Леонид, раскройте, пожалуйста, эту характеристику. И вообще выскжите свое мнение.
Мое мнение - это высокохудожественное произведение и там нет декларации по указанному вопросу даже Улицкой, а не то что либеральной интеллигенции.
Во-первых, дорогой
Iakov, Людмила Улицкая - мой любимый писатель. Я прочитал
все, что она издала до сих пор. Эту книгу мне было непросто достать, поскольку я живу в другой стране, но извернулся и прочитал ее вскоре после опубликования. Не могу не согласиться с Вами, что это
действительно высокохудожественное произведение.
А во-вторых, декларация все же есть, и сделано это тонко: выведен не православный священник, а католический. Если была бы прямая атака на Православие, то многие не заглотили бы наживку, а так - какой-то бедолага-выкрест из Польши подвергает на свой страх и риск кардинальной ревизии Религию Спасения, выплескивая вместе с пеной самоё суть этого Спасения. А поскольку персонаж этот предстает нам в качестве
абсолютно положительного героя, и читатель волей-неволей проникается к нему глубочайшей симпатией, то соотносится не только с его поступками, но и с мировоззрением также. В этом-то и состоит заглот наживки.
Пафос заключен в принижении Боговоплощения Христа до явления миру всего лишь выдающегося учителя моральности (или как в Исламе - еще один Пророк Аллаха) и мудрости простого повседневного бытия (почти что по Талмуду). Тайны по Даниелю Штайну вовсе нет. Даже зачатие Господа происходит как у всех, и объявляется непорочным любое зачатие. Смысл Христианства сводится к тому, что надо просто быть хорошим в этой жизни, и все будет хорошо. Без выкрутасов, просто стать кем ты есть в полноте этого, практически талмудического представления о человеке.
Это-то и есть попытка либеральной интеллигенции, следуя за таким выдающимся вожаком как Улицкая, приспособить этот "для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие", каковыми являются Крестная Смерть и Воскресение Спасителя к удобству и спокойствию проживания в мире тотального потребления всего вообще, и даже Христианства, как это уже успешно проделали Кальвин и Лютер в свое время. Вернее будет сказать - во что превратили тайну Бога-Слова их последователи.
На меня произвел неизгладимое впечатление выпад Юрия Малецкого только потому, что на 99% совпал с моим сложившимся после прочтения романа впечатлением. И если я, лично, по лености и разгильдяйству не сел и не написал отповедь, а сидел в своем углу и пыхтел, читая "Штайна", то слава Богу, у Малецкого это получилось.
Чувствую я, что Вы,
Iakov, сами-то Малецкого прочли, но с ним не согласны.
Теперь Ваша очередь обосновать, почему там
нет декларации.