..............................
Вы спотыкаетесь на ровном месте. Две точные цитаты приведены в заглавном сообщении темы:
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1223.0 И в них утверждается мысленное сосредоточение (вкупе с чувственным) на уровне живота: устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп... Чувственное око со всем умом - куда уж яснее.
..............................
Alexander, мне, как бывшему буддисту, православный фанатизм тоже чужд. я тоже не монах, не священник, не богослов. в курсе теории чакр и преображения их посредством подьема и нисхождения кундалини.
единственное, что хочется иметь для молитвы - авторитетный источник информации. потому что действия по аналогии с другими религиями, честно говоря, настораживают.
Получается, у нас есть только две цитаты:
"А потом, если сила мысленного зверя на пуповине живота, потому что здесь закон греха имеет свою власть и питает зверя, то почему нам не утвердить тут противоборствующий ему закон вооруженного молитвой ума (Рим. 7, 23), чтобы изгнанный баней возрождения (Тит. 3,5) злой дух, вернувшись с семью другими и злейшими духами, не вселился вновь и последнее не стало хуже первого (Лк. 11, 26)". (Григорий Палама)
Перед ней идет фрагмент, который проясняет мысль Паламы:
"неужели монаху, который старается возвратить свой ум вовнутрь себя и хочет, чтобы он двигался не прямым, а круговым и неблуждающим движением, не пригодится привычка не блуждать взором то туда, то сюда, но словно на каком-нибудь упоре останавливать его на своей груди или пупке? [22] Свертываясь внешне по мере возможности как бы в круг, то есть уподобляясь желаемому внутреннему движению ума, он и силу ума, изливающуюся из глаз, благодаря такой форме тела тоже введет внутрь сердца."
т.е. речь, имхо, идет о воспитании у монаха привычки всегда держать глаза "долу", т.е. на груди или пупке, а не блуждать взглядом по внешнему миру. Неблуждание по внешнему миру, естественно ограничивает стимулы, а значит искушения. Благодаря чему энергия взгляда не растрачивается вовне, а может быть направлена вовнутрь сердца.
об этом же говорит и это место из "Триад..."
они (фарисействующие) и отвергают телесную форму молитвы мытаря, оправданного Господом, и других молящихся тоже подбивают ее не держаться. Потому что как говорит Господь в Евангелиях? <Мытарь
не смел даже поднять глаз на небо> (Лк. 18.13). К этой
внешней форме и стремятся те, кто
при молитве направляет взор на самого себя.
т.е. внешний взор, опущенный долу, направленный на внешнюю форму, т.е. на самого себя (на грудь или пуп с опущенной к груди бородой) как в молитве мытаря.
.......................
Затвори дверь <ума> и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы. И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь - о чудо! - непрестанную радость. (Симеон Новый Богослов)
........................
У Симеона Нового Богослова тоже речь о внешнем действии, что видно, помимо всего прочего, из термина "чувственное око". В той же работе упоминается и "мысленное око душевное", которое как раз и направляется в сердце:
"Блаженны те, которые всегда имеют отверстым
мысленное око душевное, и во время каждой молитвы своей видят свет, потому что они стали равночестны с ангелами."
....................................
И вот сейчас мне, не монаху, не священнику, не богослову, приходится отстаивать монашеское учение, а монахи молчат и дальше весьма поверхностного изложения молитвы, сделанного Феофаном и Игнатием, смотреть не желают. В лучшем случае... а в худшем - доказывают, что молиться не надо.
.....................................
Alexander, если бы имелись достоверные хотя бы намеки, был бы только за. Это говорило бы о родстве методов с той же буддийской тантрой. Но раз такого нет, а есть вполне конкретные запреты:
"Схимонах Василий и старец Паисий Величковский повествуют, что из современников их многие повредились, злоупотребляя вещественным пособием [193]. И впоследствии примеры расстройства от такого действия встречались нередко; встречаются они и поныне, хотя расположение к упражнению молитвой Иисусовой умалилось до крайности. Нельзя им не встречаться: они должны быть непременным последствием неведения, самочиния, самомнения, безвременного и гордостного усердия, наконец совершенного оскудения опытных наставников. Схимонах Василий, ссылаясь на святого Феофилакта и других Отцов, утверждает, что три силы души, словесная, сила ревности и сила желания, расположены так: в персях и в верхней части сердца присутствует словесная сила или дух человека, в средней - сила ревности, в нижней - сила желания или естественное вожделение. Старающийся привести в движение и разгорячить нижнюю часть сердца, приводит в движение силу вожделения, которая, по близости к ней половых частей и по свойству своему, приводит в движение эти части. Невежественному употреблению вещественного пособия последует сильнейшее разжение плотского вожделения. Какое странное явление! По-видимому подвижник занимается молитвой, а занятие порождает похотение, которое должно бы умерщвляться занятием и неведение, злоупотребившее вещественным пособием, приписывает Иисусовой молитве то, что должно приписать злоупотреблению."
что поделаешь.
Имхо, авторитет святого и чудотворца Феофилакта (8 век) вполне достаточен. К тому же упоминаются и другие древние отцы. Да и Паисий Величковский - великий старец. Почему бы не доверять им в этом вопросе.