да нет.. вообще рассуждать. кроме того не понимаю фразу "иначе трезвение при молитве невозможно". честно, не понимаю содержания вовсе во время молитвы написано, что нельзя делать - блуждать мыслию, попускать образы всякие и т.д. а трезвение это постоянная цель. впрочем также постоянна молитва.
Опыт показывает, что упорное постоянство, непрестанность с молитве постепенно само приближает ум к трезвению. Оно становится не дополнением к молитве, дополнительным нюансом (я молюсь, но сверх того еще и трезвлюсь), а следствием благоговейного страха, который со временем начинает пробуждаться в человеке от сознания присутствия Самого Бога в Его имени.
ПОначалу человек полон энтузиазма и старается моиться внимательно, но потом (при упорном постоянстве) он как правило постепенно (проходят дни, недели...) начинает позволять себе невнимательность, нерадение. Далее он либо
- вовсе оставляет молитву, приняв помысел о бесполезности молитвы
невнимательной,
- продолжает молиться как уж может, постепенно приходя в осознание всей глубины своего падения (ибо молиться невнимтельно - это падение).
Во втором случае он несколько смиряется, и тогда молитва начинает обнаруживать свое сверхъестественное действие, каким-то странным образом постепенно укрепляя ум и делая его более способным к молитвенному вниманию. А по мере того, как эта способность возрастает, возрастает и раскаяние вследствие продолжающейся невнимательности, от чего человек еще более смиряется.
Каким образом невнимательная молитва укрепляет ум? Я сам этого не понимаю до конца. Но в общих чертах "механизм" такой: рассеянность ума не естественна, она есть следствие демонского стемления ослабить действие молитвы. Потому когда мы продолжаем упорно (хотя, увы, и невнимательно) молиться несмотря на все уловки врага, его противодействие начинает все-таки постепенно ослабевать (ибо и он не железный и боится Бога), от чего ум и обретает свою естественную способность к сосредоточению.
Тут, правда, подстерегает новое искушение: направить несколько укрепившийся ум на другие предметы (например, в моем случае, на Богословие). Если человек поддается на эту провокацию, он скоро утрачивает то, что с таким трудом приобрел. В остатке же остается только вера во имя Христово, в присутствие Самого Бога в этом имени. А эта вера облегчает повтор, когда человек, раскаявшись, начинает все снова и снова. Со мной это было уже неоднократно. Чем более укрепляется вера во имя Господне, тем сильнее действует молитва (при вынимании), и тем легче обрести внимание через саму молитву (через раскаяние о невнимательности).