Исихазм

Автор Тема: "Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?" (бл. Августин)  (Прочитано 117147 раз)

hdv

  • Сообщений: 146
  • г.Пенза
    • Просмотр профиля

Маска, я так не считаю. Так вопрошать нужно и можно.
Этим постом я желаю вернуть вас (тех кто ушел от темы в дебри умопостроений) к началу и вопросить в месте с бл.Августином!
Очень просто обсуждать это с другими бартьями и сестрами, но спросить напрямую намного ли сложнее? Что это? Боязнь услышать ответ, боязнь не услышать ничего? Маловерие? Не ради Бога ли и по благословению Его я живу? Почему не спросить!?

Что же я такое, Боже мой!?

зы. на пост можно не отвечать.
Иди Туда, незнаю куда. Принеси То, незнаю что...

hdv

  • Сообщений: 146
  • г.Пенза
    • Просмотр профиля

Цитировать
Тут есть нечто вроде предложения: "давайте поговорим о..."
Maska, попробую Вам ответить.
Уже в самом названии темы – вопрос. А лучше сказать, вопрошание. Вопрошание от вопроса тем и отличается, что адресовано оно не к участникам форума. Вопрошание – это внутренний вопрос. Тема эта настолько обширная и настолько она прикровенна, что в ней натыкаешься на тайны неразрешимые.

Но вопрошание это – не праздно заданный вопрос, не любопытство, не попытка растолковать божественные тайны, а прежде всего, - акт веры.
Акт доверия! Спасибо Игорь большое за тему, за напоминание.
Иди Туда, незнаю куда. Принеси То, незнаю что...

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: hdv
Маска, я так не считаю. Так вопрошать нужно и можно.

Что вы не считаете?

Я вам позавидовала (по-хорошему). Поскольку некоторое время тем и занималась - пыталась от себя Господу задать такой вопрос.

Не получилось у меня. Потому написала вам:

Цитата: Maska
Вы блаженный, если можете от себя так вопрошать. И нужды в ответе уже не имеете.

"Того, что выше тебя, не ищи, и того, что глубже тебя, не исследуй; размышляй над тем, что предписано тебе." (Сир.3, 21-22)

Не каждый чужой вопрос можно "усыновить".

« Последнее редактирование: 01 Март 2008, 03:17:45 от Maska »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

hdv

Вот вы вопрос задали.

Почему именно "что я такое", а не "кто я"? Я об это споткнулась.

Цитата: hdv
кто ушел от темы в дебри умопостроений

Вы говорите, где начнутся эти дебри.  Я не всегда замечаю. Сейчас - не от ума у меня, а от неудачного опыта собственного "задавания".



« Последнее редактирование: 01 Март 2008, 03:40:26 от Maska »

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

   Помню, сразу после моего" обращения", мой состав как бы развалился на части.
Тело  стало отдельным чем-то, душа и дух - тоже разделились... на свой ум я стала смотреть со стороны, как и на всякие чувствования... как будто это все было нечто необходимое в моей жизни, но не столь главенствующее... где то там, внутри меня должен был быть истинный хозяин, обьеденяющий все что имею в одну цельность, которое называлось моим именем. Я задавалась вопросом " а где оно, и что это есть мое истинное -Я-." 
   В такой прострации я находилась довольно долго... да и сейчас, хоть это и притупилось, но  так и осталось в неведении.
  Я тоже ,тогда с удивленными глазами, вопршала Господа:" Господи, что я есть на самом деле? И где мое истинное, то, что я называю -я?
  И это чувства незнания было столь острым, что я и священнику сказала, что я не знаю, кто я есть на самом деле(что я развалилась на части)...пыталась найти ответ  в книгах, выспрашивала других более "продвинутых"....
   Только в Священном писание, не помню-где, сказано, что духовный меч разделяет по составам человека ( простите, надо выискивать цитату, на это уйдет много времени).
   Вероятно многие из нас столкнулись с подобным и вопрошали как бл. Августин.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

“Не мир пришел Я принести, но меч.”(Мф)

Духовный меч сделал свое дело – отделил то, что от мира от того, что не от мира . Но наблюдатель все еще не осознал себя. Мы делаем шаг назад и начинаем задаваться вопросом: что я? Или (что хуже) мы находим ответ на этот вопрос, мы говорим: я наблюдатель – мы много читали, в нашем уме есть такие псевдосверхпонятия, как наблюдатель и осознанность.

Что делать? Может, истощить свой ум этим коаном “Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?“ ?

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Исправляю ошибку: это, конечно,  не коан, и, в данном контексте говорить о нем рано.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: SrgK
Может, истощить свой ум этим коаном “Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?“

Что-то такое вы уловили. В момент размышлений было восприятие себя отчасти "дзен-буддистом" (с иронией).

Цитата: SrgK
Духовный меч сделал свое дело – отделил
Цитата: iunija
Вероятно многие из нас столкнулись с подобным и вопрошали как бл. Августин.

Тут вы единодушны с iunijей. Если так, то более-менее понятно. Теперь знаю перспективу, когда "распадусь на составы".

Меня почему-то выносило в другую область - на "мыслящий тростник". Знаете, у Тютчева есть такое стихотворение (фрагмент):

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, -
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет
мыслящий тростник?

Я понимаю, вряд ли это "августиново" восприятие. Но уж куда приплыла...

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля


Теперь знаю перспективу, когда "распадусь на составы".


ИМХО, лучше более точно выразить: не “распасться на составы”, а “заметить, что нет целостности, центра”.
Ведь, речь идет не о возникновении шизофрении :)

Речь идет о том, что, наконец-то появляется возможность … найти.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: SrgK
не “распасться на составы”, а “заметить, что нет целостности, центра”.
Ведь, речь идет не о возникновении шизофрении 

Речь идет о том, что, наконец-то появляется возможность … найти.

И все-таки, я думаю, что тютчевское ближе к теме.

"Исповедь" Августина - тут какое-то отвлечение от своего "я" наблюдается в последних главах. Не острый личный вопрос переломного момента, а другое, уход от индивидуальной проблематики.

У Максима Исповедника есть мысль о про-замышлении вида человека, об изначальном единстве, заключенном в самом логосе его природы (комментарии к труду Дионисия Ареопагита "О божественных именах")

Тут, на мой взгляд, стремление выйти на уяснение этого логоса человеческой природы. Что возможно не изнутри, а "с птичьего полета" божественного откровения.

"Есть нечто в человеке, чего не знает и сам дух человеческий, живущий в нем" (Бл. Августин)

От внутреннего незнания - к  освобождению пути для ответа Божьего через вопрошание.  Чего не знает дух, знает Дух.

ИМХО.


Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

"Я сказал: вы боги и сыны Вышнего все"
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля


Это хорошо вписалось в тему - ваша, Keleynick, цитата из Писания.

Большой был соблазн так и оставить ее как итоговую. Красиво она все подытоживала-завершала.

Если бы только не факт, что это это было сказано не лично вам, что это было сказано всем еще  во времена пророков.

Все-таки получается компиляция: вопрос отсюда - ответ оттуда...

Не совсем ваш личный выход на ответ.

А вопрос о человеческой природе все усложняется и усложняется...

И есть люди, которые прямо-таки как Августин копают в этом направлении. Причем до того, что берут форму Августиновой исповеди (личное прилюдное обращение к Богу) как способ  своего повествования.

И тут уже разговор не о памяти, времени, чувствах и т.д. Тут все в современных терминах сознания, подсознания, избавления от транса...

Ответ развертывается как обстоятельные пространные вопросительные рассуждения.

http://www.pereplet.ru/text/solohin27dec06.html

Я не берусь комментировать ссылку. Просто любопытны переклички общей исповедальной тональности речи и тематики вопроса.

Пространство Покоя

  • Гость
Re: "Что же я такое, Боже мой? Какова природа мо
« Ответ #207 : 06 Декабрь 2008, 23:39:45 »
То же и душа - она не может функционировать вне телесного себя осознания, она ощущает и мыслит себя , она живет через тело. После смерти она не умирает, но и не функционирует - это так называемое  "успение души", состояние в котором душа ожидает Суда. Эта точка зрения о посмертной участи души как об успении (сне) мне ближе всего.

Жизнь души продолжается по облечении в новое тело уже в Царстве.
Уважаемая Маска!
То, что вы говорите о сонном состоянии души, опровергается Господом.
Господь дал нам откровение, что душа в бестелесном состоянии не усыпает.
Есть люди, которые имеют такое направление мысли и часто утверждают, что в промежутке времени и воскресением души пребывают в бессознательном состоянии (спят). Об ушедших как пребывающих в полном сознании.
думаю вам надо прислушаться Господу и Апостолам.


22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.(Лука 16:22-31)

 2 Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; 24 а оставаться во плоти нужнее для вас.(Флп. 1:22-24)

8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.(2Кор5:8)

9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. (Откр. 6: 9-11)

И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними. (Откр14:13)


Цитировать
Больше всего вопросов вызывает понятие человеческого духа, оно часто встречается в Писании.
Если вам интересно как и мне давайте в теме “Что есть Дух?”
Я сторонник дихотомии двух-составности человека.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Пространство Покоя
Цитировать
Если вам интересно как и мне давайте в теме “Что есть Дух?”

 У меня этот вопрос тоже вызывает живой интерес в свете посмертного отхождения души и духа.
У А.Мечникова мне сподобилось прочесть рассказ его духовной дочери, на руках у которой умирал ее муж. И она описывает свое вИдИнье этого таинства- как в начале отошел дух и только потом, через некоторое время отошла душа.
 Она сама говорит, что была в неком недоумении от увиденного, и с этим вопросом обратилась к священнику, который  объяснил ей сию возможность как таковую....но вот что он ей сказал, она в своих записках не приводит.
  Как говориться, разожгла мое любопытство и" оставила с носом". И хоть читала я это давнехонько, но вопрос дышит живучестью....кто бы объяснил: как такое возможно?

Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

iunij
Цитировать
У меня этот вопрос тоже вызывает живой интерес в свете посмертного отхождения души и духа.
У А.Мечникова мне сподобилось прочесть рассказ его духовной дочери, на руках у которой умирал ее муж. И она описывает свое вИдИнье этого таинства- как в начале отошел дух и только потом, через некоторое время отошла душа.
 Она сама говорит, что была в неком недоумении от увиденного, и с этим вопросом обратилась к священнику, который  объяснил ей сию возможность как таковую....но вот что он ей сказал, она в своих записках не приводит.
  Как говориться, разожгла мое любопытство и" оставила с носом". И хоть читала я это давнехонько, но вопрос дышит живучестью....кто бы объяснил: как такое возможно?


Приношу свои извинения за ошибку, и благодарность mirnestranikу, что заметил и тактично мне на ее указал.
 Имелось ввиду  не А. Мечников, а книга о протоиерее Алексии Мечеве " Пастырь добрый". Еще раз приношу свои извинения! :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.