Отвечу по порядку вопросов.
Keleynick Виктор, Вы не могли бы сказать, к какой категории Вы относите Моцарта?
Моцарт, как мне кажется, только в некоторых произведениях (или в их фрагментах) выходил "за пределы" . В подавляющей части его сочинений есть солнечная лёгкость, присущая всей этой эпохе скерцозность и игривость. Это может привести в "умиление", в чувство радости. Но драматизма Моцарт достиг только в последних опусах, когда тяготы его жизни стали отражаться и на творчестве.
Хотя, послушав сочинения малоизвестных современников Моцарта - К.Ф.Э.Баха, К.Бальбастра, Л.Кожелуха, например - мне показалось, что они не сильно уступают моцартовским, а К.Ф.Э.Баха я считаю даже более крупным композитором (если за критерий брать степень влияния на развитие музыки).
Мне музыка Моцарта неинтересна и не близка - не знаю чем это объясняется, возможно она кажется мне слишком "примитивой" после барочников. Когда-то слушал некоторые его сочинения, но потом они разонравились.
Maska В этой вашей характеристике сквозит приговор всей послебарочной музыке как "недушеполезной".
Обратите внимание:
У некоторых композиторов в послебарочную эпоху есть прозрения в духовную сферу, но всё же бОльшая их часть выражает звуками "человеческое".
Не приговор, а констатация
кажущегося мне факта. Такое "падение" музыки происходило одновременно с распространением атеистических, гуманистических и прочих идей Просвещения. Я не утверждал, что послебарочная музыка недушеполезна, но говорил о меньшей её духовности. Она полезна - заставляет задуматься, радоваться и т.п., но сказать, что эта музыка духовно-величественна я не могу.
А если я слышу "отзвук духовной гармонии" даже в страстной и душевной музыке? Только эта гармония имеет другое звучание. Это не столько внимание высшим гармониям , сколько мучительное продирание сквозь свою природу - но все туда же, к Богу.
Вот и результат "оземления" музыки - приходиться продираться. Конфликтность была и раньше, но над всем этим незримо стояла уверенность в духовном мире и в Боге. В поздней музыке осталась конфликтность, а уверенность о Боге пропала - и звуки стали выражать страстное стремление к Нему и неудовлетворённость земным. Этим объясняется патетизм Бетховена, Листа и других романтиков - то, что раньше было само собой разумеющимся фактом (о котором спокойно говорили музыкальной речью), теперь приходится утверждать с невиданной ранее силой.
А что же с "чисто духовной музыкой"? Почему она уже не дает высоких образцов, наподобие Баха? Вот и было бы свидетельство во славу Божию. Но нет, здесь налицо какой-то спад.
Потому что и "чисто духовная музыка" писалась теми же композиторами, что писали и светскую. Я не утверждаю, что в доклассическое время писали сплошь шедевры - да, были и однодневки, и прикладная музыка на заказ, и графоманские опусы - речь не о них. Барочные композиторы стремились к Богу, они сами были религиозны и писали исходя в полной уверенности в истине Евангелия. Мучительные сомнения и метания начинают появляться позже.
Мне кажется, что здесь действуют закономерности более общие, чем "внутримузыкальные". Закономерности общего развития культуры.
Да, я о них и говорю.
Это не музыка впала в грех душевности, это все человечество проходит некий путь, углубляется в себя (вместо того, чтобы смотреть наверх). Культура это отражает. И процесс идет не только в музыке - везде.
Как мне кажется, интроспекция больше присуща как раз доклассической музыке, а в классической и далее - наоборот, человек перестаёт зреть в себя и искать в себе Царство Небесное, и начинает оглядываться вокруг и появляется программная музыка, музыка "под настроение". Названия сочинений начинают браться из окружающего мира. Это у Баха прелюдии, фуги, сюиты и прочее - то есть, его музыка не несёт в себе какой-то привязанности к земным объектам (ведь и клавирные аллеманды, куранты и т.п были не для танцевания под них). Напротив, пьесы, например, романтиков практически всегда имеют какое-то название, определяющее о чём сама музыка. Повторюсь, что рассуждаю в самых общих чертах.
Вы считаете, что в добарочную эпоху люди были ближе к Богу? Вы бы хотели там жить (ну, если пофантазировать)?
Выше я писал про уверенность о Боге, присущую людям
барочной и добарочной эпох. Жить там я бы не хотел и ни в каком другом времени не хотел бы, потому что родился в той эпохе, которая сейчас. Фантазировать о том, что было бы, если б я родился в ту или иную эпоху - нет желания.
Да, еще вопрос (чтобы лучше вас понять). А в области литературы у вас такие же строгие пристрастия? Вы читаете только духовную, или и недуховную тоже?
Из недуховной я читаю такую, из которой видно, что писатель понимает, что есть и Бог и мiр.