Исихазм

Автор Тема: Афон и почитание Пречистой  (Прочитано 28583 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #45 : 29 Декабрь 2009, 13:37:15 »
Еще полезно разобраться с подношением эмоций Пресвятой Деве. Потому что эмоции преобразуются в таком подношении и все нечистое преобразуется в них. Сами греховные эти мощные эмоции обращаются в свою противоположность или прекращаются.

Вспомнил и о рекомендации кого-то из мариологов-практиков (возможно, того же де Монфора) - обращаться именно к типу "Милующей", "Умиление" чтобы она была Ходатаицей. Это имхо понятно - тип "Государственницы", например, или "Одигитрия" - их основная "функция" не в этом.

Скажу и о богородичниках и пр. Ни малейшего повода покидать в бурном море флагманский корабль ради утлой лодчонки у меня нет. В православной вере, в ее канонах и акафистах и в иконах остался Путь и Мост и Звезда, являющая Солнце Иисуса. Те, кто их составлял, шли этим Путем несомненно, именно в православии, не боясь своим почитанием Девы прогневать Сына Ее, потому что прекрасно понимали кто есть Мария для Иисуса и кто Он для Марии.
Потому дерзаю использовать работы мариологов-католиков для того чтобы обрести этот Путь в православии. Отсюда и проблемы - в частности, находить соответствие практическим методам предложенным католиками(молитвы, розарий) в православной традиции и именно их использовать.

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #46 : 29 Декабрь 2009, 23:11:07 »
Прозелит, спасибо за развернутый комментарий, Вы многое прояснили, правда. Мне пожалуй потребуется время чтобы вчувствоваться в тему :)

Отдельное спасибо за образ белой лилии. Дикий Хлодвиг дал миру один из самых красивых символов.

Книга Дмитрия Ростовского прекрасна. Одно слово - Руно. Между строк нравоучений "в лоб" там такая любовь сквозит...

Про то, что молитва Марии лучше иных преобразует разрушительные страсти - это известно и испытано, здесь Де Монфор очень глубоко замечает что причина такого действия - смирение Пречистой.

Цитировать
...cатана, будучи бесконечно гордым, страдает более от того, что его поразит и накажет маленькая Посредница, а Ее смирение ранит дьявола сильнее, чем Божественная сила. Дьявол боится уже одного вздоха Пресвятой Девы о душе больше, чем молитв всех святых.

Ту важно сказать, что Ее имя - не отгоняет помыслы и хотения, но именно преображает их. Энергия остается в душе, но чистая. Если так принимать "приношение чувств", то получается, что приносим мы Владычице все, что имеем - чистое или нечистое, с той лишь разницей, что нечистое мы приносим с мольбой об очищении, как язву а светлое - как дар.

Про образы. Все индивидуально, имхо. Так Иверская вроде бы принадлежит к "владычным" типам, но через конкретный образ может открываться милующая сила Марии. Здесь я бы положился на промысел Божий - какой образ как-то проявил себя для меня - тот и мой.

И про лодку с кораблем - все же понятно, даже лишняя оговорка :) Просто мы ищем того же, что и св. Людовик - почитания в Истине и Духе Святом. Дай Бог найти.
р.б. Антонио

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #47 : 29 Декабрь 2009, 23:49:02 »
***Если так принимать "приношение чувств", то получается, что приносим мы Владычице все, что имеем - чистое или нечистое, с той лишь разницей, что нечистое мы приносим с мольбой об очищении, как язву а светлое - как дар.***

На данном этапе своего понимания согласен с Вами. Но повторюсь назойливо - блудное, колдовское и еретическое поднести не удастся: это мгновенно становится практически понятно, насколько они мерзки Пречистой.

***И про лодку с кораблем - все же понятно, даже лишняя оговорка***
Я ведь в открытом форуме это пишу, Aksuk.   8-)



прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #48 : 29 Декабрь 2009, 23:58:52 »
пару слов по поводу икон:

Ходил на днях в центр Зураба Церетели на Пречистенке на выставку -
"Собрание Невьянских икон"- уральских  старообрядческих. Очень рекомендую:
необычайные есть иконы, одна особо поразила - "Бысть Чрево Твое Трапеза Святая"*


Бысть чрево Твое святая трапеза, имущи Небеснаго Хлеба, Христа,
от Него же всяк ядый не умирает, якоже рече всяческих, Богородице, Питатель.



Яснее не покажешь мне, слепому...
_____________________________
*это не невьянская икона, а найденная в интернете близкая по написанию.
  две фигуры - св.Иоаким и Анна
« Последнее редактирование: 30 Декабрь 2009, 00:17:20 от прозелит »

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #49 : 05 Январь 2010, 17:06:28 »
Вот некий аналог розария в православной традиции.

http://www.molitvoslov.com/text260.htm - богородичное правило уже упоминавшееся.
http://www.molitvoslov.com/content/Pyatochislennie-molitvi - пяточисленные молитвы Димитрия Ростовского.

Последние есть кажется своеобразное переложение части Розария, относящейся к Скорбным Тайнам. Однако в такой форме как у свт. Димитрия они вполне самоценны.
р.б. Антонио

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #50 : 05 Январь 2010, 22:52:07 »
Спасибо за ссылку на пяточисленные.
первый же "розарий Звездинского" мне хорошо знаком.
15 тайн жизни Иисуса Христа  можно "разобрать" по 5 - как советует Монфор,
Радостные, Скорбные и Славные(стр 85).
50 - это не 150.
Мне же интересно в отношении богородичного правила
(указанного у Вас в первой сслке)  вот что.

Например, читаем
Цитировать
Двенадцатый десяток.

Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему.
О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души.

Недоумеваю, как католики это все читают?
Ведь исходя из текста предполагается что одновременно (пусть на четках) начитывается "Радуйся" с медитацией на событиях Вознесения  и с невербальной просьбой - вознести душу...при том вполне может в процессе подобной медитации возникнуть и образ - мы же как бы вспоминаем (образ имхо так не приветствуется у св.отцов), или же устная молитва теряет интенцию, превращаясь в мантру. То есть нужно одновременно вести две или даже три мелодии, не теряя ни одну. И даже если внутри не звучат слова, а звучит некая внутренняя интенция (или две разных единовременно!), то удержание внимания на 2х-3х  --это очень непростая задача. Как католики это делают - без понятия, пока не нашел...
Цитировать
прославленный в лике святых на последнем Архиерейском соборе святитель Серафим (Звездинский) в течение всей своей жизни молился по четкам, читая "Отче наш" и 10 раз "Богородице Дево, радуйся", соединяя каждые 10 молитв с размышлением на тему одного из событий в жизни Пречистой, что напоминает молитву по четкам у католиков.
« Последнее редактирование: 05 Январь 2010, 23:19:22 от прозелит »

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #51 : 05 Январь 2010, 23:18:55 »
Известно, что у человека 2 канала могут быть задействованы. Именно это делает возможной непрерывную молитву в принципе. Больше - уже возникают сложности. Вряд ли в правиле владыки Серафима это подразумевалось. Я понял так, что это - темы для богомыслия между десятками, а краткие моления произносятся уже после размышления и чтения "Милосердия двери".
Цитировать
После каждого десятка читаются дополнительные молитвы, например те, которые указаны далее
р.б. Антонио

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #52 : 05 Январь 2010, 23:27:49 »
Конечно, "2 канала". Но здесь имхо уже не о двух речь.
вот например:
Цитировать
Тринадцатый десяток.
Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене".
О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем.

последняя строка - понятно, идет как доп.молитва.
Но по ходу чтения десятка надо и "воспоминать" сошествие и молиться 50 Пс. При том, даже если
строки 50Пс - это уже не слова псалма, а именно сжатая интенция, то "воспоминание" имхо должно ТОЖЕ длиться всю десятку, на фоне устной молитвы, к-рую тоже нельзя отпускать вниманием. Понимаете?

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #53 : 05 Январь 2010, 23:30:17 »
может быть, во время исполнения десятки 1-5(допустим) - воспоминание+устная, а
6-10 - это молитва+устная. Но так ли это? Должно ли уйти "воспоминание" во второй половине десятки?
« Последнее редактирование: 05 Январь 2010, 23:57:04 от прозелит »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #54 : 05 Январь 2010, 23:41:27 »
У Монфора есть "Маленький Розарий Тайн",  - короткий текст,
 в котором он только перечисляет Радостные, Скорбные и Славные
и кратко раскрывает содержание.

Например:
Славные тайны.
Славные Тайны связаны с Христом Воскресшим
1. Воскресение Христа
Утром третьего дня как предсказано, Иисус восстает из мертвых,
победив смерть и возвратив жизнь миру.
2. Вознесение Иисуса
После ряда явлений пред апостолами и другими учениками, Иисус Воскресший,
в присутствии апостолов и Марии, восходит на небеса и восседает на Троне Господнем.

но это - лишь вспомогательный текст к рекомендуемой Монфором практике розария...
Сама практика - неясна.

PS надеюсь, чуть позже переведу весь "Маленький розарий" - там есть еще начальные и завершающие молитвы.
« Последнее редактирование: 05 Январь 2010, 23:56:25 от прозелит »

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #55 : 06 Январь 2010, 01:39:21 »
последняя строка - понятно, идет как доп.молитва.
Но по ходу чтения десятка надо и "воспоминать" сошествие и молиться 50 Пс. При том, даже если
строки 50Пс - это уже не слова псалма, а именно сжатая интенция, то "воспоминание" имхо должно ТОЖЕ длиться всю десятку, на фоне устной молитвы, к-рую тоже нельзя отпускать вниманием. Понимаете?

Хм... Вообще если молитва устная, то все проще. Устная молитва идет на полном автомате, а настоящее содержание - воспоминание и строки псалма (интересно, что они же идут припевом в покаянном каноне). То есть все происходит одновременно в 2,5 канала. Это будет полное насыщение, так, что больше ничего воспринимать или мыслить не получится. Видимо в этом и есть цель такой практики. Вместо волевого отсечения помыслов (обычная практика Иисусовой молитвы) поставить заглушки на всех их путях.

Не уверен, что могу так. И не уверен что эта схема применима для всех именно в таком, синхронном виде.
р.б. Антонио

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #56 : 06 Январь 2010, 02:36:01 »
"Госпожа ангелов", фреска, 17-й век, алтарь храма Успения Богородицы  монастыря Петрас Катафигиу,Фессалия, Греция


Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #57 : 06 Январь 2010, 15:04:38 »
Недоумеваю, как католики это все читают?
Ведь исходя из текста предполагается что одновременно (пусть на четках) начитывается "Радуйся" с медитацией на событиях Вознесения  и с невербальной просьбой - вознести душу...при том вполне может в процессе подобной медитации возникнуть и образ - мы же как бы вспоминаем (образ имхо так не приветствуется у св.отцов), или же устная молитва теряет интенцию, превращаясь в мантру. То есть нужно одновременно вести две или даже три мелодии, не теряя ни одну. И даже если внутри не звучат слова, а звучит некая внутренняя интенция (или две разных единовременно!), то удержание внимания на 2х-3х  --это очень непростая задача. Как католики это делают - без понятия, пока не нашел...
В бытность католиком получалось. Непросто. Скучаю по ней, надо бы вернуться...
Там интересно, это молитва которая одновременно обращена к Богородице и вместе с ней к Сыну через воспоминание евангельских событий. Но воспоминание не как чувственное представление, а без-образное, как созерцание, актуализация. Не знаю, как словами объяснить... У Анжелико во фресках хорошо получилось передать.
And death shall have no dominion

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #58 : 06 Январь 2010, 17:11:57 »
"Госпожа ангелов", фреска, 17-й век, алтарь храма Успения Богородицы  монастыря Петрас Катафигиу,Фессалия, Греция
Красиво  :roll:

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #59 : 06 Январь 2010, 17:25:33 »
В бытность католиком получалось. Непросто. Скучаю по ней, надо бы вернуться...
Там интересно, это молитва которая одновременно обращена к Богородице и вместе с ней к Сыну через воспоминание евангельских событий. Но воспоминание не как чувственное представление, а без-образное, как созерцание, актуализация. Не знаю, как словами объяснить... У Анжелико во фресках хорошо получилось передать.

О! Лия, здорово, что Вы здесь )

То есть так прямо и воссоздается интенция "Тайн" параллельно с чтением по четкам? И чтение "Богородице Дево" - умное, или  устное? Перед иконой, или с минимумом зрительных стимулов? И наконец - текст, который проговаривается во втором потоке - проговаривается, или тоже скорее эмотивно "воспоминается"?

Расскажите поподробнее, это кажется важным.

Сейчас купил книжку, там немного по другому дано правило владыки Серафима. Вместо кратких молений-припевов - полноценные молитвы и тропари на каждый десяток, очевидно все-таки в перерывах между чтением по четкам (само чтение сопровождается ТОЛЬКО вспоминанием, если правильно понял), включено даже чтение Евангелия (Благовещение) и как обязательная часть - моление за ближних и дальних, живых и нет, на каждом десятке - за разных. Словом, это правило менее "психофизично", чем выходило по тексту в сети, но зато более насыщено вербально и при должном настрое может быть очень сильным.
р.б. Антонио