Исихазм

Автор Тема: О христианских таинствах и о символизме  (Прочитано 34215 раз)

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

Это сообщение, если честно, предназначалось для другого форума, но мне не менее интересно, что думают участники данного портала по поводу христианских таинств. Я имею в виду, прежде всего, их духовный аспект. Таким образом, эта тема, получается, даже больше относится к символизму как таковому, чем конкретно к таинствам (небезынтересно то, что их кодификация происходит лишь в 16 в. - т.е., по-видимому, имелась тенденция - особенно, в изначальном христианстве - рассматривать вообще всю деятельность в рамках Церкви, как нечто предельно "сакрализованное", а не только конкретно "ритуалы").

Для начала предлагаю вашему вниманию важную цитату из "О небесной иерархии" Св.Дионисия Ареопагита, где разъясняется смысл церковных символов, таинств - да и вообще необходимость всей это ритуалистики. Это для тех, кто пытается видеть во всем этом пустую формальность. Реально же за всем этим (при правильном рассмотрении) стоит "опора" для возвышения в высшие духовные сферы. Дионисий Ареопагит пишет:

"Приняв невещественными и безбоязненными очами ума высший и первоначальный свет Богоначального Отца, свет, который в прообразовательных символах представляет нам блаженнейшие чины Ангелов, паки от сего света будем устремляться к простому его лучу. Ибо свет сей никогда не теряет внутреннего своего единства, хотя по своему благодетельному свойству и раздробляется для того, чтоб сраствориться с смертными срастворением, возвышающим их горе, и соединяющим их с Богом. Он и сам в себе остается и постоянно пребывает в неподвижном и одинаковом тождестве, и тех, которые надлежащим образом устремляют на него свой взор, по мере их сил, возводит горе, и единотворит их по примеру того, как он сам в себе прост и един. Ибо сей Божественный луч не иначе может нам возсиять, как под многоразличными, священными и таинственными покровами, и притом, по Отеческому промыслу, приспособительно к собственному нашему естеству.
Потому-то в первоначальном установлении обрядов светейшая наша Иерархия образована по подобию премирных небесных Чинов, и невещественные Чины представлены в различных вещественных образах и уподобительных изображениях, с тою целию, чтобы мы, по мере сил наших, от священнейших изображений восходили к тому, что ими означается, - к простому и не имеющему никакого чувственного образа. Ибо ум наш не иначе может восходить к близости и созерцанию небесных Чинов, как при посредстве свойственного ему вещественного руководства: т.е. признавая видимые украшения отпечатками невидимого благолепия, чувственные благоухания - знамениями духовного раздаяния даров, вещественные светильники - образом невещественного озарения, пространные в храмах предлагаемые наставления - изображением умственного насыщения духа, порядок видимых украшений - указанием на стройный и постоянный порядок на небесах, принятие Божественной Евхаристии - общением с Иисусом; кратко, все действия, принадлежащие небесным существам, по самой их природе, нам преданы в символах. Итак, для сего-то возможного для нас Богоуподобления, при благодетельном для нас установлении тайноначалия, которое и открывает взору нашему небесные Чины, и нашу Иерархию возможным уподоблением Божественному их Священнослужению представляет сослужащею чинам небесным, под чувственными образами предначертаны нам пренебесные умы в священных писменах, дабы мы чрез чувственное восходили к духовному, и чрез символические священные изображения - к простой, горней небесной Иерархии"
(гл. 1, &2-3)

Тезисно это можно оформить так:
1) единый свет образует (с позиций человеческого ума) иерархию ангелов
2) символом этой иерархии и ее священнодействий на земле является Церковь
3) чувственные изображения божественных умов установлены свыше и таинственным образом приспособлены под человеческое мировосприятие
4) это сделано с целью возвышения человека, "ибо ум наш не иначе может восходить к близости и созерцанию небесных Чинов, как при посредстве свойственного ему вещественного руководства"
5) духовные реальности отличаются от всего того, что мы - находясь под покровом чувственности - можем себе представить (в след. главе Дионисий пишет, что не нужно представлять "грубо, подобно невеждам, небесных и Богоподобных умных сил, имеющими много ног и лиц, носящими скотский образ волов или звериный вид львов, с изогнутым клювом орлов, или с птичьими перьями... будто на небе находятся огневидные колесницы, вещественные троны, нужные для возседания на них Божества, многоцветные кони, военачальники, вооруженные копьями, и многое тому подобное, показанное нам Св. Писанием под многоразличными таинственными символами")

Таким образом, любой церковный ритуал и любая церковная "форма" - начиная от слов молитвы и заканчивая конкретными действиями и предписаниями - не является случайностью, нелепостью и пр. Не является она также и отголоском каких-то евангельских, исторических, человеческих и пр. событий - если понимать под этим чисто профаническую аллегорию, поучительную историю, историческое наставление и т.д. и т.п. Нет, церковные формы есть не что иное, как символы духовных реальностей, таинственным образом "подобранные" для человеческого сознания, руководствующегося принципами чувственности. Это значит, что и евангельские повествования, и настенные изображения, и молитва содержат в себе (для человека - потенциально), так сказать, "умное пространство", в которое должен углубляться человек, духовно предрасположенный ко всему этому. И в конечном итоге это углубление должно привести к восприятию уже не чувственных знаков, но того, что ими означается - т.е. небесных реальностей.
Ясно, конечно, что такая позиция является наиболее "пневматической", и что ее способны понять далеко не все верующие. Но на то Дионисий Ареопагит и считается одним из самых глубоких христианских авторов. В контексте такого подхода (я бы советовал полностью прочесть работу "О небесной иерархии" всем, кто хочет хоть что-то понимать во внутреннем христианстве) вся христианская религия осмысливается не общепринятым путем. Например, те же догматы здесь уже должны пониматься, как многоаспектные символы, в которые тоже нужно мистически углубляться и которые невозможно понять неочищенным умом, "умом-идолопоклонником" (кстати, Святые Отцы говорят об этом самым прямым образом; даже рассуждать о Боге не представляется возможным, не имея Бога внутри).

ps. "Впрочем, не должно забывать и того, что нет ничего в мире, что бы не было совершенно в своем роде" - пишет далее Дионисий Ареопагит. Это тоже требует отдельного истолкования в контексте проблемы о том, что служит разграничительной чертой между ритуалом Церкви и земной профанической деятельностью (по этому поводу о. Павел Флоренский, используя символизм "лествицы", справедливо заметил, что "нет однообразной равнины земной поверхности, но всюду — лестницы восхождений и нисхождений").

pps. было бы интересно узнать мнение других православных теологов по этому поводу - не только Дионисия.
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

Интересно было бы развить идею о христианском ритуале, как о любого-рода деятельности, связанной с христианскими символами. Не только конкретно семь таинств, но вообще прикосновение ко всему христианскому, что (при правильном внутреннем настрое) способно возвышать ум. Наверное, в этом плане вся жизнь Святого человека есть один большой ритуал.
Ну да это отдельная тема...
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

 Имхо,если обезьяну одеть во фрак,она не станет джентльменом,но походка у неё изменится...
  Имхо,если участвую в Церковных таинствах,но не стараюсь измениться внутри...,походка моя, м/б,изменится...?
 
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

Но точно так же, ИМХО, не нужно и сводить все таинства к формальности. Что, мол, например крещение младенца - формальность. А то получится прямо какой-то протестантизм.
На самом деле, таинства - при их умном рассмотрении - есть символы высших реальностей, и они дарованы свыше. Для простых же христиан они - опора в "христианском делании", и без них никакого делания быть не может, как и христианства вообще. Я думаю, что так.
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

И, по-видимому, Дионисий Ареопагит думает, "что так" _))
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: Sergey
Для простых же христиан они - опора в "христианском делании", и без них никакого делания быть не может, как и христианства вообще.

Нельзя пояснить, что означает "простые христиане"?

А что, есть "непростые"?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

В целом можно согласиться с тем, что написал в заглавном посте Sergey_Voody (согласно Дионисию Ареопагиту). Таинства - реальные символы (высшей) реальности. (Здесь мы не рассматриваем особенности Причастия.)  Мир видимый символически раскрывает мир невидимый. Человек - образ (икона) Бога...

Символ, оторванный от (высшей) реальности, превращает таинство в ритуал, и сам становится пустым знаком - оболочкой, которой могут (и очень хотят) воспользоваться иные невидимые силы для своих более низких целей.

Жизнь святого никак не ритуал, а таинство соединения дольнего (земного) и горнего (духовного) и привнесение в земное горнего. Жизнь того, кто косит под святого, - ритуал.

Святой жизни человек не тот, кто праведен в глазах других, и не тот, кто старается соблюсти все формальности церковной или аскетической жизни, а тот, кто имеет в себе Духа Святого - является Его сосудом - и из себя изливает Его благодать. Это и есть высшее таинство жизни в Боге. Такой человек - образ Божий и бог по благодати (впрочем, еще отчасти).

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

Хочу подчеркнуть, что я не противопоставляю термины "таинство" и "ритуал".
Alexander, думаете, что это нужно делать?
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

Maska, все-таки я считаю, что в рамках христианства присутствует некоторая "градация" по уровню развития (хотя это сложный вопрос, здесь много разных интересных аспектов и его нужно обсуждать отдельно). Монах-исихаст отличается от простого корабельщика или крестьянина. Говоря о "простых христианах", я имею в виду как раз "корабельщиков" и "землепашцев". Все дело в том, что я попытался рассмотреть ритуалы - если позволите так выразиться - с наиболее эзотерической позиции, с позиции умного делания (хотя сам я не исихаст и даже не христианин), опираясь на мнение Дионисия Ареопагита. Обычно есть тенденция со стороны людей, тяготеющих к мистике, отрицать ритуалы (и вообще церковную жизнь) и видеть в них "формальность". Я же хотел показать, что с позиций мистики как раз наоборот в них нужно видеть нечто значительно большее, чем просто формальность.
Отсюда и употребление термина "простые христиане" - т.е. как бы "свысока" :_)).
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Жизнь святого никак не ритуал, а таинство соединения дольнего (земного) и горнего (духовного) и привнесение в земное горнего. Жизнь того, кто косит под святого, - ритуал.

Здесь у Вас, дорогой Alexander, обыкновенная дуалистическая каша, против чего Вы сами, кстати, постоянно и справедливо выступаете.

Противоставление дольнего (земного) и горнего (духовного) неправомочно, так как они разделены только в нашем воспаленном Апостасией воображении.
В нас присутствует это желание святости и спасения, хотя не многие толком знают в чем все это состоит, и как оно на самом деле будет, да и что с этим делать потом, когда уже "достиг".

Храм, который мы ищем стоит в руинах на том месте, где кучей навалены наши, не имеющие отношения к делу, представления. Вместо Бодрствования и стремления пробудиться от душного сна нашей полу-жизни мы создаем иллюзии относительно практически всего, и так наз. духовной практики в том числе.

Самурай же, постоянно практикующий свой комплекс Бушидо, и помещающий полноту своего внимания в каждое свое, даже самое незначительное, действие, наполняя при этом всю жизнь без сухого остатка ритуалом, занят тем, что мы в Православии называем Трезвением. Он побуждает свой ум не странствовать по сторонам, подчиняет его своей воле, заставляет его быть включенным и аллертным, готовым в любой момент впрыгнуть в ситуацию и победить ее.
Он не косит под святого, у него нет и мысли об этом, он просто и, даже, незаметно для себя получает то, что на Востоке называют Просветлением, когда все его существо до корня последнего волоска проникается высочайшим осознаванием. Все его тело превращается в интеллект.
Ритуальная практика становится ненужной, так как сам самурай становится этим храмом, где ритуал совершается уже без его усилий. Жизнь приобретает характер непрерывного священнодействия.   
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: О христианских таинствах и о символизме
« Ответ #10 : 29 Март 2008, 18:52:38 »
Это сообщение, если честно, предназначалось для другого форума, но мне не менее интересно, что думают участники данного портала по поводу христианских таинств. Я имею в виду, прежде всего, их духовный аспект.
  Иже во святых,отец наш, Святитель Христов Григорий Палама очень благоговейно высказался о таинствах и их действии на духовную жизнь человека.
  И всякий христианин,простой или сложный,знает,что таинства церковные  действительны,но могут быть не действенны.
  Действенность таинств зависит от благорасположения принимающего их.
  При неправильном отношении,таинства не дают своей тайной силы и превращаются во внешний обряд,одежду.(Почему упомянул,см.выше,фрак для обезьяны).
  Короче,никакой мистики(тайны).Один символизм.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: О христианских таинствах и о символизме
« Ответ #11 : 29 Март 2008, 18:57:01 »
Леонид, весна – это здорово, согласен,  пока крышу не сносит. Попробуйте перечитать то, что вы процитировали, и то, что вы написали ниже.

В цитате написано  – соединение и привнесение
Вы пишете – нет, противопоставление не правомочно!

Про самураев, конечно,  здорово, но то, что “помещающий полноту своего внимания в каждое свое, даже самое незначительное, действие” уже  за счет этого достигает "просветления" – очень сомнительно.

Но это все ерунда :-) Весна!

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: О христианских таинствах и о символизме
« Ответ #12 : 29 Март 2008, 19:30:16 »
Maska,() Все дело в том, что я попытался рассмотреть ритуалы - если позволите так выразиться - с наиболее эзотерической позиции, с позиции умного делания (хотя сам я не исихаст и даже не христианин), опираясь на мнение Дионисия Ареопагита.
  Простите,а Вы не христианин по убеждению или по недоразумению?
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О христианских таинствах и о символизме
« Ответ #13 : 29 Март 2008, 20:03:48 »
Хочу подчеркнуть, что я не противопоставляю термины "таинство" и "ритуал".
Alexander, думаете, что это нужно делать?

Противопоставлять не надо, надо различать. Ритуал (обряд) - форма, таинство - священнодействие. Форма может видоизменяться, даже отсутствовать, а таинство - произойдет. Таинство может отсутствовать (быть выхолощено, извращено или не действенным), а ритуал останется, и даже будет расцветать пышным цветом...

Sergey_Voody

  • Сообщений: 65
    • Просмотр профиля

Re: О христианских таинствах и о символизме
« Ответ #14 : 29 Март 2008, 20:29:17 »
Alexander, а мне кажется, что форму не нужно отделять от содержания...

d'URIMAR fossoris, я не христианин - я подхожу к этим вопросам с религиоведческих позиций. Хотя "формально" я крещенный, но в церковной жизни никак не участвую.
"Подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным"  Платон