...если невозможно пребыть в ровности, лучше уклониться немного в человекоугодие и лицемерие чем в злость и жестокость.
Если невозможно пребывать в ровности, то, мне кажется, уже не имеет значения, куда лучше на мой неровный взгляд уклоняться. Уклоняемся мы всегда то ли в одну, то ли в другую сторону, как правило, даже не осознавая этого. А если осознаем это уклонение в себе, то, значит, делаем хоть и маленький, но шажок в сторону ровности. Также как за гневом, злостью стоит определенная сила души, так же и за лицемерием и человекоугодием стоит нераскрытая пока еще потребность и способность души видеть не «хорошего – плохого» человека, а Бога в ближнем своем.
Ребенок рождается с чистым сердцем, потому, что он ничего не желает для себя. Все, что ему надо для жизни – он получает, совершенно не желая того. Но по мере взросления, он начинает осознавать свои потребности и развивать желания. И чаще всего эти желания направлены на самого себя. В этом и заключается нечистота этих желаний, даже если они и естественны. Потому что подрастающий человек начинает идентифицировать себя со своим телом, с чувствами, с мыслями, с естественными желаниями, которые призваны помочь в выживании, и ошибочно считает все это своим «я». «Я» растет, растут его разнообразные потребности, как естественные, так и противоестественные. Человек все больше и больше желает их удовлетворения, тем самым делая менее заметным для себя « истинное Я». Это сокрытие «истинного Я» желаниями, чувствами и мыслями «я не истинного» и носит название загрязнения, потому что чистота – это свобода «Я истинного».
Страсти – это то, что рождается, живет и питается за счет того, кто их сам же и породил своими нечистыми желаниями. Говорят: быть в плену у страстей. Грубые страсти рождаются от желаний грубых, плотских. Более тонкие страсти – от желаний более тонких. Например, побеждая страсти, человек испытывает желание приобрести добродетели на смену страстям. Вроде бы хорошее желание. Но приобретение добродетелей происходит тем же способом, что и приобретение страстей – через наши желания. Я могу ошибаться, но мне кажется, что именно эти внутренние желания добродетелей святые отцы и называли тонкими страстями. Потому что они, эти желания, скрыты, они почти неуловимы, они выглядят как добродетели, но они также являются препятствием к чистоте. Чистота, как я ее понимаю – это всякое отсутствие желания для себя не только плохого (страстей), но и хорошего (добродетелей).