Исихазм

Автор Тема: Внутрьпребывание  (Прочитано 43352 раз)

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Внутрьпребывание
« : 10 Октябрь 2007, 22:41:36 »
Здравствуйте,господа братья и сёстры!У свт.Феофана Затворника в книге "Путь ко спасению" описывается "внутрьпребывание".Знает ли кто опытно,что это такое?
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

surrge

  • Сообщений: 184
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #1 : 11 Октябрь 2007, 00:16:56 »
Думается, что это собранность в себе, нерассеянность, трезвение без отвлечения на что-либо внешнее и даже внутреннее (помыслы). То что, апостол описывал как утверждение Духом Божиим во "внутреннем человеке". Знаете выражение "выйти из себя"? "Внутрьпребывание" - это противоположное состояние. Это всегдашнее пребывание внутри себя, то, что отцы называли блюдением сердца, трезвением, бодрствованием, умным деланием и т.д. Все мы когда-либо в жизни испытывали подобное, так что такой опыт есть у всех. Просто у одних его больше, у других меньше. Задача как раз в том, чтобы с Божьей помощью сделать этот опыт беспрерывным.
"А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте", "бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение", "трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить". Это как раз о "внутрьпребывании".
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #2 : 11 Октябрь 2007, 09:49:35 »
 Простыми словами: Когда человек решает какую-нибудь важную проблему, он так уходит умом в разрешение этой проблемы, что ничего не замечает, что твориться вокруг. Работа у него происходит внутри себя: там он приводит всяческие доводы, рассуждения; отбрасывая, то что неприемлемо, выбирая, то что  ему кажется, на данный момент более удобным. Иногда, человека приходиться несколько раз окликнуть, что бы вывести его из задумчивости, настолько он отрешается от внешнего мира. Это и есть внутрьпребывание, с которым знакомы все. Только направленность  ее у *мирских* людей и людей вставших на путь совершенствования-различная.  Если *мирские* уходят внутрь себя решать мирское, и большей частью, у них это выходит непроизвольно,, то последние уходят внутрь себя, стремясь к этому, целенаправленно, чтобы прослеживать свои мысли,( для внутреннего делания)  а так же для молитвы. НУ об этом много написано в Святоотеческих книгах.....я, так, коротко, главное, чтобы суть была ясна.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Aman

  • Сообщений: 31
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #3 : 11 Октябрь 2007, 10:36:54 »
iunija,
Мне видится, что такое "внутрьпребывание", как то: рассуждение, доводы, отбрасывание чего то и т. д. являются как раз уходом во внешнее и следованием за помыслами привычными ветхому человеку, вслед которых неприметно подкрадеются  страсти, такое "внутрьпребывание" является подделкой истинного бодствования, где отбрасываются все помыслы, но все внимание сосредоточено на Господе, на словах молитвы.

"Воспринятое раньше восстает из сердца воспроизводясь памятью воспоминанием, в виде помыслов, а ко всему этому, не замедлит подоспеть и диавол со своим, чем-либо до селе не знаемым и не виденным человеком... Но как скоро человек определил себя на внимательность, она сейчас же открывает человеку то, что в нем делается, и по мере внимательности, по мере молитвенного делания ума, человек начинает чувства держать в большей неразвлеченности, и больше и больше усматривает чрез помыслы исходящую из сердца злобу, что является нужным плодом молитвы, т.к. помыслы обнажаются вниманием в сердце, и как сказали, они увлекают ум от молитвы."
Арх. Антоний

Слепое следование своим рассуждениям характено "мирским".
Использование рассудочной части ума для пользы дела характерно "духовным", а это возможно только наработкой способности управления им через внимание.

Мирской тоже может размышлять о Боге, но его расмышления могут завести в самые дебри порока. Слышал такие варианты понимания Писания, что просто ужас... как только можно до такого додуматься! А ведь думали о Высшем...

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #4 : 11 Октябрь 2007, 11:02:22 »
AMAN,
   Вы же видете, что человеку, задавшему этот вопрос, нужна еще *мягкая* пища. Вот я и попыталась на мирском примере, для него понятном, дать понять, что значит ощущение прибывания внутри. Все, что Вы пишете-правильно,и понятно для нас с Вами, но, пока, не для него.  Ему хочется понять, хотя бы визуально иметь представление, о самом процессе прибывания внутри. Ну не нашла я лучшего способа, как тот, что изложила. Может Вы сможете, не знающему и не имеющему никакого опыта, человеку доходчиво, на примере, обьяснить состояние человека прибывающего внутрь себя.  Не то, что там делать, а что это вообще такое- пребывание внутрь себя. Так я поняла вопрос человека  с неудобонопроизносимым НИКОМ.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Aman

  • Сообщений: 31
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #5 : 11 Октябрь 2007, 11:08:32 »
:)

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #6 : 11 Октябрь 2007, 11:25:25 »
Здравствуйте,господа братья и сёстры!У свт.Феофана Затворника в книге "Путь ко спасению" описывается "внутрьпребывание".Знает ли кто опытно,что это такое?
........................................

иногда, когда мысли во время молитвы останавливаются, переворачивается приоритет восприятия. Обычно воспринимаешь тело как материальный объект среди других объектов. У которого есть какие-то внутренние ощущения в рамках занимаемого в пространстве объема.

А здесь ум останавливается в сердце и то, что находится вокруг воспринимается как безграничное пространство ("внутреннее небо"). Остается знание о расположении "внешнего" мира вокруг тела, но само тело и объекты вокруг  воспринимаются как единый образ, нечто нематериальное и не имеющее ценности.

По ощущению, это состояние очень точно описывает Павел:

"...пользующиеся миром сим(должны быть), как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего."

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #7 : 11 Октябрь 2007, 14:36:18 »
Много-глубокоуважаемая iunija!Ник могу сменить для вашего удобства,но,как понимаю,Свт.Феофана это-мистическое(таинственное по-русски)состояние,которого не бывает у мирских.Он предлагает ходить часто в храм Божий,чтобы достичь его.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #8 : 11 Октябрь 2007, 15:34:29 »
  Нет, Вы преувеличиваете- это состояние не несет никакой мистики.  Мистика заключается в том, что придти в это состояние можно мгновенно, одним прикосновение руки Божьей. Это то, что  в Евангелии называется как * родиться свыше*, а в церковном обиходе *обращение* Наверное, можно из внешнего человека обратиться во внутреннего(внутрьпребывающего) и путем молитвенного подвига. Но вот об этом, втором пути, я могу только претпологать.  Хотя, опять-таки( не вижу никакой мистики) в том, что  внутренний человек смотрит на мир  и на дела мира, как бы в другом ракурсе, чем человек *мирской*. Из нутри себя, открывшимся ДУХОВНЫМ виденьем, он прослеживает причины и следствия тех или иных дел. У * внутреннего* человека, в отличие от *мирского* не существует случайностей- во всем он видит взаимодействие тех или иных жизненных аспектов, направленных на человека как стимулирующих на духовное совершенствование. 
    Хотя, может и правда, для неискушенного человека, это и кажется мистикой.  Хотя, для меня мистика здесь состоит только в перерождении внешнего человека во внутреннего. 
   
   Я наверное плохо могу донести словом, поэтому прошу помощи у форумчан и у Александра.

  Лично для меня, свой ник можете не менять, и я не имела ничего плохого ввиду, и менее всего хотела задеть Вас. :-)
« Последнее редактирование: 11 Октябрь 2007, 15:53:44 от iunija »
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #9 : 11 Октябрь 2007, 16:41:00 »
Можно по-разному смотреть на внутрьпребывание. Наверно, следует отметить несколько ступеней этого состояния. Человек ,собранный и умеющий сосредотачиваться, уже и вхож в какой-то степени внутрь себя. При сознательном сосредоточении и постоянной работе над собой открывается, очищается и расширяется внутреннее пространство. Нахождение в нем и можно назвать внутрьпребыванием. О внутреннем пространстве неоднократно упоминает Иоанн Кронштадский. Такое пребывание можно назвать и мистическим, хотя со временем оно воспринимается как обычное.

Церковное обращение и рождение свыше - это иное.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #10 : 11 Октябрь 2007, 22:21:36 »
Спасибо за ответ,surrge!Работая при храме, мне удавалось часто бывать на службах и вот,однажды,стоя на всенощной почувствовал себя частью этого организма - ЦЕРКВИ,глава которой ХРИСТОС.Сердце пульсировало некой благостью,которая разливалась по всему тело.Думаю ,что не было это прелесть,потому,оставалось ощущение:Аз есмь грешник,при прелести такого чувства нет.Так вот,задался вопросом :Господи,что это? и сразу вспомнилось,как много лет тому назад читал у Свт.Феофана о внутрьпребывании.Т.е. силой воли собираем сознание вокруг некоего центра -Христа.Оно( сознание) сужается сперва,а затем наитием благодати расширяется до размеров церкви(беспредельно,в нашем случае)-"уверждается духом",как вы пишете.Потом надеялся снова почувствовать это,увы,признаю,что нельзя молится ради сладости,ради переживания духовных состояний.Простите.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #11 : 11 Октябрь 2007, 22:28:31 »
Sергий,спасибо за ответ.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #12 : 11 Октябрь 2007, 22:34:13 »
Alexander,спасибо за ответ.Мне кажется,что должно быть присутствие благодати во внутрьпребывании по Свт.Феофану.Он не пишет прямо о благодати,но,по-другому сказать-присутствие Духа-должно быть.(У меня нет.)Простите.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #13 : 11 Октябрь 2007, 23:13:11 »
ALEKSANDER,
         "Церковное обращение и рождение свыше - это иное".

    Что Вы имели ввиду, Александр? Не поняла. Что церковное обращение -это не есть рождение свыше? Или...что ни то ни другое не имеют отношения к внутрьприбыванию?  Поясните, будьте добры.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #14 : 11 Октябрь 2007, 23:19:29 »
...Человек ,собранный и умеющий сосредотачиваться, уже и вхож в какой-то степени внутрь себя. При сознательном сосредоточении и постоянной работе над собой открывается, очищается и расширяется внутреннее пространство. Нахождение в нем и можно назвать внутрьпребыванием...
Это напоминает ежеминутную практику самурая "бушидо", где одна из компонент - постоянная полнота внимания к любому совершаемому действию, и, таким образом, превращение всех аспектов жизни в непрерывно действующий ритуал. Внимание, к примеру,  всецело погружено в руку, берущую чашку с чаем или выдергивающей меч из ножен.
Ум при такой практике не в состоянии производить ненужные мысли или заботу. Он просто должен постоянно пребывать в аллертности и быть готовым к прыжку вместе с соотнесенным с ним телом.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.