Прежде всего, хочу сказать, что это - лишь попытка осмысления.
Сначала начну с того, в чём, вероятно, сходится большинство присутствующих, да и вообще пожалуй любой человек в здравом уме: самовольный, танатический (хорошее слово, удобное) и насильный аскетизм ни к чему хорошему привести не может.
С другой стороны, христианский путь - это всё же аскеза. Это самоограничение и и противостояние закону мира сего в нас. Это устремление долу, что является тоже предметом определённых усилий и самодисциплины. С этим наверное тоже все согласятся. Даже то самое отсечение воли, которое поставлено в заглавие данной темы, является темой сопротивления определённой части нашего существа.
С третьей стороны, другая крайность - полное отсутствие внутренних усилий и увлечение всяческими внешними обрядами так же бессмысленно.
И уж совсем бессмысленно, когда нет ни обрядности, ни внутренних усилий.
Итак, аскеза нужна.
Что такое аскеза? Это, по-видимому, как раз то самое усилие, которое нужно приложить, чтобы стяжать Царство Божие. Что же это за усилие? Оно состоит в том, чтобы отвлечь ум от дольнего и устремить горе. Научиться слышать волю Божию и следовать ей. Что главное из того, что приковывает нас к миру и не даёт услышать волю Божию? По-видимому, гордость. Корень всех грехов. То есть аскеза состоит в том прежде всего, чтобы победить гордость. Но победить её с помощью своих же усилий невозможно, потому что такая «победа» сама станет предметом гордости. Такой вот парадокс.
Таким образом, победа над гордостью возможна только в результате того самого отсечения воли. Осознания, что без Господа мы не можем ничего, какие бы усилия ни прилагали и предоставление Ему пустого себя и пытливое взывание к Нему. Если мы посмотрим внимательно, что же есть такое – отсечение воли, то возможно увидим, что это не что иное, как безмолвие перед Господом и взывание к Нему из этого безмолвия. Поэтому аскеза должна состоять прежде всего в достижении безмолвия. И именно усилия по достижению такого вот безмолвия и является единственно приемлемой аскезой. Получается так, что устремление ума горе есть прежде всего – безмолвие (достигается же оно молитвой).
Посмотрим в себя: мы постоянно возвышаем голос внутри себя так, что Голоса Духа и не слышно. Мы постоянно ищем, думаем, раздражаемся, желаем, живём в скорлупе своего собственного мирка, не думая ни о чём кроме себя и не видя ничего, кроме себя. Усилие же наше, наша аскеза, должна состоять в том, чтобы очистить сердце водой молитвы и памятования о Господе, чтобы потом в него мог придти Дух и мы могли бы услышать Его Слово. Можно с уверенностью сказать, что из двух вариантов действия горним является тот, что поддерживает молчание и шествие через труд без ропота. Дольний путь – это путь ропота и слов.
Что касается «танатической» аскезы, то она как раз по-видимому является попыткой победить гордость своими же усилиями, то есть своего рода тупик, заводящий в ужасные бездны. Однако.
Серафим Саровский, сказавший знаменитые слова, сам стоял на камне. А Иисус сорок дней молился в пустыне. Уверен, что для них это не было танатической аскезой и самоумервщлением. Это - акт стремления ко Господу. Когда человек, очищая сердце, сподобится воспринять отблески Божественной Благодати, в сердце его возгорается пламенная любовь ко Господу, стремление к Нему и в этом стремлении человек способен совершать действия, которые стороннему наблюдателю покажутся бессмысленным самоистязанием, но которые на самом деле таковым не являются, а являются подвигом любви и в них всегда отсутствует одна черта: самоистязание.
Кроме того, есть и ещё один род можно сказать аскезы, которая обычно наоборот таковой на первый взгляд не кажется: следование воле Божией беспрекословно и в молчании. Следуя такой аскезе, следуя воле Божией, человек может, например, работать в больнице или преподавать или жениться, хотя всю жизнь мечтал об уединённой жизни. И это – тоже аскеза и возрастание в смирении и безмолвии, хотя на первый взгляд и не кажется таковым.
С другой стороны всякого рода скопчество и самоистязания без сомнения не должны поддерживаться, как явная ловушка. Но и явление это не так распространено, как кажется. Нужно помнить, что очень часто то, что кажется нам самоистязанием, таковым не является.