Исихазм

Автор Тема: И не введи нас во искушение  (Прочитано 36251 раз)

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: И не введи нас во искушение
« Ответ #60 : 23 Январь 2008, 19:48:35 »
Вот теперь я начал понимать происхождение выражения: как по писанному! :-D

Svetlana, Вы не обижайтесь, но создается впечатление, что все Писание понимаете буквально и так же живете. Вот только... Человек и Суббота - помните кто на каком месте?

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: И не введи нас во искушение
« Ответ #61 : 23 Январь 2008, 20:06:56 »
Да, я стараюсь жить по писанию, и заповеди исполнять стараюсь, как и святые отцы советуют.
Gior
Что в вас сейчас говорит, не желание ли не признавать, что оказались неправы?
Сказали бы лучше: прости, сестра, неправ.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: И не введи нас во искушение
« Ответ #62 : 23 Январь 2008, 20:18:27 »
Gior
Что в вас сейчас говорит, не желание ли не признавать, что оказались неправы?
Сказали бы лучше: прости, сестра, неправ.
В чем я по Вашему был неправ?

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: И не введи нас во искушение
« Ответ #63 : 23 Январь 2008, 20:26:53 »
мы находим, что у Святых Отцов сформулировано два, формально взаимоисключающих друг друга рассуждения:

— с одной стороны, они говорят о гневе Божием, о правосудии Божием, о наказании Божием,
— с другой стороны, у тех же Отцов находим высказывания, что Бог благ и только благ.

Читая слова Антония Великого, мы увидим, что рассуждения Святых Отцов о гневе Божием есть снисхождение к нашему мышлению, все эти высказывания носят другой характер.

Антоний Великий писал: Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто признавая истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако, как Бог о добрых радуется, от злых отвращается, а если покаятся, является милостив к ним, то на это надо сказать, что Бог

— не радуется и
— не гневается,

ибо радость и гнев суть страсти.

Нелепо думать, что Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, а мы,

— когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним,
— а когда становимся злы, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Делаясь злыми, становимся отверженными от Него.




И это не значит, чтобы Он имел гнев на нас, но то, что грехи наши не дают Богу воссиять в нас.

Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения к Богу, уврачевав сущее в нас, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость. Так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения (Добротолюбие, т. 1, параграф 150).

Таким образом, есть два подхода в изложении Самого Откровения.

1. Есть подход педагогический. Для ребенка, который спрашивает у родителей:

— Откуда я?

Часто отвечают:

— Нашли в капусте, — и для маленького человека этот ответ вразумительный. Он сразу успокаивается. Это подход педагогический. Каждому уровню нужно дать должное представление о той или иной вещи. Поэтому в наставлениях Святых Отцов, в Посланиях Апостолов, в Евангелии мы видим непрерывную педагогику. Мы читаем: Бог гневается, Бог радуется, все это — те образы, с помощью которых человек наставляется и назидается соответственно своему духовному строю.

Для многих это единственный способ понимания правды Божией. Как объяснить ребенку, что Бог есть любовь и только Любовь? Он поймет это так:

— Слава Тебе, Господи, можно грешить, Бог все простит.

Когда говорят:

— Бог тебя накажет, — это страшно уже, тогда я воровать не буду. Многие по своему примитивному интеллекту не способны понять что значит: Бог есть Любовь и только Любовь, и тогда педагогический метод помогает хоть как-то формировать чувство ответственности, которое удерживает от греха.

Но если человек на этом останавливается, то “педагогический” подход нередко дает и дурные плоды. Человек, взрослея, привыкает видеть в Боге неумолимого Судию — следователя, Который только и гневается, только и наказывает. Против такой точки зрения и возмущался Н.А. Бердяев. А на самом деле, это представление о Боге далеко от истины.

В высказывании Антония Великого читаем: “делая зло, мы себе делаем зло, закрываемся от того Солнца, без Которого мы жить не можем”. А затем высказывается очень важная мысль, что “после злодеяния начинается атрофирование и разложение духовного организма”. Вот это-то состояние очевидно, но его можно объяснить двумя способами:

— Бог тебя наказал,

— Бог никого не наказывает, Он только стучится к нам. Не Бог тебя наказал, что ты переломал руки и ноги, ты сам себя наказал, нарушил ту истину, которая является законом нашего бытия.

Поэтому каждому человеку необходимо всегда помнить, что Бог есть Любовь, и мы во Христе усыновлены Богу-Отцу, Который долготерпелив и многомилостив, а путь Святых поможет увидеть совершающуюся в жизни Святых любовь Божию. Особенно дорог для нас почти наш современник, старец Силуан, недавно прославленный в лике Святых, и для каждого в сердце удивлением отразился его подвиг молитвы, его прославление Бога-Любви:

“Жил на земле человек, муж гигантской силы душа, имя его Симеон. Он долго молился с неудержимым плачем:

— Помилуй меня.

Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул:

— Ты неумолим!

И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа; огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы.

После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая”.

2. Второй подход: прямое учение о Боге.

Если первый носит педагогический характер, наставительный, то второй — догматический.

Об этом пишет не только один Антоний Великий, и это не случайное мнение только одного подвижника, а учение Церкви. Вот, например, Григорий Нисский: ибо что не благочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти: удовольствия или милости или гнева, этого никто не будет отрицать, даже из маловнимательных к познанию истины сущего. Т.е. Бог вне эмоций, но посредством наших свойств, Бог приспособляется к нашей немощи, чтобы

— наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла,

— увлеченные прежде грехом, не отчаивались в возвращении через покаяние, взирая на Его милость (Григорий Нисский).

Таким образом, все опасения о том, что Бог “наказывает, угрожает”, должны исчезнуть.

Свобода человека не нарушается, только нам хорошо бы изучить, почему же у тех, кто избрал путь греха, в результате воздействия той или иной страсти, происходит “атрофирование и разложение духовного организма”, которое, начавшись здесь, перейдет и в вечную жизнь, если человек не изменится во время земной жизни. Да еще добавится прямое воздействие злых духов, которые тоже “сродни” нашим падшим состояниям и пребывают во тьме кромешной.
http://novogolutvin.ru/monkhood/books/book1/ch4.html

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: И не введи нас во искушение
« Ответ #64 : 23 Январь 2008, 20:38:40 »
Цитировать
2. Второй подход: прямое учение о Боге.

Если первый носит педагогический характер, наставительный, то второй — догматический.
[...]
Таким образом, все опасения о том, что Бог “наказывает, угрожает”, должны исчезнуть.

Свобода человека не нарушается, только нам хорошо бы изучить, почему же у тех, кто избрал путь греха, в результате воздействия той или иной страсти, происходит “атрофирование и разложение духовного организма”, которое, начавшись здесь, перейдет и в вечную жизнь, если человек не изменится во время земной жизни. Да еще добавится прямое воздействие злых духов, которые тоже “сродни” нашим падшим состояниям и пребывают во тьме кромешной.
Svetlana, а Вы уверены, что это не тот же "педагогический" подход? Просто чуть, совсем немножечко, более тонкий?

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: И не введи нас во искушение
« Ответ #65 : 23 Январь 2008, 20:48:16 »
Gior
Простите, но я просила у вас совета по воспитанию детей. Давайте вернемся к обсуждению темы.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: И не введи нас во искушение
« Ответ #66 : 23 Январь 2008, 20:50:17 »
Gior
Простите, но я просила у вас совета по воспитанию детей. Давайте вернемся к обсуждению темы.
А разве я давал такие советы? Можете указать на мои слова?

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: И не введи нас во искушение
« Ответ #67 : 23 Январь 2008, 21:34:49 »
К чему тогда отнести ваш вопрос о детях?

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: И не введи нас во искушение
« Ответ #68 : 23 Январь 2008, 21:49:34 »
Итак, какое может быть основание одних наказывать, а других нет? Если Бог вполне справедлив, что и несомненно, то, конечно, и ты подвергнешься наказанию за грехи свои. Если же ты думаешь, что Бог тебя не накажет, потому что Он человеколюбив, то следовало бы и тех не наказывать. Но, как сказали мы выше, Бог и здесь многих наказывает, чтобы вы, как скоро не верите словам угроз, поверили действительным наказаниям. И так как старое не так нас устрашает, то Он вразумляет беспечных современными событиями, которые совершаются при каждом поколении. Почему же, спросишь, Бог не наказывает всех здесь? Чтобы иным дать предопределенное от Него время для покаяния. А для чего Он не наказывает всех там? Чтобы не оказалось много неверующих в Божий Промысл. Теперь и я спрошу тебя: сколько разбойников было поймано и сколько было таких, которые умерли без наказания? Где же Божие человеколюбие и правосудие? Если бы никто совершенно не наказывался, то ты мог бы прибегнуть к этому (возражению), но когда одни наказаны, а другие нет, и притом без наказания остались те, которые больше и согрешили, то какой может быть смысл в том, что за одни и те же преступления бывают неодинаковые наказания, и не может ли показаться, что наказанные обижены? Итак, почему же не все наказываются здесь? Послушай, что отвечает тебе на это Сам Христос. Когда упала башня и несколько человек погибли, то тем, которые приходили от этого в недоумение, Христос сказал: мните ли, яко сии грешнейши паче всех бяху? Ни, глаголю вам, но аще не покаятеся, вси такожде погибнете (Лк. 13, 2–5). Этим Он учит нас не надеяться, что как скоро другие подверглись наказанию, мы, хотя и согрешим много, останемся без наказания. Если не покаемся, то непременно будем наказаны. За что же, спросишь, нам терпеть вечное наказание, когда мы грешили здесь недолгое время? А как же здесь человек, в одно мгновение совершивши одно только убийство, осуждается на всю жизнь работать в рудниках? Но Бог, скажешь, так не поступает. Как же Он расслабленному попустил тридцать восемь лет терпеть столь тяжкое наказание? Что Он действительно наказал его за грехи, послушай, что говорит Христос: се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14). Однако же расслабленный, говоришь ты, получил освобождение от наказания? Но там этого не будет. Что там, действительно, не будет освобождения от наказания, послушай, как об этом говорит Сам Христос: червь их не умирает, и огнь не угасает (Mк. 9, 44). И еще: пойдут одни в жизнь вечную, а другие в муку вечную (Mф. 25, 46). Итак, если будет жизнь вечная, то и наказание вечное. Или ты не знаешь, сколько было угроз иудеям? Исполнились ли эти угрозы, или остались только на словах? Сказано: не останет камень на камени (Лк. 21, 6) — и, действительно, остался ли камень на камне? Христос сказал: будет скорбь велия, якова же не была, и неужели не сбылось и это? Прочитай историю Иосифа, и ты не в состоянии будешь даже придти в себя, услышав о бедствиях, какие претерпели иудеи в действительности. Я говорю это не с тем, чтобы огорчить вас, но чтобы привесть вас в безопасность, чтобы, утешая вас напрасными надеждами, не подвергнуть более тяжким наказаниям.

Иоанн Златоуст

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: И не введи нас во искушение
« Ответ #69 : 23 Январь 2008, 21:50:11 »
К чему тогда отнести ваш вопрос о детях?
К недопустимости всегда буквально толковать Писание. Странно, что Вы это не поняли.  :?
А если уж быть до конца откровенным - мне кажется, что Вы все поняли, но предпочли "обидеться" что бы не реагировать на прямой смысл - книжничество заслоняет суть. Повторение слов, без попыток вникнуть в смысл на который они лишь указывают - убаюкивает ум и лишает нас главного.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: И не введи нас во искушение
« Ответ #70 : 23 Январь 2008, 21:55:52 »
Gior

Прочтите о наказании Иоанна Златоуста. Он тоже выходит, понимает писание буквально?
Писание нужно изучать под водительством Духа Святого, иначе столько "смыслов" понаоткрываешь.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: И не введи нас во искушение
« Ответ #71 : 23 Январь 2008, 22:03:40 »
По поводу, в прямом или переносном смысле понимать слова, кого Бог любит, того и наказывает:

"В Священном Писании сказано: кого Господь любит, того и наказывает. Кажется странным это, но тем не менее - это так. Только нужно иметь ввиду, что тут больше говорится о земной перспективе. И функция наказания здесь является мерой педагогической и воспитательной. Возьмем, к примеру, отношения родителей и детей в семье. Когда маленький ребенок тянется к горячей сковородке ручкой, что сделает любящая его мама? Одернет ручку ребенка, схватит ее, может ударить по ней. Малышу это не понравится, он может заплакать, но в следующий раз он не будет лезть к горячей плите. Это аналогия отчасти позволяет понять, почему Бог попускает человеку разные испытания, скорби, болезни, страдания, когда человек грешит, нарушает заповеди. Он, Отец, любящий нас, не хочет, чтобы мы погибли в вечности, но хочет, чтобы спаслись. Именно по любви своей Он допускает нам скорби, чтобы не произошло чего-то непоправимого в будущем. Непослушных детей воспитывают, долго терпят, жалеют. Наказывают, чтобы осознали свои ошибки, исправились, покаялись.

Нужно иметь ввиду, что, получив от Бога жизнь, человек после грехопадения по справедливости был лишен вечной жизни, определен к смерти, дабы в самой смерти зло прекращалось. (Зло - как отрицание заповедей Бога, постановка самого себя на место творца). Смерть стала неким законом.

Что сделал Господь Иисус Христос? Он разрушил закон смерти. Его свободная человеческая воля пришла в согласие с волей Божией. Христос показал нам путь, как человеку достичь вечной жизни. Во-первых, этот путь есть Сам Христос и нам дана вера в то, что Он совершил наше спасение и избавил от закона смерти. Во-вторых, это путь исполнения воли Божией, вплоть до креста. 

Есть другой путь - жить вне заповедей, по своей воле (не по Божией), не слышать голоса совести.

Поводим итоги: справедлив ли будет Бог, если в вечности Он уравняет всех: добрых, и злых, святых и порочных? Вспомните из Евангелия притчу о богатом  и нищем Лазаре. Каждый из них получил то, что заслужил, к чему стремился, какой внутри себя плод вырастил.

Наказание после смерти по сути своей человек сам себе выбирает, не Бог, а именно сам человек. Здесь надо понять, что такое Царство Небесное, к которому нас Господь зовет? Ясно, что в нем нет зла, там святость, праведность и мир в Духе  Святом. Это не пища, не еда. Там люди не женятся, ни замуж выходят, а пребывают как ангелы на небесах. Каким образом там может оказаться человек, которому такая жизнь не нравится? ... То, что он ее не хочет, показывает его жизнь. Скажем, при своей земной жизни человек пристрастился к определенным  греховным поступкам, они стали его родными, они ему нравятся. Все это в душе человека остается и никуда не девается, если благодать Божия не изменит человека, который будет просить ее в молитвах и покаянии. И вот если непокаявшийся человек умирает, он и оказывается в таком месте,  которое будет соответствовать его  устроению души. Ведь человек сам это выбрал.

Говоря о любви Бога к человеку, помните и об ответственности самого человека, о его свободе.

Спаси вас Христос!"
http://vladivostok.eparhia.ru/community/answer/?ID=78


о. Иннокентий

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: И не введи нас во искушение
« Ответ #72 : 23 Январь 2008, 22:04:20 »
Как хотите.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: И не введи нас во искушение
« Ответ #73 : 23 Январь 2008, 22:47:10 »
Да, я стараюсь жить по писанию, и заповеди исполнять стараюсь, как и святые отцы советуют.
Gior
Что в вас сейчас говорит, не желание ли не признавать, что оказались неправы?
Сказали бы лучше: прости, сестра, неправ.
интересно... а как это -- жить по заповедям?
Нет, не в том смысле, что я стою наизготове с целью выяснить вашу ересь, но в смысле: как это реально достижимо -- жить по заповедям Христа? Вот я себя ощущаю частичкой вселенной -- ну пусть это теософия проклятая, ладно. Но как это -- соблюдать заповеди?

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: И не введи нас во искушение
« Ответ #74 : 23 Январь 2008, 22:47:35 »
Давайте тему "покаяния за царя" оставим Михалкову и "Ивану Боголюбову", не о том здесь речь...