Исихазм

Автор Тема: Максим Исп. о пути духовной радости  (Прочитано 29049 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #60 : 14 Апрель 2008, 18:06:15 »
Сказано уже было:

И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Серафим Саровский говорил: Там лучше, лучше, лучше... И при этом имел на земле жизнь с избытком. Вот такое соединение.

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #61 : 14 Апрель 2008, 18:26:16 »
Цитата: Alexander
А нужно было преодолеть этот барьер эгоизма, хотя бы умом, и тогда пришло бы понимание (хотя бы намек на него)

“Преодолеть барьер эгоизма” невозможно, эго может только раствориться, лепестки должны опасть сами, но сначала цветок должен расцвести.

Когда мы стараемся “преодолеть барьер эгоизма” понимание не приходит, а приходит, именно, “намек на него”, проекция.

И тогда получается так:
Цитата: Alexander
В скучном мире вспышка света

и так:

Цитата: Gior
Наверно речь идет о том, что после каждого, пусть маленького, прозрения прежний мир, мир "до того" - становится скучен. Возвращаться в него не хочется, но удержатся на новом уровне от же не всегда удается.


Если после “маленького прозрения” становится скучно возвращаться – не стоит это даже называть прозрением.

Короче говоря, дуальности многовато в этой теме и присутствует попытка прыгнуть выше головы.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #62 : 14 Апрель 2008, 18:36:36 »
Цитата: Alexander
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Как поэтический образ - гениально.

По сути - сомнительно, если как истина в последней инстанции.

Кто скучно живет, тому и земля скучная. Вся земля (все творение) - Божия песнь, только не всем дано увидеть.

Цитата: Alexander
Серафим Саровский говорил: Там лучше, лучше, лучше... И при этом имел на земле жизнь с избытком. Вот такое соединение.

Согласна. Лучше.

Серафим Саровский очень любил одну икону Богородицы. Я ее видела - как раз образец "душевного" устроения иконы. Прелесть и миловидность черт при реализме письма ("прелесть" -  для меня не ругательное слово).

Он не чурался душевного, у него цельность.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #63 : 14 Апрель 2008, 18:43:49 »
Цитата: SrgK
Короче говоря, дуальности многовато в этой теме и присутствует попытка прыгнуть выше головы.

Может воздержимся от оценок темы?

Можно просто разговаривать.

Простите.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #64 : 14 Апрель 2008, 18:53:22 »
Цитата: Лермонтов
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Есть ангельские души, для которых пребывание на земле - это пребывание в плену.

Может ангельский элемент - это часть каждой души?

У меня иногда душа разрывается, так тянет "туда".

И одновременно ощущение, что просто бросить, совлечься и прямиком туда - это какое-то предательство, отречение.

Бог даст силы разобраться.

Это не от головы, но у меня подспудно убеждение, что мы спасаем каждый какой-то кусок реальности (душевной, телесной, даже материальной). Преображая ее в иное качество и унося с собой.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #65 : 14 Апрель 2008, 19:32:39 »
Цитата: Alexander
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Как поэтический образ - гениально.
По сути - сомнительно, если как истина в последней инстанции.
Кто скучно живет, тому и земля скучная. Вся земля (все творение) - Божия песнь, только не всем дано увидеть.

Маска, поэтический образ гениальный, и поэт - гений, слышавший звуки небес средь скучных песен земли. Он не жил скучно...

Скучает душа моя о Господе... (прп.Силуан)

Откуда желание обязательно довести вещь - до последней инстанции, тем более поэтический образ. Он - направляет, указует, зовет, но образ сей никогда не истина в последней инстанции. Это как притчи Господа доводить (буквально) до последней инстанции - маразм получится.

Второе Ваше объяснение (про ангельские души) лучше.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #66 : 14 Апрель 2008, 20:22:58 »
Цитировать
…«Неровные пути», то есть натиски невольных искушений, станут гладкими путями, когда ум, благосклонно приняв [все] немощи, скорби и нужды, [не перестает пребывать в духовной] радости и благодушии и через невольные труды лишает всякой силы владычество добровольных страстей.
От молитвы появляется радость, которую надлежит поддерживать, и к ней стремиться(разумно)...Труд в радости переносить легче...А вот от намеренного сокрушения, разрушающего радость наверно надо отказаться, лично мне, тем более что толку от него нет...Нет всё таки 2 параллельных пути мне кажется...
Если радость даруется Богом, наверное и следует действовать прежде всего в этом направлении...А не в общепринятом сокрушении-уничижении...

зы: Маленькая деталь...Как только решаю начать воздержание, через короткий промежуток появляется небольшая радость...Я ещё подумал-Господь и намерение лобызает...Может это намёк на движение в верном направлении...Направлении радости...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #67 : 14 Апрель 2008, 20:39:53 »
Цитата: konart
А если хоть чуть-чуть осознать что ты немощен, никто и звать тебя никак, и без Него ничего не можешь, так сразу пропадает эта горечь.

Несогласна с тем, что никто и звать тебя никак. Немощен, без Него ничего не можешь - да, но зачем "до кучи" совсем себя изничтожать.

Это и есть "аскетический разгон" типа особой страсти, который нередко замечаю. Уж если грешник - так грешнее всех. Если немощен - то вообще никто и без имени...

Скромность и в этом вопросе не лишнее. Можете назвать это трезвением.

      Нет, тут  konart прав. Именно это и переживается с огромной силой : свое ничтожество. Это не брызги навязанных чувств, устремленного в глубину своей души ума. А истинное переживание  болезнующего сердца от данной Богом осознанности своей немощи.
  В этом положении ( можно сказать, созерцании своей немощи) нельзя говорить об "аскетическом разгоне".Это остается за "бортом".  По тому как Бог подводит к той черте, когда все чувствования именно и говорят о том, что ты и в действительности всех грешнее. Так- как другие не ведают, что творят, а ты, как бы знающий, от соблазна удержать себя не можешь, хоть и стараешься...но падаешь, борешься, но побеждаем....В такие минуты и рождается слезная молитва к Богу.
   
 

   
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #68 : 14 Апрель 2008, 20:50:36 »
mirnestranik
 
Цитировать
Нет всё таки 2 параллельных пути мне кажется

    Да, нет. Мне думается один путь. Только постоянное радование находятся где-то на "финише". Помните:" В радость и Божественный чертог славы Его совнидем..."Путем бодрствования, деланья " обрящемся готови" к этому.
Потрудиться надобно.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #69 : 14 Апрель 2008, 20:56:49 »
Всему свое время - время сокрушаться и время радоваться.
Не надо погружать себя в картонный ад искусственного сокрушения - настоящий ад нас настигает сам, ад, в котором и молиться бывает невозможно.
Не надо рассуждать о сокрушенном плаче, если мы им не обладаем и не знаем, что это такое, плач - тоже дар свыше.
Не надо отвергать ни радость, ни печаль - надо принимать их, как принимаем мы день и ночь.
Не надо воображать себя величайшим грешником, надо просто пытаться видеть, что грешен насквозь и живешь в пространстве греха (это печаль), но и все время помнить, что Господь дает тебе надежду (это радость).
Уметь смотреть из бездны на небо.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #70 : 14 Апрель 2008, 21:03:17 »
Цитата: iunija
По тому как Бог подводит к той черте, когда все чувствования именно и говорят о том, что ты и в действительности всех грешнее.

Понимаю эти чувства, верю что они искренние.

Хорошо. А вот сейчас, когда вы не в пылу покаяния - вы можете это засвидетельствовать на трезвую голову? Сказать - "я всех грешнее".

Вы простите мое занудство в этих вопросах. Просто устройство аскетической души - это для меня тайна за семью печатями.

Вроде и личный опыт появился - а осмысление совсем иное. И не понять, почему это... Почему я от себя не могу произнести так как вы - "всех грешнее".
Для меня это фальшь.

Тут очень важный для меня пункт. Принципиальный.

Это субъекивная разница наших формулировок или объективная разница самих состояний? Я свое тоже обзываю "покаянием".


konart

  • Сообщений: 258
  • Константин, Москва
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #71 : 14 Апрель 2008, 21:03:57 »
Именно это и переживается с огромной силой : свое ничтожество. Это не брызги навязанных чувств, устремленного в глубину своей души ума. А истинное переживание  болезнующего сердца от данной Богом осознанности своей немощи.
  В этом положении ( можно сказать, созерцании своей немощи) нельзя говорить об "аскетическом разгоне".Это остается за "бортом".  По тому как Бог подводит к той черте, когда все чувствования именно и говорят о том, что ты и в действительности всех грешнее. Так- как другие не ведают, что творят, а ты, как бы знающий, от соблазна удержать себя не можешь, хоть и стараешься...но падаешь, борешься, но побеждаем....В такие минуты и рождается слезная молитва к Богу.
Спасибо, Вы чудесно это сказали :-) Да, именно так - "за бортом", а вовсе не "изничтожая себя".

Есть ангельские души, для которых пребывание на земле - это пребывание в плену.
Может ангельский элемент - это часть каждой души?
У меня иногда душа разрывается, так тянет "туда".
И одновременно ощущение, что просто бросить, совлечься и прямиком туда - это какое-то предательство, отречение.
Нет, не так. Я этот помысел о предательстве хорошо знаю. Очень часто приходит.
Прп. Серафим говорил что мы не можем стать святыми, потому что у нас просто нет решимости. Это вот именно про такие мысли.

Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. (Лк. 9,62)
Если Царствия Небесного нет в тебе, неважно, что ты выбрал вместо него и почему ты это выбрал.

К. С. Льюис

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #72 : 14 Апрель 2008, 21:18:09 »
Всему свое время - время сокрушаться и время радоваться.
Не надо погружать себя в картонный ад искусственного сокрушения - настоящий ад нас настигает сам, ад, в котором и молиться бывает невозможно.
Не надо рассуждать о сокрушенном плаче, если мы им не обладаем и не знаем, что это такое, плач - тоже дар свыше.
Не надо отвергать ни радость, ни печаль - надо принимать их, как принимаем мы день и ночь.
Не надо воображать себя величайшим грешником, надо просто пытаться видеть, что грешен насквозь и живешь в пространстве греха (это печаль), но и все время помнить, что Господь дает тебе надежду (это радость).
Уметь смотреть из бездны на небо.

Не конструктивно ИМХО. Гораздо конструктивнее смотреть - в чем грешен, отказываясь повторять грех.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #73 : 14 Апрель 2008, 21:20:23 »
Скучает душа моя о Господе... (прп.Силуан)

Ну и чтоб было противопоставление:

Величит душа моя Господа... (Пресвятая Богородица)

:)

Думаю, что вся печаль в т.ч. и "благодатная", от неблагодарности. За все благодарите - сказано - и радуйтесь. А если молишься все время напролет только о себе, то и радости может не быть и совсем не потому, что Господь не подает.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #74 : 14 Апрель 2008, 21:27:46 »
Не конструктивно ИМХО. Гораздо конструктивнее смотреть - в чем грешен, отказываясь повторять грех.

Да, разумеется, но беда в том, что слишком многие грехи нами все-таки повторяются.