лик добродетелей: любовь, радость, мир и прочие. »

или о внимательной молитве из преподобного Никифора монашествующего:

"если несколько потрудившись, ты не возможешь войти в страну сердечную так, как тебе было растолковано, то сделай, что я скажу тебе, и при помощи Божией найдешь искомое. Знаешь, что способность словопроизношения находится у каждого человека в гортани. Сей способности, отгоняя помыслы (можешь, если захочешь) и дай беспрестанно говорить сие: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! – и понудься всегда произносить оное. Если некоторое время в сем пробудешь, то отверзется тебе чрез сие и сердечный вход без всякого сомнения. Это дознано по опыту".

Получается, что внимание разума, направленное обычно на образы (1й образ) или на мысли (2й образ) перенаправляется на внимание к произносимой молитве и концентрацию на произнесение в гортани.

При образовании навыка болтовня разума (помысел) подавляется непрерывным произнесением и устанавливается тишина, которая и отверзает сердечный вход.

ключевым в данной молитве является внимание на словах молитвы и в то же время сочувствие ее смыслу в сердце.

Т.е. получаем, что "сочувствие сердца уму"  - это внимательная молитва, а "соединением ума с сердцем" или "схождением ума в сердце" – умная молитва.

Между ними, действительно, - «величайшее различие», т.к. умная молитва имеет более высокие требования к подвижнику и более опасна в смысле прельщения.

Лествица свт. Иоанна Лествичника тоже вполне гармонично входит в общую картину 3х образов свт. Симеона Нового Богослова .

1. подвизаться умом и укротить страсти - лекарство против увлечения образами воображения.
2. упражняться в псалмопениии, , то есть молиться устами - сосредотачиваться на произнесении псалмов, а не на своих мыслях.
2.5. С появлением навыка возникает самодвижущаяся молитва в гортани, которая с отверзанием сердечного входа переходит в умную.
3. молиться умно. Все внимание в сердце на молитве и дыхании.
4. восходить в созерцание - состояние за гранью молитвы, безмолвное созерцание Бога, божественных тайн и Богообщение.



Таким образом, противоречия между отцами нет. Речь идет о двух методах, используемых на стадии 3го образа молитвы и вводить умную молитву как четвертую ступень, отличную от 3го образа, имхо, не совсем правильно.
« Последнее редактирование: 11 Сентябрь 2007, 02:08:52 от Sергий »

serebro

  • Сообщений: 219
    • Просмотр профиля

Re: О правильном понимании святых отцов
« Ответ #5 : 11 Сентябрь 2007, 06:55:17 »
А куда пропал evgeny? Вот так у меня и всегда - читаю только, а потолковать с тем человеком не могу, беда! Пишу поскорее, а то как бы не пропал куда-нибудь и Александр вместе со всем форумом!

Я тоже его потерял. Вот его журнал нашел - http://euhenio.livejournal.com

Таким образом, противоречия между отцами нет. Речь идет о двух методах, используемых на стадии 3го образа молитвы и вводить умную молитву как четвертую ступень, отличную от 3го образа, имхо, не совсем правильно.

Сергей, Елена и не говорила о противоречиях. А  вы любите различные теоретические выкладки.  :-)

serebro

  • Сообщений: 219
    • Просмотр профиля

Re: О правильном понимании святых отцов
« Ответ #6 : 11 Сентябрь 2007, 10:45:18 »
Вот интересно Alexander писал по теме - http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=106.msg660#msg660 (к вопросу о противоречиях)

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: О правильном понимании святых отцов
« Ответ #7 : 11 Сентябрь 2007, 11:28:11 »
Сергей, Елена и не говорила о противоречиях. А  вы любите различные теоретические выкладки.  :-)

serebro,

не переживайте за Елену. Она сама просила покритиковать ее выкладки. Теоритические, заметьте. :)

если внимательно прочитаете пост Елены, увидите, что противоречиям он и посвящен. вывод, что противоречий на самом деле нет и у Елены и у меня совпадает.

имея путаницу в теории можно получить то же в практике.
« Последнее редактирование: 11 Сентябрь 2007, 12:04:53 от Sергий »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О правильном понимании святых отцов
« Ответ #8 : 11 Сентябрь 2007, 12:15:07 »
Я согласен с Елена К., подвижники и молитвенники могут использовать разные термины для описания одного и того же явления или для описания разных явлений могут использовать схожие термины. Обычное дело. И последующее убийство молитвенного опыта рациональным догматизирующим умом с обязательной унификацией и систематизацией - дело обычное. Так и табличка, созданная Еленой К., - вещь полезная для ума, но превращать ее в очередную системку, особенно при организации своей молитвы, не нужно.  

У нас на форуме принимали участие два Евгения: они ведут (точнее, вели, а сейчас забросили) свои странички в ЖЖ. Как я понял, произошли некие перемены в их (религиозном) мировосприятии, что не есть плохо. Ждем синтеза...

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: О правильном понимании святых отцов
« Ответ #9 : 11 Сентябрь 2007, 13:43:35 »
Александр,

сейчас ведь время книг. И попытки составить глоссарий, чтобы более-менее осознанно читать отцов и Добротолюбие, имхо, вполне обоснованы.

Зачем сразу относить их к "убийству рациональным догматизирующим умом с обязательной унификацией и систематизацией".

Молитва это молитва, систематизация это систематизация. Отцы и сами пытались систематизировать опыт не в целях догматизации, а в целях лучшего усвоения очень сложных вещей.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О правильном понимании святых отцов
« Ответ #10 : 11 Сентябрь 2007, 14:16:43 »
Sергий, обратите внимание: прежде всего я отметил полезность, а затем уже предупредил об опасности.

Елена К.

  • Сообщений: 14
    • Просмотр профиля

Re: О правильном понимании святых отцов
« Ответ #11 : 11 Сентябрь 2007, 14:37:22 »
     Я согласна с Сергием, что, так как 3-й образ молитвы состоит в том,чтобы ум был в сердце, то в него (в этот 3-й образ) можно включить и все последующие ему высшие степени молитвы. А иначе  получится , что при
более высоких степенях молитвы ум должен быть будто-бы не в сердце. (Так  и  поступила я с термином Феофана Затворника - "умносердечная молитва"). Однако по отношению к Богослову это не имеет существенного для нас различия.

      Суть же дела совсем в другом - разобраться, что же разумеет святитель Игнатий под словами: "сочетание ума с сердцем". Просто, надо понять, что под этими словами он разумеет совершенно иное состояние естества человеческого, а именно: воскресение души, явственное соединение с Богом, при этом молитвенное состояние делается естественным, свободным, непринужденным,  непрекращаемым, тогда как все, что было до этого - состояние духовной смерти и слепоты. Достигнув такого сотояния человек больше не нуждается ни в каких методах или приемах молитвы, так как Сам Дух Святой молится за него истинной молитвой. Значит описанные вами  "два метода, используемые на стадии 3-го образа молитвы" никак не могут вписаться в то, что святитель Игнатий имеет в виду под словами "сочетание ума с сердцем".
      Каллист и Игнатий Ксанфипулы (по памяти, может не дословно): "Всякое правило, всякий метод и всякий прием нужны нам по причине того, что не стяжали еще чистой и непарительной молитвы в сердце".
      Также и Феофан Затворник писал в книге "Путь ко спасению", что по достижении духовной молитвы нет нужды ни в каких правилах или приемах.
« Последнее редактирование: 11 Сентябрь 2007, 15:13:56 от Елена К. »

Vlad_Ts

  • Гость
Re: О правильном понимании святых отцов
« Ответ #12 : 11 Сентябрь 2007, 15:37:57 »
Святитель Игнатий никому не советует пользоваться искусственными приемами и методами. В Приношении современному монашеству он об этом подробно рассуждает, проводя мысль что искусственные приемы в современных условиях скорее уведут от верного пути чем на него наставят. Совет его прост: молиться неспешно со вниманием, а Господь даст по усердию, когда сочтет полезным. Сочетание ума с сердцем и есть 3 образ молитвы.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: О правильном понимании святых отцов
« Ответ #13 : 11 Сентябрь 2007, 15:54:00 »
Цитировать
Суть же дела совсем в другом - разобраться, что же разумеет святитель Игнатий под словами: "сочетание ума с сердцем". Просто, надо понять, что под этими словами он разумеет совершенно иное состояние естества человеческого, а именно: воскресение души, явственное соединение с Богом, при этом молитвенное состояние делается естественным, свободным, непринужденным,  непрекращаемым, тогда как все, что было до этого - состояние духовной смерти и слепоты. Достигнув такого сотояния человек больше не нуждается ни в каких методах или приемах молитвы, так как Сам Дух Святой молится за него истинной молитвой. Значит описанные вами  "два метода, используемые на стадии 3-го образа молитвы" никак не могут вписаться в то, что святитель Игнатий имеет в виду под словами "сочетание ума с сердцем".

Простите, не понимаю, почему не вписываются:

Из "Аскетических опытов" (т.1):

"Между сочувствием сердца уму и соединением ума с сердцем или схождением ума в сердце – величайшее различие. Святой Иоанн Лествичник признает значительным преуспеянием в молитве то, когда, ум будет пребывать в словах ее (Лествица. Слово 28, гл. 19). Этот великий наставник иноков утверждает, что

1. Ум, молящийся внимательно, непременно привлечет сердце в сочувствие себе, в чувство покаяния. Между сочувствием сердца уму и соединением ума с сердцем или схождением ума в сердце – величайшее различие. Святой Иоанн Лествичник признает значительным преуспеянием в молитве то, когда, ум будет пребывать в словах ее (Лествица. Слово 28, гл. 19). Этот великий наставник иноков утверждает, что молитва молящегося постоянно и усердно, при заключении ума в слова молитвы, из чувства покаяния и плача, непременно осенится Божественною благодатию (Лествица. Слово 28, гл. 17, 21, 27, 28).

Это первый метод открытия "сердечного входа" через держание ума на словах молитвы в гортани - из 3го образа молитвы. Сочувствие сердца уму говорит о том, что они еще не соединены. За ними наблюдают два отдельных вида внимания.

2.Когда молитва осенится Божественною благодатию, тогда не только откроется сердечное место,  но и вся душа повлечется к Богу непостижимою духовною силою, увлекая с собою и тело. Молитва преуспевших в ней произносится из всего существа. Весь человек делается как бы одними устами. Не только сердце обновленного человека, не только душа, но и плоть исполняется духовного утешения и услаждения, радости о Бозе живе (Пс. 83:3), о Боге, действующем ощутительно и могущественно благодатию Своею. Вся кости истинного молитвенника рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? избавляяй нища из руки крепльших его, и нища и убога от расхищающих его молитву и надежду: от помыслов и ощущений, возникающих из падшего естества и возбуждаемых демонами (Пс. 34:10).

А это уже метод и результат непосредственного ввода ума в сердечное место и объединение сердечного и разумного внимания в единое целое. Он получается либо через осенение благодатью из первого метода, либо непосредственным вхождением с дыханием из второго метода.
Результат - сочетание ума с сердцем. Что еще не гарантирует того, что "молитвенное состояние делается естественным, свободным, непринужденным,  непрекращаемым, тогда как все, что было до этого - состояние духовной смерти и слепоты".

Александр как раз недавно писал, что вхождение ума в сердечное место только начало непосредственной битвы с бесами. Т.е. вместо обретения рая, воможно впадение в прелесть, безумие и даже самоубийстов. То, что Вы описываете - результат победы над бесами через годы борьбы в сердечном месте. То, что Лествичник называет "восхождением в созерцание".

Если посмотреть прп. Лествичника, движение ума к сочетанию с сердцем соответствует лествице из четырех ступеней, идущей вниз к сердцу

1. Укрощение фантазий, страстей и гордыни через внешнюю аскезу. Ум еще в голове.
2. Укрощение мыслей через внимательное псалмопение и держание ума в гортани на словах молитвы.
3. Ввод молитвы в сердце вместе с дыханием и попытки удержать ум в сердце. Сочетание ума с сердцем.
4. Естественное нахождение ума в сердце и обретение "неба сердечного, в котором обитает Христос", т.е. вхождение в созерцание.

свт. Игнатий настойчиво предостерегает от прыжков через ступени:

Цитировать
К преуспеянию в молитве покаяния должны стремиться все христиане; к упражнению в молитве покаяния и к преуспеянию в ней святые Отцы приглашают всех христиан. Напротив того, они строго воспрещают преждевременное усилие взойти умом в святилище сердца для благодатной молитвы, когда эта молитва еще не дана Богом. Воспрещение сопрягается со страшною угрозою. “Умная молитва, – говорит преподобный Нил Сорский, повторяя слова преподобного Григория Синаита, – выше всех деланий, и добродетелей глава, как любовь Божия. Бесстыдно и дерзостно хотящий войти к Богу, и часто беседовать с Ним, нудящийся стяжать Его в себе, удобно умерщвляется бесами” (Слово 11).
Умоляю, умоляю обратить все должное внимание на грозное воспрещение Отцов. Мне известно, что некоторые благонамеренные люди, но впадающие в блуд на самом деле, не могущие, по несчастной привычке, воздержаться от падений, покушаются на упражнение в сердечной молитве. Может ли быть что-либо безрассуднее, невежественнее, дерзостнее этого начинания? Молитва покаяния дана всем без исключения, дана и обладаемым страстями, и подвергающимся насильственно падениям. Они имеют все право вопить ко Господу о спасении; но вход в сердце для молитвенного священнодействия возбранен для них, он предоставлен исключительно архиерею таинственному, хиротонисанному законно Божественною благодатью. Поймите, поймите, что единственно перстом Божиим отверзается этот вход; отверзается он тогда, когда человек не только престанет от деятельного греха, но и получит от десницы Божией силу противиться страстным помыслам, не увлекаться и не услаждаться ими. Мало-помалу зиждется сердечная чистота, чистоте постепенно и духовно является Бог. Постепенно! Потому что и страсти умаляются и добродетели возрастают не вдруг: то и другое требует значительного времени.


Цитировать
Суть же дела совсем в другом - разобраться, что же разумеет святитель Игнатий под словами: "сочетание ума с сердцем".

Елена, свт. Игнатий дает прямой ответ на Ваш вопрос:

Цитировать
Вот тебе завет мой: не ищи места сердечного. Не усиливайся тщетно объяснить себе, что значит место сердечное: удовлетворительно объясняется это одним опытом.

serebro

  • Сообщений: 219
    • Просмотр профиля

Re: О правильном понимании святых отцов
« Ответ #14 : 12 Сентябрь 2007, 10:07:12 »
В науке есть свои методы исследования и непоследнее место среди них занимает эксперимент - поставленный опыт. На основе которого при помощи других методов, например анализа, делаются выводы, на них - теории и проч.

В основной своей массе наши теоретические умноделательные  построения являются манипуляциями с пережитым другими людьми опытом богообщения. С тем же имеют дело современные учителя богословской премудрости в семинариях и духовных академиях - говорят о том, чего не видели (лично), не слышали и на ум не приходило.

И вот наше место - роль евнухов у чужого гарема  - без живого опыта богообщения и богосозерцания.