Мне не ясен смысл мужеско-женского способа (тропоса) существования человеческой природы.
Это не может быть оценено как атавизм, унаследованный от низшего природного мира.
Человек сотворен как единство мужеско-женского особым актом Бога. И назначение "помощник" - оно не из области бездуховной природы, это меньше всего связано со способом продолжения рода.
В чем тут смысл, для чего оно?
Это функционирует только в пределах человеческой природы, или это более общее природное свойство?
Извиняюсь за обширное цитирование, но это было необходимо, дабы предоставить исчерпывающий ответ на ваш вопрос:
"32. Как многим неизвестно в чем существенно состоит мужеское и в чем женское, то об этой разности здесь же объяснится. Разность существенная состоит в том, что самое внутреннее в Мущине есть Любовь, а покров ея есть Премудрость, или Любовь, прикрытая Премудроспю; самое же внутреннее в Женщине есть эта Премудрость мущины, а покров ея Любовь оттуда. Эта Любовь есть Любовь женская и дается от Господа — жене чрез премудрость мужа, первая же вышесказанная Любовь есть Любовь мужеская, составляющая любовь премудрствовать (amor sapiendi), то есть, понимать предметы духовно; она дается от Господа мужу по восприятии им премудрости. По этому самому Мущина есть Премудрость Любви, а Женщина есть Любовь премудрости его; для этаго, от самаго Сотворения и впечатленна в обоих Любовь сочетнжя во едино. Но об этом более сказано будет в нижеследующем. Что женское есть из мужескаго, или что Женщина взята из Мущины, о том явствует из книги Бытия, где сказано:” И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию, И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку., И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.". II; 21, 22 и 23.
33. Из этаго первоначальнаго образования проистекает то, что Мущина рождается быть Разумным (intellectualis), а Женщина рождается быть Волительною (Voluntaria), или что тоже есть, что Мущина рождается в по-буждение знать (sciendi), разуметь (intellegendi) и премудрствовать (sapiendi), а Женщина рождается в Любовь сочетать себя с тем побужденим в Мущине. И так как Внутренними началами, по подобию их образуются начала Внешния, Форма мужеская есть форма разума, а форма женская есть Форма Любви его, то по этому Мущина имеет иное лицо, иной голос и иное тело, нежели Женщина, … Они разнствуют между собою также поступками или телесными движениями и нравами; одним словом, между ними нет ничего подобнаго, но при всем том есть соединительное в каждой части. Мужеское находится в мущине даже в каждой самомалейшей части тела его, во всякой идее помышления и во всякой малости побуждения его; равным образом и Женское находится в женщине. Так как ни одно из них не может переменитьтя в другое, то из этаго явствует, что и по смерти мущина есть мущина, а женщина женщиною.
159 Воля жены соединяется с разумом мужа, и оттуда разум мужа с волею жены. Причина этому есть та, что Мужчина рождается быть Разумом, а Женщина быть Волею, любящею разум мужчины. Из чего следует, что Соединение супружественное есть соединение Воли жены с Разумом мужа и взаимно Разума мужа с Волею жёны. Всякий видит, что самое ближайшее соединение есть Разума и Воли,—и что оно есть такое, что одна способность может входить в другую, и увеселиться от соединения и в нем.
165. Соединение жены с Премудростью разсудительною мужа из внутри есть потому, что Премудрость есть собственная Разума мущин, и входить в свет, в коем не бывают женщины, что самое есть причина и тому, что женщины не говорят из премудрости, но в сообществах мущин, в коих подобное разсуждаемо бывает,—молчать, и только со вниманием слушают. При всем том однако же познания у женщин есть из внутри,— что доказывает внимание их, при котором слышанное от мужей своих, внутренно разсматривают и оному благоприятствуют,—Соединение же жены с Премудростью мужа нравственно отвне есть потому, что Силы этой премудрости по большей части свойственны подобным у женщин, и заимствуются из Воли разумной мужа, с которою Воля жены себя соединяет и делает сочетание; и так как жена познает их у мужа, более, нежели муж у себя, то по этому и говорится, что соединение жены с ними есть от—вне.
168. премудрость жены, … не может быть у мужа, так как и премудрость разсудительная у мужа не может быть у жены.—Это следует из различия между Мужеским и Женским: Мужеское есть познавать из разума, женское есть познавать из Любви. Разум познает и то, что есть над телом и вне Мiра, поелику зрить разсудительное и духовное туда достигает,—а Любовь простирается недалее чувствуемаго; когда же дато это она заимствует из соединения с разумом мужа, утверждённым от сотворения. Разум есть из света, а любовь есть из теплоты; существующее из света бывает познаваемо, а существующее из теплоты чувствуемо. Из этаго явствует, что по причине общаго различия, которое есть между мужеским и женским, премудрость жены не может быть у мужа, ни премудрость мужа у жёны. Премудрость нравственная мущины также не может быть у женщин, поколику оная заимствуется из премудрости его разсудительной.
175. Что Жена не может входить в собственныя Должности мужа, и взаимно ни Муж в собственныя Должности жены, этому причина та, что должности сии различествуют так, как премудрость и ея любовь, или как помышление и его побуждение, -либо как разум и его воля. В Должностях, собственно принадлежащих мужьям, первенствует разум, помышление и премудрость,—а в Должностях собственно принадлежащих женам, первенствуют воля, побуждение и любовь: и Жена, сими руководствуясь, исполняет свои должности, а Муж, руководствуясь теми, исполняет свои. Итак Должности их, по свойству своему различныя, но при всем том соединительныя в порядке постепенном.—Многие утверждают, что Женщины могут заниматься должностями мущин, только бы от перваго возраста вступили в оныя, по подобию отроков; однако же оне хотя и могут вступить в исполнение этих должностей но не в суждение, от котораго внутренне зависит правота должностей. По этой причине, те Женщины, которыя вступили в должности мущин, заимствуют суждение от мущин,—и тогда по их советам, если достигли своего права, избирают то, что угодно любви своей.—Некоторые же на угад говорят, что Женщины равно могут возвышать остроту разума своего в такую же сферу света, в какую и Мущины, и разсматривать предмет в той же высоте. Таковое мнение они допустили к себе из Писаний нтжоторых ученых Муз, называемых Куменскими; но в Мiре духовном это мнение в присутствии их испытано, и найдено, что таковыя возвышения, произошли не из суждения и премудрости, а из остроумия и красноречия; ибо происходящее из этих двух последних, по причине приятности и согласия употребленных слов, кажется высоким и ученым, но только пред теми, которые всякое остроумие называют премудростью.—А что ни даже Мущины не могут входить в собственныя должности женщин, и оными порядочно управлять,—то по причине той, что не могут входить в побуждения их, которыя вовсе не сходствуют с побуждениями мущин.—Поелику же Мужескаго пола побуждения и познания от сотворения, и следственно от природы так различны, то по этому и у Сынов Израилевых, между постановлениями было сие «Да не будете одежда мужеская на женщине, ни одежда женская на мущине заме ей мерзость есть». Второзак.: XXII; 5 Причина этому была та, что все в Духовном Мiре одеваются по своим побуждениям, и для побуждения, тоесть, побуждение мущины и женщины, могут соединяться только между двумя, в одном же никак не могут.
188. У мущины есть возвышение мысли в высший свет, а у женщин возвышение мысли в высшую теплоту и женщина ощущает увеселения своей теплоты в свете мущины. Чрез свет, в который возвышаются мущины, означается разумение и премудрость, поелику Свет духовный, происходящей из Солнца Мiра духовнаго, который в сущности своей есть Любовь, то же или едино действует с двумя оными; а чрез теплоту, в которую возвышаются женщины, разумеется любовь супружественная, ибо теплота духовная, происходящая от Солнца того Мiра, в сущности своей есть любовь,—и у женщин любовь, совокупляющаяся с разумением и премудростью у мущин, которая в своем пространстве называется Любовью супружества или супружественною, и чрез определение бывает этой любовью. Говорится возвышение в высший свет и теплоту потому, что в этом свете и теплоте находятся Ангелы Небес высших: и действительно это возвышение есть так, как от мглы или тумана в чистый воздух, и из нижней его стороны в верхннию, а из нея в Эфир. Почему возвышение в свет высший у мущин, есть возвышение в разумение высшее, а от него в премудрость, в которую бывает возвышение высшее и высшее; возвышение же в теплоту высшую у женщин, есть в Любовь супружественную чистейшую и чистейшую, и непрестанно к супружественному, которое от сотворения хранится в самых внутренних началах. Возвышения сии, сами по себе разсматриваемыя, составляют отверстыя мысли. Мысль человеческая разделена на Страны (regiones) так, как Мiр относительно Атмосфер, из которых нижняя есть водяная, высшая есть воздушная, и еще высшая есть Эфирная, над которою также есть еще высшая. В подобныя Страны возвышается Мысль человека, по мере отверстия ея у мущин чрез премудрость, а у женщин чрез любовь истинно супружественную". (Эм. Сведенборг «Увеселения Премудрости о Любви Супружественной»)
Взято отсюда:
http://www.vcr-forum.ru/books/amore/am-rus-all.htm