Уважаемый Alexander, Прп. Феофан Затворник не делал недобросовестный перевод слова о трех образах молитвы Симеона Нового Богослова. Прочитайте, пожалуйста, внимательно текст славянского Добротолюбия, изданного в 1793 году. Про внимание на области чревного пупа там нет и слова. Отсюда следующие предположения: редакция греческого текста Добротолюбия (Филокалии) Никодима Святогорца была осуществлена, возможно, самим Паисием Величковским в процессе перевода на церковно-славянский язык или, возможно, редакционной комиссией Святейшего Синода перед изданием книги. В книге Прп. Феофана Затворника» «Письма о духовной жизни», составленной по поводу писем графа М.М.Сперанского, напечатанных в «Русском Архиве» за 1870 год, в письме №16 Ферфаном Затворником приведен полный русский перевод славянского «слова о третьем образе молитвы», который был им опущен при написании Русского Добротолюбия в 5 т., и этот перевод соответствует тексту славянского Добротолюбия.
А следующий отрывок из письма №20 также послужит еще одним доказательством того, что Прп. Феофан Затворник не сталкивался с другими источниками, содержащими текст Слова от трех образах молитвы Симеона Нового Богослова, кроме как славянское Добротолюбие.
«Там, продолжает Сперанский, они принимают положение, наиболее удобное, то есть, просто садятся, скрещивают руки под грудью, и устремляют взоры на какую либо часть своего тела, и именно, на пупок (отсюда даже произошло одно из наименований, даваемых им). Опыт показал им все выгоды такого положения, охраняющего их в одно время и от сна, и от развлечения наружным светом; но они остерегаются закрывать глаза; они остаются неподвижны."
Откуда все это взято? Я извлек все, что есть у св. отцев о положении тела, во время умной молитвы. Всякому видно, что там одно, а здесь другое. О положении рук не находим никакого указания. Относительно очей встречаем только у Симеона Нового Богослова, что их надобно обращать, тоже вслед за умом, к сердцу; но это внутренний акт, совершаемый только напряжением. Глаза или закрываются, или, раскрытые остаются ничего невидящими; ибо внимание отвлечено все отвне внутрь, и не следит за видимым или слышимым. Не встречаем также, чтоб при этом имелся во внимании пупок в каком либо отношении».