Elena, вот я эти дни не мог ответить точно на ваш вопрос о даре различения духов.
О дарах вообще, как я понимаю, у вас вопросов нет.
Прочитав мнение Александра о том, что ответ был несколько раз, я взял учение отцов о дарах (они же - добродетели, как результат даров - противоположностей страстей), а именно - деятельное учение, по темам глав. Выяснил, что относится к дару различения и обнаружил, что это одна из составляющих практически всего деятельного учения. (Различение помыслов - один из крупнейших разделов по этой теме.)
Поэтому, достаточно просто это увидеть (понять), чтобы ваш вопрос был снят. Вам показывают эти части, а вы не хотите сделать вывод. Вам делают этот вывод за вас... но опять не слава Богу.
Невозможно бороться с унынием, если не видишь его. Невозможно противиться обжорству, если считаешь себя тощим и требующим увеличения еды в пять раз, либо желание - и есть норма. Не сможешь огорчаться о сребролюбии, если доход (прибыль) любым способом и в обязательном порядке нерушим даже мыслью. Невозможно бороться с тщеславием, если почитание себя другими людьми считаешь необходимостью и следствием своего величия. Не сокрушаешься о гордыне, если сам по себе такой хороший, что можно в святые хоть вчера записывать. Пока не увидел различие блудный сын между собой-голодным у свиного корыта и братом, который живёт с отцом - ничего не меняется.
Дар различения - это первейшее, что необходимо в принципе, иначе о каком-то возрастании брошенных Словом семян в душе нельзя вообще говорить. Это самое начало начал и этот дар сопровождает в вечность. Иисусу не требовалось, чтобы кто-то рассказывал о приходящих - он сам различал (видел), каков человек.
Ни на секунду не сомневаюсь, что и созерцательное учение (как и подобным образом - другие разделы) точно также пронизано сутью различения, потому что это и есть открытые глаза и уши, а дар различения - это результат смазывания их лечебной божественной мазью.