Музыка...
Из всей человеческой деятельности, она наиболее приближена к акту создания формы из ничего...
И являет в определённом смысле сотворчество с невидимым миром. Она может быть и результатом коллажирования или логического построения (деятельностью наученного/натренированного ума), и может быть "услышана". Чтобы хорошо "слышать" полезное дело пост (помимо воздержания ещё и уединение), но некоторые решают этот вопрос иначе (не православно)... Можно сказать точно: установки и страхи убивают творческое начало, и здесь стеснение порождает "графоманию".
У музыки есть своя горизонтальная ось (мелодическая), вертикальная (гармоническая), метроритмический пульс и тембральный окрас, которыми оперирует композитор, рисуя своё полотно.
Современные композиторы (особенно электронные
), как заметил Monte More
всю жизнь посвящают изучению звука,
и здесь настоящий простор для экспериментов, нескончаемых и захватывающих, позволяющих
поместить душу в область глубокого чувствования, провести через страсти, дать опыт, недоступный в иной сфере,
по-настоящему уникальный опыт, до рабского состояния захватывающий. Композитор в таком состоянии способен не то что душу вложить, но и здоровье ради того чтобы "получилось"
, ради выхода на это состояние катарсиса, особого состояния эйфории творца. Когда "идёт" перестают действовать шаблоны ума, тогда уже "слышишь" и фиксируешь. Сопровождается воодушевлением и притоком энергии. Композитор (творец) в такой момент может представлять жалкое зрелище: к примеру, взволнованно "гулять" из угла в угол, прыгать от радости или проявлять иные формы бесчиния
. Работа над произведением идёт непрерывно, до потери вдохновения. Это состояние проводника и поимки логосов извне. Тревожить такого или отвлекать не душеполезно
. Когда вдохновение отходит, и работа прекращается, композитор обнаруживает чаще всего на фоне удовлетворения "выпотрошенную" душу и пару сброшенных кг. Но для этого нужно особое устроение. Другие методы сочинительства, например математический расчёт или коллажирование, не так интересны... Это вкратце о работе ума композитора, от музыканта.
А тема хороша, ведь музыка и духовность (какую религию ни возьми) неразрывны.
Св. царь и пророк Давид своими гуслями отгонял злых духов и славил Творца.
И само название нашей главной богослужебной книги "Псалтырь" свидетельствует весьма решительно.
В откровении св.ап. Иоанна победившие зверя "...стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца..."(откр.15:2-3) такое сравнение делателей заповедей по закону и по благодати с гуслярами.
А "отвернувшиеся от лица Господня" музыканты являются духовными наследниками проклятого Каина. Как мы читаем в кн."Бытие" родословную от Каина до "Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели" (быт.4:21)