У меня есть серьезные замечания, и их не мало.
1. У отцов можно найти очень разные определения... но они привязаны к конкретному объяснению. Эти определения имеют поэтико-аскетический характер, и вырванные из конкретного места, они теряют свой специфический аромат. Рационализировать эти определения, обобщать, соединять или расчленять, а затем конструировать какие-то выводы - изымать из них действенную силу аскетического и поэтического образа.
2.
***А то, что слова молитвы должны идти друг за другом в строгом порядке и с соответствующими смыслами, определяется тем, что молитва идет к Богу не через пустоту, а через порядки ангельских сил. Об этом поговорим, когда будем рассматривать Иисусову молитву.***
а) А непосредственно не может? Разве Бог отделен "намертво" от человека ангельскими силами?
б) Когда молитва идет через ангельские силы, то очевидно, что их строй отличен от казарменного порядка, если уж считать, что строй ангельских сил определяет строй словесной молитвы. Поэтому строй словесной молитвы прежде всего живой, он - дышит. Об этом и опыт св.отцов, использующих разные словесные формулировки. Но и сам строй словесной молитвы - лишь калька молитвы более высокой, которая уже не словесная, а умно-сердечная или созерцательная и сверхсловесная. И постижение смыслов наилучшим образом происходит не в грубой словесной форме.
в) Известно, что жесткая словесная связка используется в магическом и оккультном типе молитвы-заклинания. И это вещь, которую никак не следует пропагандировать.
3. Ряд высказываний вызывает недоумение у участников форума, и, видимо, некая назидательность и присутствие снисходительно-учительских нот в высказываниях уважаемого о.Дионисия ни сколько не помогает снять это недоумение.
4. И последнее. По моему мнению, смысл молитвы "Господи, помилуй!" в заглавном сообщении этой темы практически не раскрыт. Я вижу некое внешнее изъяснение смысла, тяжеловесное и довольно спорное.