Сергий, Спасибо тебе за вопрос. Поиск ответа на него расширил мое понимание терминологии СНБ.
Раньше я полагал, что
«благодать Божественного [или еще он пишет - Святого]
Духа» у СНБ, это сказано о нисходящем потоке Духа в человека, когда Дух Святой нисходит в нас, чистит и светлит и преображает нас в наших сокровенных глубинных пространствах, так готовя нас ко вселению Христа. И Никита Стифат в предисловии к Симеоновым «Гимнам» о том же говорит. Но сам СНБ, хотя изредка и подразумевает именно этот этап, чаще говорит об этой же «благодати», но на ином этапе. Он говорит о внутреннем действии, происходящем в Жизни во Христе, когда Святой Дух уже приуготовил человека, и произошло то, что у Ин. называется
«к нему Мы <с Отцом> придем и обитель Себе у него сотворим.» СНБ чаще всего говорит об этом великом Вселении и Жизни в нем, называя его -
«великим солнцем...в средине сердца моего и во внутренностях моих». Солнце, являющееся
и как сияние, и как свет, «неопалимо пожигая страсти сердца», «часто обращающееся [на составы СНБ] и сожигающее всё, что во глубине моих внутренностей, и делающее их - светом», и росою сладости и Божественной благодати Моей омывая скверну твою и совершенно угашая телесные угли греховных страстей». (Гимн 40, "Благодарение с богословием, и о тех действиях, по которым наименована Божественная благодать", здесь изложено довольно подробно).И еще в Гимнах:
«Предвечное Солнце, воссиявшее во аде напоследок, и озарившее и мою омраченную душу...умное Солнце...Ты, Христе, царство небесное...Ты утеха и слава, Ты веселие, Ты и радование, и благодать Всесвятого ДухаТвоего, Боже мой, подобно солнцу, воссияет во всех святых, и среди них воссияешь Ты - неприступное Солнце*»...
и еще во многих Гимнах СНБ обращается к "умному Солнцу" и его действию в подвижнике.
Например:
То же, как (нечто) духовное и неизмеримое, пребывает совершенно неделимым и несекомым. Ибо, будучи сообщаемо, оно не разделяется на многие (части), но и остается неделимым, и во мне бывает, восходя во мне, внутри моего жалкого сердца, как солнце или диск солнца, шаровидный и световидный, ибо оно – пламя.
Это, на мой взгляд, "ТОЧНО и ЯСНО изложенные простые смыслы", которые СНБ раскрывает, говоря о Божественной благодати=благодати Святого Духа. Смыслы эти опытно так прОсты, не знаю, как еще возможно так просто и ясно излагать это мистическое восприятие.
Одним словом "благодать Божественного Духа" не опишу, конечно. Но коротко, здесь у СНБ это действие Неприступного Солнца в человеке, духовные "лучи", "тепло"/"жар" и "свет". Невыразимое взаимодействие с "ядром", с "термоядерным" умного Солнца, которое горит и светит внутри человека.
Все сказанное - предварительно и по верхам, и наверняка требует внимательного изучения, не только Гимнов, но и Слов и всего богословского наследия СНБ.