Спасибо большое всем за сообщения.
Т.е. получается, что нирвана - тупик, куда попадает созерцатель, ищущий опоры только в себе.
Кстати, индийские йоги считают, что последователи буддизма "застревают" на определенном уровне сосредоточения, на котором открывается нирвана. Если взять на себя смелость и пойти дальше, углубляясь в самадхи, говорят эти йоги, то можно созерцать Абсолют.
Любопытно, что сам Готама в свой последний час пребывания в этом мире, погрузившись перед смертью в самадхи, достиг уровня восьмой дхъяны, затем спустился на уровень четвертой дхъяны и именно оттуда погрузился в нирвану.
Говорят, что на восьмом уровне мы погружаемся в мир богов. На этом уровне любят гулять индийские йоги. Буддизм считает мир богов сансарой.
pilgrim, здесь важно не перепутать причину со следствием. Школа Западной Чистой Земли появилась в Китае в 5 веке нашей эры. Буддизм всегда впитывал и адаптировал религии примыкающих стран. Христианский регион находится по отношению к Китаю на западе. В это время как раз был расцвет умного делания в Византии. Так что скорей всего буддисты из торговых караванов, попавшие под влияние учения о Иисусовой молитве, сделали свою адаптацию. Чтобы молиться Будде с той же любовью и верой, как первые христиане молились Христу.
Спасибо за справку. Я не знал.
Буддизм ставит высшей целью ведь совсем не выход из сансары, а благо для всех живых существ.
Махаяна - да, Ботхисатва не уходит в Нирвану ради помощи всем живым существам. В Тхераваде окончательная реализация - уход Архата в Нирвану. В Тхераваде почитается религиозно-философское учение Готамы, а сам Готама - это человек, философ, учитель, но не высшая сущность. Махаяна - это чисто религия, где учение Готамы извращено. В Махаяне появляются Ботхисатвы и целый божественный пантеон, и цели уже другие.
Тхераваду христианин скорее признает учением обыкновенного дядьки-философа, а Махаяну - религиозным оппонентом.
Я придерживаюсь точки зрения Тхеравады. Не верю ни в Ботхисатв, ни в пользу от механистического повторения мантр, ни в пользу хуралов и верчения молитвенных барабанов. И к Христианству я отношусь с огромным уважением, потому что и в Христианстве, и в Тхераваде есть хорошая практика нравственности (в христианстве - 12 заповедей, в Тхераваде - панча-сила).
Раз уж затронут Даниил Андреев, то с позиции его концепции соотношение христианства и буддизма и, соответственно, нирваны и рая будет выглядеть примерно так http://mirosvet.narod.ru/ak/budd.htm
Спасибо за ссылку, обязательно посмотрю.
Т.е. Вы думаете, что тут собираются люди имеющие личный опыт как нирваны, так и райского состояния? Вау! Жаль что это не про меня
Хотел послушать людей, имеющих некоторый мистический христианский опыт. Узнать, как они с колокольни своего опыта оценят мои вопросы. И не вдаваться в дискуссии. Только узнать их мнение.
Примерную картину уже набросал у себя в голове из имеющихся ответов.
А совмещать опыт буддийский и христианский - так таких людей нет. Ибо это не возможно - реализоваться и в том и в другом.
В целом, думаю, мы не можем понять реальность, так как сами являемся ее частью. Нельзя разрезать бумажный лист реальности бумажными ножницами нашего ума. Возможно постижение трансцендентного только через опыт, который не выражается в словесной форме. Каждый получает этот опыт, выбрав определенный путь, религию, учение. Скорее всего, те, кто проникает в эту запредельную область, познают Нечто, что другим людям может передать только в терминах своей религии. В опыте видится единое, а в словах передается разное.
Видимо, так.
Спасибо всем.