В святоотеческой литературе существует два взгляда на состав человеческой природы:
дихотомия (двух-составная) - тело и душа
трихоомия (трех-составная) - тело-душа-дух.
Тут нужно помнить, что и то и другое - это условные мыслительные конструкции, связанные с контекстом, с тем, под каким углом зрения рассматривается тема.
Это область, которую нельзя "пощупать" - человеческая природа - поэтому приходится создавать некие модели, которыми можно оперировать в рассуждениях.
На самом же деле все это настолько нерасчленимо, что ни один из элементов нельзя выделить в чистом виде.
Даже тело человека после смерти - это уже не тело, это уже труп, кусок неодушевленной материи, обреченный на распад.
То же и душа - она не может функционировать вне телесного себя осознания, она ощущает и мыслит себя , она живет через тело. После смерти она не умирает, но и не функционирует - это так называемое "успение души", состояние в котором душа ожидает Суда. Эта точка зрения о посмертной участи души как об успении (сне) мне ближе всего.
Жизнь души продолжается по облечении в новое тело уже в Царстве.
Больше всего вопросов вызывает понятие человеческого духа, оно часто встречается в Писании.
«Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божья» (1Кор. 2:11).
В говориться: «Кто знает дух сынов человеческих восходящий вверх, и дух животных сходящий вниз, в землю?» (Екл. 3:21)
Что же это такое.
В гностической системе, например, дух человеческий мыслится как особая божественная составлящая, как искра божия, как божественная жемчужина, сокрытая в человеческом нутре. Поиск этой божественной составляющей и через это прямое природное воссоединение с Богом - это цель жизни по гностикам. Человек по природе отчасти Бог, только это сокрыто. Овладение этой боговой частью себя позволяет выйти из пределов материи и стать чистым духом.
А что в христианстве?
В бытии, в рассказе о Творении человек создается как "душа живая" в рамках всего природного мира, а потом особым творческим актом созидается в нем качество Образа и Подобия Божьего: "и вдунул в лице его
дыхание жизни,".
Нигде не говорится о духе, как об особой субстанции внутри человека.
Человек -
душа живая, наделенная особым
дыханием жизни, через которое он может реализоваться как Образ и Подобие Бога.
Лучше на это опираться - на понимание духа человеческого не как составную часть человека, а как особое качество души, особую жизнь души.
Дух - как дыхание божественной жизни.
Отзывчивость на Бога.
На мой взгляд это свойство души можно определить как способность отражать, попадать в некий резонанс с Божьим Духом. Можно определить как верхнюю часть души.
Тогда слова
Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом...(1 Кор.6.)
означают -
имеющий одну жизнь с Господом.