Исихазм

Автор Тема: Максим Исп. о пути духовной радости  (Прочитано 29045 раз)

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Всем, здравствуйте!

Среди православных как-то больше принято говорить о  покаянном плаче и сокрушении о грехах. Но мало упоминается об ином пути и, Максим Исповедник говорит о нем - это путь духовной радости и благодушия.

Цитировать
…«Неровные пути», то есть натиски невольных искушений, станут гладкими путями, когда ум, благосклонно приняв [все] немощи, скорби и нужды, [не перестает пребывать в духовной] радости и благодушии и через невольные труды лишает всякой силы владычество добровольных страстей. Ибо добивающийся истинной жизни знает, что любой труд, вольный или невольный, становится смертью для наслаждения - матери смерти; поэтому он с радостью воспримет всё «неровные пути», то есть натиски невольных искушений, и, благодаря терпению пребывая в радости, делает скорби легкими и гладкими путями, неуклонно отсылая себя к почести вышнего звания (Флп. 3:14) и среди скорбей благочестиво прокладывая [свой] Божий путь.

О покаянном плаче говориться много, но ведь есть и другой путь, более высокий. О нем  и напоминает Максим Исповедник. Духовная радость тонка, чиста, прозрачна и, насколько лучше было бы, как мне кажется, войти в этот опыт, жить им, им наполняться. Это дает больший стимул и силу стремиться к Господу и подниматься по лестнице совершенствования.     

Ссылка на текст полностью здесь  http://www.hesychasm.ru/library/max/answer2.htm#p47

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #1 : 13 Апрель 2008, 12:41:54 »
Спасибо!

Поднята важная тема. Борьба со страстями, терпение скорбей, плач и сокрушение... когда они идут от человека как его подвиг и жертва, то несут в себе почти всегда ущемление, отрыв, умаление. Аскетический подвиг многотруден и безрадостен - обычный лейтмотив многих поучений. И так до тех пор, пока не примет человек благосклонно свои немощи, скорби и нужды - в духовной радости.

Среди скорбей благочестиво прокладывать Божий путь! Вот "новая", более высокая ступень аскезы. Уже не умаление, но расширение. Почему человеку тяжело бороться со своими страстями-грехами? Потому что он борется с ними, отрывает вырывает, выжигает, а это мучительно и больно. Если же принять себя как ты есть, входя в духовную радость, то от греха отказываешься по той "простой" причине, что принимаешь неизмеримо большее - Самого Господа, Его благодать. И так неровные пути аскетической борьбы выравниваются. Борьба - это только часть пути, его негативная сторона, а благосклонное принятие своих немощей в духовной радости - позитивная. В первой случае мы боремся со тьмой в нас, во втором (а он в действительности - первый) мы наполняемся духовным светом, и свет вытесняет тьму в нас.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #2 : 13 Апрель 2008, 13:06:00 »
Одно я только не понимаю, или мне не дано пока это прочувсвовать, как можно благосклонно принимать свои немощи, когда душа страдает и плачет о своей несостоятельности и несовершенства? Как я могу говорить о духовной радости видя себя прозябающей во тьме страстей и не могущей что ли бо изменить в себе без Божьего всепоможения.  ....А Господь медлит..."Скорбь бо одержит меня..."
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #3 : 13 Апрель 2008, 13:19:41 »
Благосклонное принятие немощи своей не есть потакание этой немощи. И духовная радость есть (знак и выражение) принятие благодати.

В токе благодати исправляются пути Божии в нас.

Хочу еще раз отметить, что это более высокая ступень развития, на которой уже присутствует синергия - сотрудничество человека с Богом.

Благосклонное принятие немощи не есть потакание немощи. И благосклонное принятие человека иной веры и мировоззрения не есть потакание его слабостям. И в аскетической практике, и в самой практике православной жизни это наихристианейшее отношение - в благосклонности - оказалось утерянным...

И скорбь нас одержит, потому что мы за нее держимся, а не за Господа.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #4 : 13 Апрель 2008, 14:10:31 »
приехал из монастыря)
"постоянно радуйтесь, непрестанно молитесь" эта тема редко раскрывается

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #5 : 13 Апрель 2008, 14:21:19 »
Если же принять себя как ты есть, входя в духовную радость, то от греха отказываешься по той "простой" причине, что принимаешь неизмеримо большее - Самого Господа, Его благодать.

А как "войти в духовную радость"?

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #6 : 13 Апрель 2008, 15:27:41 »
Если же принять себя как ты есть, входя в духовную радость, то от греха отказываешься по той "простой" причине, что принимаешь неизмеримо большее - Самого Господа, Его благодать. И так неровные пути аскетической борьбы выравниваются. Борьба - это только часть пути, его негативная сторона, а благосклонное принятие своих немощей в духовной радости - позитивная. В первой случае мы боремся со тьмой в нас, во втором (а он в действительности - первый) мы наполняемся духовным светом, и свет вытесняет тьму в нас.
Так...Чувствую что тема суперважная...Даже и не знаю, что спросить-то :-)
Благосклонное принятие...Это всегда радоваться, а страстные помыслы не замечать? игнорировать? не придавать им глобального значения?
Alexander плиииззз! Подробнее о технике что ли :-)Или где прочитать?...А? :-)
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #7 : 13 Апрель 2008, 15:58:25 »
Можно я поделюсь мнением ….

Вот Alexander говорит, что  скорбь нас одержит, потому что мы за нее держимся, а не за Господа.
 
Согласна в том, что мы держимся за наши скорби. Есть в нас тайное желание продлить переживания, посмаковать, пожалеть себя, вместо того, чтобы устремиться  к Свету, искать и звать Господа. Конечно же, не стоит закрывать глаза на то, какие мы на самом деле, но и давать страсти подпитку в виде излишней концентрации на ней тоже не стоит.

Должно что-то переключиться в уме, в его направленности - не на горе, а на искание Господа, Его радости. И сначала нужно себя сдвигать в этом, делать усилие.

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #8 : 13 Апрель 2008, 16:25:04 »
Сейчас приходят в голову несколько причин, по которым мы цепляемся за страдание:

- Страдание питает эго лучше, чем счастье. Счастливы все одинаково, несчастен каждый по-своему. Когда я счастлив, я, по сути дела, ничего из себя не представляю – дети счастливы, цветы счастливы, “бездуховный глупец” счастлив и т.д. Зато, когда я несчастлив – я – ого-го какой сам по себе, да еще и те же христиане станут меня уважать за мои страдания.

- Страдание смягчает чувство вины, которое закладывалось во всех нас с самого детства, чувство вины слишком тяжело переносить, вернее - невозможно, т.к. глубинная природа человека невинна, поэтому лучше быть в страдании.
 (Речь даже не о культе греховности в массовом христианстве. Простой пример. Гуляя по парку, вижу картину: мать и маленький ребенок. Ребенок прыгает в весеннюю лужу, и его глаза сияют от радости, а умная мамаша начинает: что ты делаешь?! Как тебе не стыдно?! Ты поступаешь неправильно. У этого малыша еще не успело развиться эго, он действует от невинности. А начинается воспитание.)

- А вот третья причина - значимая: только в страдании можно расти, в радости можно только радоваться.
« Последнее редактирование: 13 Апрель 2008, 17:24:17 от SrgK »

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #9 : 13 Апрель 2008, 16:48:16 »
Если же принять себя как ты есть, входя в духовную радость, то от греха отказываешься по той "простой" причине, что принимаешь неизмеримо большее - Самого Господа, Его благодать.

А как "войти в духовную радость"?

Антоний Великий
Цитировать
37. Я молился о вас, да сподобитесь и вы получить того великого огненного Духа, Которого получил я. Если хотите получить Его, так чтобы Он пребыл в вас, принесите прежде труды телесные и смирение сердца, и восторгая помышления свои на небо, день и ночь, взыщите с правотою сердца Духа сего огненного, – и Он дастся вам, Сим образом получил Его Илия Фесвитянин и Елисей с прочими Пророками. Кто возделывает себя этим возделыванием (показанными подвигами), тому дастся Дух сей навсегда и навеки. Пребудьте в молитвах с преболезненным исканием от всех сердец ваших, – и дастся вам. Ибо Дух тот обитает в правых сердцах. И он, когда принят будет, откроет вам высшие тайны; отгонит от вас страх людей и зверей, – и будет у вас небесная радость день и ночь; и будете в этом теле как те, кои уже находятся в царствии (небесном).

Серафим Саровский

Цитировать
"Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, - учил Преподобный, - сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия".

Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву. "Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять".

духовная радость и сладчайшее имя Господа
Игнатий Брянчанинов http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=201 слово о молитве Иисусовой
Цитировать
Моление молитвой Иисусовой есть установление Божественное. Установлено оно не через посредство пророка, не через посредство Апостола, не через посредство Ангела - установлено Самим Сыном Божиим и Богом. После тайной вечери, между прочими возвышеннейшими, окончательными заповеданиями и завещаниями, Господь Иисус Христос установил моление Его именем, дал этот способ моления, как новый, необычный дар, дар цены безмерной. Апостолы уже знали отчасти силу имени Иисуса: они исцеляли им неисцелимые недуги, приводили к повиновению себе бесов, побеждали, связывали, прогоняли их. Это могущественнейшее, чудное имя Господь повелевает употреблять в молитвах, обещая от него особенную действительность для молитвы...

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #10 : 13 Апрель 2008, 17:29:22 »
   Щас-с-с придёт радость без борьбы!
    Как это по-русски:"А пострадать?"
 "Сеющие слезами пожнут рукояти радости".
  Имхо,это один и тот же путь:терпение скорбей вначале переходит во вкушение сокровенной манны в последствии.
« Последнее редактирование: 13 Апрель 2008, 17:40:52 от d'URIMAR fossoris »
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #11 : 13 Апрель 2008, 18:01:49 »
Одно я только не понимаю, или мне не дано пока это прочувсвовать, как можно благосклонно принимать свои немощи, когда душа страдает и плачет о своей несостоятельности и несовершенства? Как я могу говорить о духовной радости видя себя прозябающей во тьме страстей и не могущей что ли бо изменить в себе без Божьего всепоможения.  ....А Господь медлит..."Скорбь бо одержит меня..."
Давно хотел сказать вот о чём...Было время днями не проходила радость.И молиться хотелось,и относительно легко получалась молитва...Потом подумал, надо каяться, сокрушаться, получилось какое-то полу уныние...Молиться стало тяжелее, намного, а страсти как были так и остались, и ещё когда находишься в полуунылом состоянии, то ненавидишь не только себя, но и частично весь мир...Когда же радуешься, то весь мир радует глаз, труднее осудить кого-то, или обидеться...
В то время что бы не терять радость старался её поддерживать вплоть до: На душе кисляк, а я "Слава Тебе Боже" несколько раз, перерыв, и ещё серия.Отчасти помогало...И ещё...Произнося молитву параллельно как бы коментировал...Господи(упование мое (надежда)) Иисусе Христе(Бог есть Любовь) и т. д.Вот такой комментарий действовал эффективнее...Почему радость сопровождала Бог есть Любовь в наибольшей степени, до сих пор не очень-то понимаю...
Резюме:  Я понимаю что это наверное душевная радость, но может быть она приготовляет к принятию духовной...И во время молитвы думать о Бог есть Любовь, комфортней и радостней, нежели КАКАЯ Я СВИНЬЯ...Не знаю что полезней :-)
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #12 : 13 Апрель 2008, 18:09:17 »
Здесь уже цитировали из патерика...Два монаха согрешили,раскаялись,затворились,через год их спросили...Один каялся до мозга костей, другой радовался...Главное покаяние обоих было принято Богом...Наверное наряду с омовением слезами, есть омовение радостью о Господе... :-)
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #13 : 13 Апрель 2008, 18:16:44 »
Наверное наряду с омовением слезами, есть омовение радостью о Господе... :-)

Но это ведь не 2 параллельных пути, а два этапа одного пути, так что, не будем ударяться в дешевый позитив!

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Максим Исп. о пути духовной радости
« Ответ #14 : 13 Апрель 2008, 18:21:45 »
Наверное наряду с омовением слезами, есть омовение радостью о Господе... :-)

Но это ведь не 2 параллельных пути, а два этапа одного пути, так что, не будем ударяться в дешевый позитив!
Помыслы с.о. учат судить по плодам...Когда радуюсь, меньше осуждаю и т.д.  Когда сокрушаюсь, частично ненавижу и весь мир...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.