Но это осознание ко всем приходит неодинаково, и было бы неверно рассуждать так: "Вот раз нет во мне такого подлинного покаяния, как его описывают, то и к Причастию не пойду".
Вообще говоря, это задача сродни той, что было раньше – курица или яйцо.
И если уж совсем по правде то подавляющее большинство начинает с недостойного принятия причастия, даже до формального покаяния, а многие так и продолжают всю жизнь. Ведь кто только не берёт просвирки – и ради чистого «соблюдения ритуала» теми, кто в церковь ходит только потому, что, «так надо», и магами, приходящими «зарядиться», и, часто, даже ворами, «ради фарта».
И ничего – никакие видения их потом не мучат.
Собственно, о сути христианского причастия, с моей точки зрения, лучше и нагляднее всего было сказано Сведенборгом (или, Самим Господом через него – если кому угодно принимать это). Я тут приведу выжимку из его работ на эту тему:
«
Причастие установлено Господом, дабы посредством его существовала связь Церкви с Небом и, следовательно, с Господом; поэтому Причастие есть самая священная часть богослужения.
Но того, каким образом чрез него создается связь, не понимают те, которые ничего не знают о внутреннем или духовном смысле Слова; потому что их мысли не простираются далее внешнего смысла, который есть смысл буквальный. Из внутреннего или духовного смысла Слова познается, что означают тело и кровь, хлеб и вино, а также ядение.
В этом смысле тело или плоть Господа, а также хлеб, суть добро любви; а кровь Господа, а также вино - благо веры, ядение же - усвоение и связь. Ангелы, находящиеся у человека, который приступает к Таинству Причащения, иначе не понимают сего, ибо они все понимают духовно; вследствие этого святое любви и святое веры втекают от ангелов в человека, итак, чрез небо от Господа, благодаря чему создается связь.
Кровь Господа означает Его Божественную истину и истину Слова, потому что Его плоть в духовном смысле означает Божественное добро любви, и они вместе составляют одно целое в Господе. Известно, что Господь есть Слово, а в Слове всё относится к Божественному добру и Божественной истине. Поэтому, если вместо Слова мы будем говорить о Господе, то ясно, что Божественные добро и истина обозначаются Его плотью и кровью.
Каждый получивший религиозное воспитание в Христианской стране, должен бы знать, а если не знает, может узнать, что есть природная пища и пища духовная, природная - для тела, а духовая - для духа. Ибо Господь Иегова говорит у Моисея: "Не одним хлебом живёт человек, но всем, что исходит из уст Иеговы, живёт человек." (Втор. 8; 3) Итак, раз тело умирает, а душа живёт после смерти, следовательно духовная пища - для вечного спасения. Кто же после этого не поймёт, что эти два вида пищи не в коем случае нельзя путать? Тот, кто смешивает эти два понятия, непременно составит себе природные и чувственные представления о плоти и крови Господа, о хлебе и вине. Поскольку же такие представления происходят от материального, от тела и плоти, то они душат все духовные понятия об этом самом святом таинстве. Однако если кто-то настолько прост, что неспособен своим разумом мыслить ни о чём другом, кроме видимого глазами, я бы посоветовал ему, когда он принимает хлеб и вино и слышит о плоти и крови Господа, думать про себя о Святом Причастии, как о самой святой части богослужения, и вспомнить страдания Христа и Его любовь к спасению человеческому. Ибо Он говорит: "Делайте это в память обо Мне". (Лука 22; 19) И ещё: "Сын человеческий пришёл, чтобы отдать душу Свою, как выкуп за многих". (Матф. 20; 28. Марк 10; 45) "Я жизнь Мою полагаю за овец". (Иоан. 10; 15, 17. 15; 13)
Господь присутствует в Святом Причастии во всей полноте, как в отношении Его прославленного Человеческого, так и в отношении Божественного, от которого происходит это Человеческое.
Господь присутствует и открывает небеса для тех, кто достойно приступает к Святому Причастию. Он присутствует и с теми, кто приступает к нему недостойно, но им Он не открывает небеса. Следовательно, как крещение является введением в церковь, так и Святое Причастие является введением в небеса.
Достойно приступают к Святому Причастию обладающие верой в Господа и творящие благолюбие ближнему, то есть возрождённые.
Кто достойно приступает к Святому Причастию, тот в Господе, и Господь в нём. Поэтому с Господом соединяются через Святое Причастие.
Святое Причастие для всех приступающих к нему достойно служит своего рода подписью и печатью, что они - дети Божьи, по той причине, что Господь присутствует при этом, и вводит в небеса рождённых от Него, то есть возрождённых. Такое возможно при Святом Причастии, потому что Господь присутствует при нём также и Своим Божественным Человеческим; ибо Господь присутствует во всей Своей полноте и со всем Своим искуплением. Поэтому Он говорит о хлебе: "Это тело Моё", а о вине: "Это кровь Моя". Таким образом, Он позволяет войти в Его тело, а тело Его составляют небеса и церковь.
Из этого ясно, что человек, вкушая хлеб, который есть тело, связуется с Господом чрез добро любви к Нему, от Него происходящее; а вкушая вино, которое есть кровь, связуется с Господом чрез благо веры в Него, от Него происходящее. Должно, однако ж, знать, что связь с Господом посредством Таинства Причащения создается только в тех, которые находятся в добре любви и веры в Господа от Него происходящих. У этих, посредством Тайной Вечери, создается связь, у прочих же - лишь присутствие Его, а не связь.
Кроме того, Причастие заключает и объемлет в себе всё богослужение, установленное в Израильской Церкви; ибо всесожжения и жертвы, из которых преимущественно состояло богослужение этой Церкви, были обозначены одним словом "хлеб"; вследствие этого также и Причастие есть исполнением сего богослужения.»
Отсюда видно, что при причащении человек духом своим входит в Присутствие Господне, и тогда, если в нём есть какие-либо подлинные истины, соединённые с каким-либо подлинным благом (или же, иначе, если он в жизни своей до этого момента жил в чистоте, исполняя заповеди Писания), то Господь исполняет тогда Его Духом Своим Святым, и как тело его причащается тогда природными компонентами, там и дух его тогда причащается компонентами духовными соответствующими, т.е. подлинными Кровью и Плотью Господними, или же Его Духовной Любовью, и его Духовным истинным. От этого душа человеческая тогда прирастает, как тело прирастает от пищи природной. И человек через это соединяется с Телом Господним, а Господь прорастает, через дух, в тело человека, обожая его, и делая его сопричастным Себе.
Если же в человеке нет ничего такого, что могло бы быть исполнено Господним Духом, и соединить его с Господом, и сочетать Его Супружеством Духовным, с Небесами, тем сотворив его в малый образ Господней Церкви в мире, то соединения не наступает. Но так как есть Присутствие Господне, то возбуждаются все демоны, при человеке обретающиеся, осатаняются в нём, и стремятся ему за то, что он вверг их в пытку Присутствием Господним, жестоко отомстить, повредив ему телесно и духовно. Именно поэтому говорят о том, как опасно принимать причастие недостойно.
Но большинство людей, по причине того, что восприялище духовное у них отсутствует, этого в себе не видят. Они не видят ни присутствия Господня, ни этих демонов, поднимающихся в ужасе и гневе от такого Присутствия.
У «солнышка» же, как я понял, такое духовное чуствование было развито ранее определённого рода занятиями. Оно ещё не настолько развито, дабы узреть там Господне Присутствие (если ошибаюсь, он идёт на причастие пока ещё не по внутреннему зову души, а потому, что «говорят, что надо»), но поднимаемых этим Присутствием из глубин духа демонов она уже, в отличие от многих иных людей, видит. И эти демоны, понятно, запугивают и мучат её как только могут, чтобы предотвратить повторение процесса.
Так что, я думаю, вопрос не в том, что человек должен не ходить на причастие, пока он подлинно не очистится, и не возродится. Но человек должен понимать, что причастие – это лишь завершение процесса, а не сам процесс, его, так сказать, кульминация, и активно готовится к этой кульминации, а не надеяться на то, что количество несостоявшихся кульминаций может со временем перейти в подлинное качество его сочетания с Господом.
Это может пройти раз, это может пройти даже много раз, но конечный результат будет, в результате, ужасен. Ибо если колесо не катиться вперёд, оно или катиться назад, или падает.