Потребность в близком человеке, который «разделит твою душу» (по точному выражению Зинаиды Миркиной) – базовая для каждого человеческого существа. Самых близких (ближних) не может быть «много». Любимый (любимая), как и Друг – тот, с кем мы вполне можем быть собой, с кем не нужно играть те или иные роли, тот, кто согласился понести с нами нашу тень, с кем мы можем жить и общаться с открытым сердцем, не боясь шокировать или оттолкнуть тем, что в жизни мы можем быть разными, не только «белыми и пушистыми». Это желание в принятии меня другим таким, каков я есть может иметь как инфантильную природу (желание вернуться в утробу, «к мамочке», которая нас «безусловно любит»), так и вполне зрелое, то есть без требований и ожиданий, без страха и надежды, только в настоящем моменте, как полное доверие Духу Божьему, проявившемуся в этом уникальном переживании встречи.
Важный этап движения в близость (он очень деликатный), - найти возможность спокойно и неспешно допонять и словесно уточнить, является ли другой человек (в его или ее понимании) тем (той) кем он (она) стал для нашей души? Обоюдно ли наше восприятие друг друга как самых близких друг другу людей? Или это только я напроецировал(а), мысленно назначил её (или его) что-то, чем другой человек не является и не предполагал быть для нас. Просто рискнуть об этом заговорить, осознавая при этом, что услышанное в ответ «да» является правдой только для настоящего момента. Важно понимать, что мы не можем другому дать никаких гарантий относительно того, что больше нас, что избрало нас, что случилось с нами. Это осознание приносит ясность и покой.
Когда два человека, рискнув полностью открыться друг другу, попадут в это самое «мы», они осознают, что слова мало что отражают и передают… Каждый из них становится для другого дверью в Необъятное Пространство Бытия, дверью в Божественное Измерение Жизни. В этом смысле любовь – самый значительный и глубокий, трансцендентный и трансформирующий опыт, который дано пережить родившемуся на этой земле человеку. Он сродни религиозному чувству, недаром отношения Бога и человека в священных писаниях разных религиозных традиций уподобляются отношениям Жениха и Невесты.
Движение в Пространство Любви, в котором конкретный человек - Врата, для нашего человеческого эго – смерть, поскольку оно сфокусировано (зациклено) на чувстве отдельности: на том, как бы во всем этом «если не выиграть, то уж наверняка не проиграть». Выход за границы себя таит опасность для эго, там ведь непредсказуемо, у эго просто нет такого опыта. Мне приходилось нередко встречать людей, которые определялись в социальных ролях: муж, жена, друг, - но так и не выходили за пределы себя, не рискнули «возлюбить всем сердцем», Великое «мы», растворяющее чувство отдельности, в их отношениях так и не происходило. Даже в состоянии предельной близости, каждый думал «о своем», каждый в это время анализировал «происходящее между телами». Маленький фрагмент экстатичности, забвении себя, и вот мы снова порознь… ведь «завтра рано вставать на работу»…
Близкие отношения могут стать опытом духовной трансформации, но, посмотрите, сколько страхов, сколько расчета, сколько планирования, сколько мыслей о том, «что же будет дальше» и «насколько это все серьезно». Как только в близкие отношения возвращается детский страх брошенности или этот самый практический расчет, все наше золото (как в сказке про Золотую Антилопу) превращается с черепки.
А как же быть, если открылся, а «не совпало»? Я встречал людей, которым на эту готовность, открытость, преданность не ответили ожидаемой взаимностью. Тех, кто после этого оставались предельно уязвимыми, ранеными, когда из глаз текут слезы, светлые слезы, становились настолько живыми, насколько светлыми, насколько лучистыми… не захлопнулись, не обвинили другого, не закатывали истерик, доверились тому, что вот именно так проявилась Жизнь, согласились со всем, как оно есть. Эта открывшаяся Жизнь, этот Свет и по сей день струится через них. Моя печаль о тех, кто ни разу не рискнули, о людях, ушедших в «духовность» (конечно, в идеи о духовности), или в социальность («надо жениться»), так ни разу не прожив своей человечности, глубинных граней души, тонкого аромата Любви.
иг. Евмений